Основные международные организации: геополитическое содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Целью и задачами курсовой работы является изучение понятия, основных целей и функций международных организаций; уяснение особенностей в укреплении межгосударственных связей и мирных отношений между странами; освещение развития международного сообщества в ходе исторических изменений в мире. В общем, дать представление о главных проявлениях международных организаций в создании и поддержании мира; рассмотреть роль и значение МО в современном мире. Также проанализировать и выявить наиболее острую и актуальную проблему современных международных организаций, внести предложения направленные на снижение войн и конфликтов между государствами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
I Общая характеристика международных организаций………………...4
1.1. Понятие и классификация международных организаций …….………..4
1.2. Социальная природа и история возникновения международных организаций…………………………………………………………………….7
1.3. Порядок создания международных организаций и прекращения их существования…………………………….……………………………………9
1.4. Органы международных организаций и решения, принимаемые органами международных организаций…………………………………….10
II. Геополитическое содержание основных международных организаций………………………………………………………………………..12
2.1.Организация объединенных наций (ООН)…...........................................12
2.1.1. Международный валютный фонд (МВФ)………………………..17
2.2. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)….18
2.3. Организация Североатлантического договора (НАТО)……….............20
2.4. Европейский Союз (ЕС)………...…………………………………….....22
III. Геополитические функции международных организаций………...23
3.1. Значение МО в современном мире……………………………………...23
Заключение..................................…......................…........................................26
Приложение ……………….…………………………………………………..27
Список литературы.........................................................….............................29

Работа содержит 1 файл

Курсовая по геополитике на распечатку.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Международные организации как элитарный идеал  наиболее разумной и справедливой организации  социальной жизни рассматривались  многими выдающимися философами. Анри Сен-Симон мечтал о создании Европейского парламента, способного предотвратить войны на континенте; Иеримея Бентам предполагал, что создание международного суда может стать универсальным средством разрешения конфликтных межгосударственных ситуаций; Иммануил Кант предлагал создать мировое правительство в виде "лиги мира для свободных государств".

В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций суверенных государств, стремящихся к национальной независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Научно-технический  прогресс привел к тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь и взаимозависимость наций друг от друга. Необходимость примирения этих двух противоположных тенденций - желания развиваться в рамках суверенного государства и невозможности делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации. Последние, в свою очередь, эволюционизировали к дистанцированию от национальных государств, к оформлению статуса самостоятельных субъектов международного права.

Вопрос о  возникновении первой международной  организации до сих пор остается спорным, чаще всего называют таковой  Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в XIX веке создавались так называемые квазиколониальные организации (например, Западный Ириан), просуществовавшие очень недолго, и административные союзы. 
Именно административные союзы и оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций. Первая мировая война задержала развитие международных организаций и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для развития человеческой цивилизации стимулировало появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.

Один из таких  проектов лег в основу Лиги Наций (1919), так и не ставшей эффективным инструментом политического международного сотрудничества во имя сохранения мира и поддержания безопасности государств. 
С позиций сегодняшнего дня неудачи Лиги Наций объясняются причинами двойственного характера. Во-первых, общеполитическая обстановка 1919-1939 годов не содействовала позитивным акциям новой международной политической структуры: преобладающей в развитии мирового сообщества была не интеграционная, а центробежная тенденция. Происходило усиление националистического статуса государств-членов, стремящихся к изоляции или доминирующему положению в мире. Крайними полюсами этой тенденции можно назвать национал-социалистическую Германию и коммунистический Советский Союз. Во-вторых, организационно-правовой, юридический механизм Лиги Наций был крайне несовершенен и не позволял эффективно разрешать конфликтные ситуации между государствами-членами, вести поиск мирных путей для развития межгосударственных отношений. 
В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась крайне медленными темпами.

