Международные отношения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 00:58, контрольная работа

Описание работы

После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.
Значительно пострадала обороноспособность, практически отсутствовали границы с бывшими республиками. Российский флот лишился баз в Балтийском море, предстояло делить черноморский флот с Украиной. Бывшие республики национализировали наиболее мощные военные группировки на своих территориях.

Содержание

Введение
1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия
2. Основные теории международной политики
3. Современные тенденции развития международных отношений
4. Россия в системе международных отношений
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

геополитика 2.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

      В свою очередь это оказывает  глубокие последствия на политические отношения с точки зрения их непосредственных участников. 

    4. Россия в системе международных отношений.

    В конце XX века для россии возникли задачи, связанные с поиском, установлением места и роли нового государства в мировом сообществе. Россия не унаследовала от СССР ни статуса сверхдержавы, ни роли одного из центров мировой политики, равновесного США и их союзников. Резко снизилось ее геополитическое пространство. С распадом Советского Союза Россия была как бы оттеснена дальше в восточную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, ослаблена инфраструктура, так как вместе с Украиной, Белоруссией и Прибалтикой от нее отошли и наиболее развитые в этом отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью.

    После роспуска Варшавского договора соотношение  сил в Европе изменилось не в пользу России, усилилось влияние НАТО, которое вскоре выйдет на государственную границу России. Россия утратила своих бывших союзников и не приобрела ни одного нового.

    Обширность  географического пространства и  неравномерное распределение природных  богатств на территории страны, этноцивилизационное многообразие ее населения, включающее более 150 различных народов, большая протяженность сухопутной и морской государственной границы, большое количество примыкающих к ним или расположенных рядом плотнозаселенных и имеющих ограниченные природные ресурсы иностранных государств, многие из которых заинтересованы в расчленении России и включении отдельных ее богатых природными ресурсами регионов в состав своей территории, — все это накладывает отпечаток на формирование внешней политики России.

    В результате непродуманных реформ экономический  и военный потенциал страны заметно снизился. Происходит ее вытеснение на периферию, на задворки мировой экономики. По большинству параметров (кроме размеров территории и ядерного потенциала) Россия перешла в категорию средних держав. Снижение экономической, технологической и военной мощи России существенно уменьшило ее международный авторитет. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается.

    Когда-то действительно великой стране, мировой  державе сегодня приходится искать более или менее удобное место  и играть скромную роль в условиях интенсивного наращивания геополитического потенциала США, Китаем, объединенной Европой и рядом других стран.

    Стремление  вернуть геополитический статус сверхдержавы или даже перворазрядной великой державы сегодня пока несостоятельно и, может, даже губительно.

    В поисках своего места в международной  политике, которое бы соответствовало  ее возможностям, ее традициям, России придется учитывать как реальности нынешнего моноцентризма при гегемонии США, так и вероятные перспективы формирования полицентризма в мировом геополитическом пространстве и изменяющихся международных отношениях.

    Современной России следует избегать негативных аспектов формирования нового мирового порядка, следует научиться использовать благоприятные факторы.

    Сегодня Россия имеет значительные возможности  для ведения активной внешней  политики. Она сохраняет за собой  место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самую большую территорию со значительными природными богатствами, образованное население.

    Следует отметить своеобразное геополитическое  положение России.

      Наша страна занимает центральную  позицию на карте мира.

    Этот  регион иногда называют сердцевиной  Земли. Западной частью страна входит в Европу, восточной в Азию.

    Однако  следует подчеркнуть, что выработка  национальных приоритетов в современной  России идет сложно и противоречиво. Понятно, что интересы безопасности России требуют создания прочных взаимовыгодных связей с ближайшим географическим окружением, активного развития экономического, социального, культурного сотрудничества с определенными странами. Но до сих пор четко не сформулированы национальные или государственные интересы страны. Можно сказать, что внешняя политика России находится в стадии становления.

    Но  уже сегодня можно выделить основные черты этой политики:

    1. Россия отвергает всякую войну, применение военной силы как средство достижения политических, экономических и других внешних целей.

    2. Краеугольным камнем нашей внешней политики стало положение о том, что Россия ни к одному государству не относится как к своему противнику.

    3. Заявлено, что Россия будет защищать не идеологию, а свои жизненно важные интересы.

    4. Внешняя политика не должна быть «затратной», а быть взаимовыгодной.

    Все больше людей в России осознают, что сохранение суверенитета, целостности и единства России выступает в качестве ее главного национального интереса. И, исходя из этого, складываются основные направления внешней политики Российского государства.

    Первостепенной  важности задачей внешней политики России является установление нормальных доверительных отношений со странами Запада.

    В решении задач консолидации мирового сообщества важное место занимает Европа. Для стран Западной Европы Россия и в ближайшие годы будет поставлять нефть, газ, химические продукты, пиломатериалы и другое сырье.

    Но  Россия является также крупнейшей азиатской  державой, и для стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии Россия может стать партнером именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры и образования.

    Уникальное  географическое положение России должно быть также использовано к ее экономической  и политической выгоде. Через Россию идут самые удобные пути, соединяющие страны Западной Европы и Тихоокеанского региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звена между Западом и Востоком.

