Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 09:21, реферат
Термин "национальная безопасность" в российском научном и политическом лексиконе появился недавно, в последнее десятилетие новейшей истории страны. Для обозначения социального явления защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, использовались разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и др. Все эти понятия, с различных сторон, прямо или косвенно, характеризуют явление национальной безопасности.
1. Введение ………………………………………………………………….. 2
2. Понятия, цели и задачи национальной безопасности …………………..5
3. Средства обеспечения национальной безопасности России…………..12
4. Заключение………………………………………………………………..15
5. Список литературы……………………………………………………….17
Судебные
органы обеспечивают защиту конституционного
строя в Российской Федерации, руководствуясь
Конституцией и законами Российской Федерации,
конституциями и законами республик в
составе Российской Федерации; осуществляют
правосудие по делам о преступлениях,
посягающих на безопасность личности,
общества и государства; обеспечивают
судебную защиту граждан, общественных
и иных организаций и объединений, чьи
права были нарушены в связи с деятельностью
по обеспечению безопасности.
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Граждане,
общественные и иные организации, объединения
также являются субъектами безопасности,
обладают правами и обязанностями по участию
в обеспечении безопасности в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Законодательством республик в составе
Российской Федерации, нормативными актами
органов государственной власти и управления
краев, областей, автономной области и
автономных округов, принятыми в пределах
их компетенции в данной сфере. Следует
отметить, что создание органов обеспечения
безопасности, не установленных законом
Российской Федерации, не допускается.
Государство,
кроме того, обеспечивает правовую
и социальную защиту гражданам, общественным
и иным организациям и объединениям, оказывающим
содействие в обеспечении безопасности
в соответствии с законом.
Безопасность
достигается проведением единой
государственной политики в области
обеспечения безопасности, системой мер
экономического, политического, организационного
и иного характера, адекватных угрозам
жизненно важным интересам личности, общества
и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Таким
образом, можно сказать, что систему
безопасности образуют органы законодательной,
исполнительной и судебной властей, государственные,
общественные и иные организации и объединения,
граждане, принимающие участие в обеспечении
безопасности в соответствии с законом,
а также законодательство, регламентирующее
отношения в сфере безопасности.
Основными функциями системы безопасности являются:
1. выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
2. создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
3. управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
4. осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
5. участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
В советском
обществе безопасность отождествлялась
с государственной безопасностью, под
которой понималась совокупность мер
по защите существующего государственного
и общественного строя, территориальной
неприкосновенности и независимости государства
от подрывной деятельности разведывательных
и иных специальных служб враждебных государств,
а также от противников существующего
строя внутри страны. Однако это нередко
приводило к недооценке опасностей и угроз
в других сферах жизни.
В связи
с этим после распада Советского
Союза и изменением взглядов военно-политического
руководства Российского государства
на систему обеспечения его безопасности
в официальные документы был введен термин
«национальная безопасность».
Понятие
«национальная безопасность» появилось
в политическом лексиконе сравнительно
недавно. Впервые термин «национальная
безопасность» был употреблен в 1904 году
в послании президента США Теодора Рузвельта
Конгрессу, где он обосновал присоединение
зоны Панамского канала интересами «национальной
безопасности» США. В последующем эта
проблема стала стержневой в исследованиях
американских политологов.
В 1947 году Конгресс США принял закон «О национальной безопасности», согласно которому был создан существующий и поныне совет национальной безопасности (СНБ). В совете разрабатывается система целей, интересов, угроз и приоритетов национальной политики. В целях повышения качества аналитического обеспечения с 1971 года в США действует подкомитет СНБ на уровне заместителей министров, который устанавливает приоритеты США.
В СССР
проблема национальной безопасности официально
не разрабатывалась. Она как бы включалась
в привычную для советского времени категорию
«обороноспособность».
В Российской
Федерации определение
Национальная безопасность представляет собой сложную, многоуровневую, открытую, динамическую систему, в основе которой лежит триединство отношений базовых социальных субъектов - личности, общества и государства. Причем формирование и функционирование этой системы обусловлено воздействием множества факторов: исторических, географических, этнических, демографических, социально-политических, экономических, культурных, религиозных и т.д.