Вторая мировая  война в силу ее масштаба дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе во многих государствах по разработке проблем послевоенной организации мира и безопасности. 
На правительственном уровне вопрос о создании организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны. Можно даже сказать, что параллельно с военными усилиями, направленными на то, чтобы выиграть войну, три государства - члена антигитлеровской коалиции - уделяли немалое внимание и вопросу о том, как строить мир, занимались разработкой принципов и планов будущей глобальной международной организации. 
        В научной литературе серьезные разногласия вызывает вопрос о том, кто из союзников и в каком документе первым предложил создание Организации 
Объединенных Наций. Западные ученые таким документом называли Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 4 декабря 1941 года. Представляется, что усилия союзников по созданию ООН были обоюдны и равновелики. 
       Отмеченные биполярностью, противостоянием и растущим взаимным непониманием, годы холодной войны воспрепятствовали выполнению многими международными организациями надежд, которые возлагались на них как самими государствами, так и общественным мнением. Переломной в этом смысле стала эпоха 1989-1990 годов. Крутые перемены связаны с падением Берлинской стены и утратой политическими идеологиями их прежней власти, что явилось причиной поворота в двусторонних и многосторонних отношениях различных стран.

Сейчас возникла необходимость по-новому организовать совместную жизнь народов. Вопрос о ее принципах и целях уже поставлен. К сожалению, ответы на него часто носят утопический характер. Участились региональные конфликты, связанные с национализмом и стремлением к суверенитету. К ним добавляются религиозные и этнические страсти, социальные различия и культурные противоречия, территориальные притязания и стремление к политической и экономической власти.

Важно создать  конструктивную многостороннюю базу международного сотрудничества, установить глобальные и региональные зоны мирного сосуществования, стабилизировать их, сделать контролируемыми и жизнеспособными с использованием обновленных или новых механизмов. 
Приоритетными направлениями в этой области являются: полное использование потенциала Объединенных Наций (превентивная дипломатия, установление и обеспечение мира), реформа ООН, повышение безопасности и предсказуемости мировых торговых отношений посредством создания многосторонней торговой организации, а также претворение в жизнь разработанных международным сообществом в последние годы концепций.

 

1.3. Порядок создания международных организаций и прекращения их существования

 

Международные организации  создаются государствами. Процесс  создания международной организации  проходит в три этапа: принятие учредительного документа, создание материальной структуры организации, созыв главных органов.

Первый шаг предполагает созыв международной конференции  для выработки и принятия текста договора. Его наименование может  быть различным, например, статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС).

Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специально подготовленные органы, которые  подготавливают проекты правил процедуры  будущих органов организации, перерабатывают весь круг вопросов, касающийся создания штаб-квартиры и др.

Созыв главных органов  завершает мероприятия по созданию международной организации.

Согласованное волеизъявление государств-членов МО является прекращением существования МО. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Например,  28 июня 1991 г. в Будапеште был ликвидирован Совет Экономической Взаимопомощи. Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия подписали Протокол о расформировании организации. Для урегулирования споров и претензий был создан ликвидационный комитет.

 

1.4. Органы международных  организаций и решения, принимаемые  органами международных организаций

 

В понятие органов  международной организации входит следующее: это составная часть международной организации, ее структурное звено; орган создается на основании учредительного или иных актов международной организации; он наделен определенной компетенцией, полномочиями и функциями; он обладает внутренней структурой и имеет определенный состав; разработан порядок принятия им решений; в учредительном или иных актах закреплен его правовой статус.

Исходя из характера  членства можно выделить следующие органы:

- межправительственные;

- межпарламентские (характерно для Европейского союза.  Состоят  из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения);

- административные (из международных должностных лиц, находящихся на службе в МО);

- состоящие из лиц в личном качестве, с участием представителей различных социальных групп.

Наиболее важными являются межправительственные органы, которые  состоят из представителей государств-членов. Государства-члены направляют своих представителей в межправительственные органы, действующих от их имени.  Совсем не обязательно, чтобы представитель был дипломатом, иногда нужно, чтобы он был специалистом в области деятельности организации.

Межпарламентские органы характерны для Европейского Союза. Они состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения. Одним из органов Совета Европы является Парламентская ассамблея.

Административные органы состоят из международных должностных  лиц, находящихся на службе в международной  организации и ответственных  только перед ней.