    В российской внешней политике постепенно происходит осознание объективного закона — закона региональной общности, указывающего на то, что у наций, живущих в одной части мира, имеются общие интересы, связанные с поддержанием добрососедских отношений, экономической кооперации. Если даже отвлечься от факта многовекового пребывания в едином государстве, географическая близость, единство региональных проблем сами по себе являются фактором установления все более тесного сотрудничества и интеграции со странами, образовавшимися на территории бывшего СССР, со странами СНГ.

    Внешнеполитической  стала проблема защиты прав 25 млн. этнических русских, оказавшихся против своей воли иммигрантами в новых суверенных государствах.

    Внешняя политика в настоящее время должна быть сориентирована на то, чтобы избежать изоляции, включиться в мировое сообщество в качестве суверенной, уважающей себя державы. Россия должна занять достойное место в системе международных отношений, основанных на равенстве сторон, взаимном уважении, взаимовыгодном сотрудничестве.

    Наряду  с защитой своих сугубо национальных интересов, Россия должна принимать активное участие в решении глобальных проблем современности.

    Однако  самыми важными условиями обретения  достойного статуса в международных  отношениях являются укрепление целостности Российской Федерации, а также развитие собственного экономического потенциала. Лишь при выполнении этих условий возможно решение труднейшей задачи — превращения России из униженного и завистливого наблюдателя в самодостаточный и свободный субъект международных отношений.

Заключение. 

       Важным фактором развития национальной  экономики являются внешнеэкономические  связи. Опора на собственные  силы - это политика, при которой  какое-либо государство стремится  не допускать превышения импорта  над экспортом, жестко контролируя движение товаров и услуг или капиталов через свою границу. Такой политики, как правило, придерживаются тоталитарные страны, политические режимы которых пытаются максимально ограничить внешние контакты своих граждан. Выгода от внешней торговли и в том, что она позволяет сравнить экономические условия стран как бы подстегивая их развитие. При этом одни страны освобождаются от напряжения производства, а другие получают внешний импульс для экономического процесса. Любые ограничения внешней торговли отрицательно сказываются на экономике страны, однако это вовсе не означает, что она не должна быть объектом государственного регулирования.

    В настоящий момент у России сложились  очень сложные отношения со многими  странами. Россия не находится в  авторитете. Можно только вспомнить март 1999 года, когда в соответствии с принятой доктриной «гуманитарная интервенция» Североатлантический альянс вышел за пределы зоны своего влияния и совершил нападение в марте 1999 г. на Югославию. США не прислушались к доводам России и не отказались от нанесения ракетного удара по Ираку. Сегодня активно обсуждаются американские планы выхода из Договора о ПРО 1972 г., которые в случае их реализации разрушат всю существующую систему контроля над ядерными вооружениями в мире.

    Если  говорить о странах СНГ, то здесь ситуацию можно описать, как не намного лучше, чем с США. Это и Грузия, которая постоянно держит Россию в напряжении, воюя с Абхазией. Это и Эстония, которая недавно  хотела снести памятник, посвященной победе СССР в Великой Отечественной войне. Это и Украина, стремящаяся в НАТО, а также ее сотрудничество с США, которая хочет развернуть свою военную базу на Крыму.

    События последних лет во многом превзошли  самые смелые прогнозы и предположения. Терракты 11-ого  сентября в Нью-Йорке  и  ответная акция  США  в Афганистане буквально перевернули всю международную политику, как России, так и   всех остальных  стран мира. Еще несколько лет назад  присутствие сил НАТО в странах Средней   Азии таких, как Узбекистан и Таджикистан, было попросту невозможным, сейчас это уже реальность. Бомбардировки Афганистана ставят под сомнение саму необходимость существования Совета Безопасности ООН в его сегодняшнем виде.

    Исходя  из вышесказанного, я считаю, что  вероятность третьей мировой  войны, а также мировой терроризм стали действительно глобальными угрозами, и в связи с этим на  первое место в международных отношениях выходит военно-техническое сотрудничество. Односторонний выход США из договора по ПРО ставит перед  нашей страной непростую задачу – удержаться от новой гонки  вооружений. Конфликт двух ядерных держав, Индии и Пакистана, еще более остро ставит вопрос о контроле за распространением ядерного вооружения.

    Мир вступил в новый XXI век с еще большим количеством глобальных проблем, и не поддаться сиюминутным порывам, остаться целостным независимым государством – это и есть, на мой взгляд, главный национальный приоритет России.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература.

1. Алексеев С.  В., Каламанов В. А., Черненко А.  Г. Идеологические ориентиры России (Основы новой общерусской идеологии): в 2-х тт. Т. 1. — М., 1998. — С. 228—315

2. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. — М., 1998.

3. Мурадян А.  А. Самая благородная наука  (Об основных понятиях международно-политической теории).—М., 1990

4.   Цыганков П. А. Международные отношения. — М., 1996.

5. Поздняков  В.С., Розенберг М.Т. Право и  внешняя торговля. - М.: Международные  отношения, 1987

6. Богуславский  М.М. Международное частное право. - М.: Международные отношения, 1994.

7. Гольцберг  М.А., Воронова А.В. Международная  торговля: финансовые операции, страхование  и другие услуги. - М.: Изд-во “БИНОМ”, 1994.

8. Герчикова  И.Н. Маркетинг и Международное  коммерческое дело. - М.: Внешторгиздат, 1990.

9. Митрович  Б.Т. Рекламации в международной торговле. - М.: Юридическая литература, 1991. 


Информация о работе Международные отношения России