Теоретические исследования системы национальной безопасности позволили российским ученым разработать категориальный аппарат и общепринятые подходы к её исследованию. Результаты этих исследований легли в основу практической разработки «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300, а также в её изменения и дополнения, внесенные Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации – это не что иное, как система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации, а также определение национальной безопасности Российской Федерации, под которой понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Чем же
была вызвана необходимость
- Во-первых, наличием кризисных явлений в экономической сфере, в системе общественных отношений и в военной области. Возникла настоятельная необходимость в уточнении системы официально принятых взглядов на национальную безопасность России, характера угроз интересам государства, целей и стратегии государства по обеспечению этих интересов.
- Во-вторых, отсутствием духовной основы, способной объединить общество, которое нуждается в определенном объединяющем стержне, на базе которого можно было бы сформировать широкое согласие в рамках основных сегодняшних общероссийских интересов, целей и возможностей.
- В-третьих, необходимостью приведения всей системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (силы, средства, органы, нормативно-правовая база их функционирования) в соответствие с реалиями международной обстановки, экономическими возможностями государства, уровнем духовной готовности общества к переменам. Эта система должна отражать сегодняшние и перспективные приоритеты безопасности и обеспечивать устойчивость развития общества и государства.
- В-четвертых,
Концепция национальной безопасности
как политический документ должна была
стать основой для разработки конкретных
программ и организационных документов,
для планирования и реализации всего процесса
государственного строительства в области
обеспечения безопасности.
Следует
понимать, что процесс совершенствования
системы обеспечения национальной
безопасности не закончился принятием
данной редакции Концепции. Со временем
появляются новые угрозы безопасности
страны, развивается наука и практика
ее обеспечения, все это, несомненно, вызовет
к жизни новую редакцию Концепции.
Система
обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации создается и развивается
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, указами
и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации,
федеральными программами в этой области.
Основу
системы обеспечения
Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
В формировании
и реализации политики обеспечения
национальной безопасности Российской
Федерации принимают участие:
Президент
Российской Федерации руководит в пределах
своих конституционных полномочий органами
и силами обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации; санкционирует
действия по обеспечению национальной
безопасности; в соответствии с законодательством
Российской Федерации формирует, реорганизует
и упраздняет подчиненные ему органы и
силы обеспечения национальной безопасности;
выступает с посланиями, обращениями и
директивами по проблемам национальной
безопасности, в своих ежегодных посланиях
Федеральному Собранию уточняет отдельные
положения Концепции национальной безопасности
Российской Федерации, определяет направления
текущей внутренней и внешней политики
страны.
Федеральное
Собрание Российской Федерации на основе
Конституции Российской Федерации по
представлению Президента Российской
Федерации и Правительства Российской
Федерации формирует законодательную
базу в области обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации.
Правительство
Российской Федерации в пределах своих
полномочий и с учетом сформулированных
в ежегодных посланиях Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию приоритетов
в области обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации координирует деятельность
федеральных органов исполнительной власти,
а также органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, формирует
в установленном порядке статьи федерального
бюджета для реализации конкретных целевых
программ в этой области.
Совет
безопасности Российской Федерации создан
весной 1992 года. В состав Совета безопасности
Российской Федерации входят: председатель,
секретарь, постоянные члены и члены Совета
безопасности. Председателем Совета безопасности
является по должности Президент Российской
Федерации. В зависимости от содержания
рассматриваемого вопроса Совет безопасности
Российской Федерации может привлекать
к участию в заседаниях на правах консультантов
и других лиц.
Совет
безопасности проводит работу по упреждающему
выявлению и оценке угроз национальной
безопасности Российской Федерации, оперативно
готовит для Президента Российской Федерации
проекты решений по их предотвращению,
разрабатывает предложения в области
обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации, а также предложения
по уточнению отдельных положений Концепции
национальной безопасности Российской
Федерации, координирует деятельность
сил и органов обеспечения национальной
безопасности, контролирует реализацию
федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации решений
в этой области.