Довольно существенную роль играют органы, состоящие из лиц в личном качестве (например, арбитражные и судебные органы, комитеты экспертов).

Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов: пленарные, состоящие из всех государств-членов и органы ограниченного состава.

В последнее время  в деятельности ряда МО наблюдается  тенденция к повышению роли органов  ограниченного членства, важное значение для которых имеет состав (особенно это касается ООН). Органы должны быть укомплектованы таким образом, чтобы  принимаемые ими решения отражали интересы всех государств.

Решения международных  организаций принимается ее органами. Решение можно определить как  волеизъявление государств-членов в  компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями  устава данной организации.

Процесс формирования решения  начинается с проявления инициативы. Оно может исходить от государства, группы государств, от органов или  должностных лиц.

Следующий этап создания решения – внесение проблемы в  повестку дня органа, принимающего решение. В Генеральной Ассамблее ООН предварительная повестка дня составляется за 60 дней до открытия очередной сессии.

После внесения вопроса  в повестку дня он либо обсуждается  непосредственно в самом органе, либо передается на рассмотрение специально создаваемых комиссий.

Важное место в процессе формирования решений занимает этап обсуждения. Будь то в главных или  во вспомогательных органах, это  обсуждение имеет политическое значение и конкретный юридический результат: будет ли поставлен на голосование  проект решения или резолюции.

Решающим этапом принятия решения является голосование. В  подавляющем большинстве органов  международных организаций каждая делегация имеет один голос.

Решения могут приниматься  единогласно, простым или квалифицированным  большинством. В некоторых случаях решения могут приниматься без голосования, путем аккламации или без возражений.

В практике деятельности международных организаций все  большее распространение находит  процедура принятия решения на основе консенсуса. Согласованный текст  решения объявляется председателем органа без проведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решения в целом.

 

II. Геополитическое содержание основных международных организаций

 

2.1.Организация объединенных наций (ООН)

 

ООН международная организация, основанная в 1945, со штаб-квартирой в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после окончания Второй мировой войны. Ее задачи определены Уставом ООН: «Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру... Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов... для обеспечения сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и всемерно способствовать развитию уважения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». ООН объединяет в настоящее время 191 стран мира.

Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:

- ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.

- Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.

- ООН сама стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди других организаций - источников международного права. По инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни.

- В принципах построения ООН  (прежде всего в предоставлении  особого статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации.

- Под сенью ООН существует большое число межправительственных организаций, осуществляющих регулирование международной жизни в рамках своего функционального предназначения (см. приложение 2).

- ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.

Особое значение приобрели  усилия ООН по поддержанию мира. Если за первые четыре десятилетия своего существования ООН осуществила 14 различных миссий и операций с направлением наблюдателей, посредников или военного персонала в районы конфликтов, то с 1988 г. были инициированы 33 миротворческие акции. Пик активности в этой области пришелся на 1995 г., когда общее число задействованного в миротворческой деятельности ООН персонала составило почти 70 тыс. человек (включая 31 тыс. военнослужащих) более чем из 70 стран. Значительное развитие по линии ООН получили превентивная дипломатия (миссии по установлению фактов, усилия по примирению сторон, посредничество и т.п.), организация наблюдения за перемирием, гуманитарные операции (оказание помощи беженцам и другим жертвам конфликтов), содействие послеконфликтной реабилитации. В той или иной форме ООН была вовлечена в усилия по урегулированию в большинстве «горячих точек» текущего десятилетия - в Сомали, Мозамбике, Камбодже, Афганистане, Центральной Америке, на Гаити, в бывшей Югославии, на Ближнем и Среднем Востоке, в Руанде, Западной Сахаре, Таджикистане, Грузии. Вместе с тем Совет Безопасности использовал и такие инструменты, как санкции (экономические, политические, дипломатические, финансовые и иные принудительные меры, не связанные с использованием вооруженных сил) и принудительное разоружение (в отношении Ирака).

Информация о работе Основные международные организации: геополитическое содержание