Международное экономическое положение современного Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки и проведения собственной внешней политики. Главной задачей государства во внешней политике стало определение внешнеполитических приоритетов и системы национальной безопасности, своих национальных интересов и, исходя из них, стратегию внешней политики, обороны и военную доктрину.
Создавая систему национальной безопасности, Казахстан должен был исходить из особенностей своего геополитического и экономического положения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
1. Международное положение Казахстана и выработка стратегии внешней политики…………………………………………………………………..3
1.1 Международное положение Казахстана и выработка стратегии внешней политики………………………………………………………………………3
2. Теоретические проблемы и вопросы моделирования экономики Республики Казахстан………………………………………………………..9
2.1 Международная практика реализации внешнеторговой деятельности и выводы для Казахстана……………………………………………………….9
3. Международная практика реализации внешнеторговой деятельности и выводы для Казахстана………………………………………………………13
4. Оценка макроэкономической, институциональной и правовой среды Республики Казахстан, как приоритетных направлений повышения национальной конкурентоспособности…………………………………….14
4.1 Конкурентоспособность национальной экономики…………………..14
5. Правовая среда……………………………………………………………..16
5.1 Анализ состояния правовой среды……………………………………...16
6. Свобода ведения бизнеса в казахстанской среде……………………….19
Заключение…………………………………………………………………….21
Литература……………………………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 50.74 Кб (Скачать)

- вертикальные и горизонтальные  аспекты конкурентоспособности;

- эффективный бизнес;

- устойчивое развитие, высокое  качество жизни населения, современная  система образования.

В данной статье по одному из приоритетов – макроэкономическая, институциональная и правовая среда - проведен анализ достигнутого уровня конкурентоспособности, в результате которого даны рекомендации по повышению  уровня конкурентоспособности страны, развитию соответствующих резервов, локализации имеющихся угроз.

При этом, в анализе развития приоритета в государстве проводились:

1.     Мониторинг и анализ информации государственных органов;

2.     Мониторинг и анализ материалов средств массовой информации;

3.     Мониторинг и анализ результатов оценок, проводимых

международными организациями  и рейтинговыми агентствами.

Ниже приводятся основные аспекты, необходимые для рассмотрения при анализе процесса достижения качественного уровня конкурентоспособности.

Макроэкономическая ситуация:

1. Уровень ВВП

2. Уровень инфляции

3.  Уровень безработицы

4.  Уровень внешнего долга к ВВП

Оценивается по шкале от 1-10 (10-100%)

1. Институциональная среда

2. Бюджетная система

3. Финансовая система

4. Налоговая и таможенная  системы

5. Судебная система

Оценивается по шкале от 1-10 (10-100%)

1. Правовая среда

2. Борбьба с коррупцией. Создание новых, более совершенных форм борьбы с коррупцией.

3. Устранение административных  барьеров, препятствующих развитию  бизнеса.

4.Развитие внутренней  конкуренции

Оценивается по шкале от 1-10 (10-100%)

                                          5. Правовая среда

                             5.1 Анализ состояния правовой среды.

Анализ состояния правовой среды Казахстана охватывает меры, нацеленные на борьбу с коррупцией, создание новых, более совершенных  форм борьбы с коррупцией, устранение административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса, а также на развитие внутренней конкуренции. Среди стран СНГ Казахстан занимает лидирующее положение в разработке законодательной базы и систем противодействия коррупции. Эта работа ведется в рамках Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования действующего законодательства в части противодействия коррупции, деятельность комиссии обеспечивает Министерство юстиции РК.

Согласно статистическим данным Агентства по статистике РК, за 8 месяцев 2008 года выявлено 1041 коррупционных  преступлений, что на 11,2% ниже 2007 года (1172), при этом удельный вес составляет 77,6% от общего количества выявленных всеми  правоохранительными органами (1342). Агентство РК по борьбе с экономической  и коррупционной преступностью  объясняет снижение изменениями, внесенными в уголовное законодательство в  июле 2007 года. В настоящее время  коррупционными признаются преступления, связанные с получением лицами, их совершившими, имущественных благ и  преимуществ.

Министерством финансов РК была принята Стратегия по борьбе с коррупцией. На сегодняшний день, начались работы по двум из пяти направлений  стратегии – по реализации мероприятий  по устранению коррупционных проявлений во всех сферах налоговых отношений и по совершенствованию ведомственного контроля.

В частности, в 3 квартале 2008 года Министерством финансов РК уточнен  перечень коррупционных сфер в налоговых  отношениях и мер по устранению в  них коррупционных проявлений. Кроме  этого в рамках Плана развития и расширения функциональности информационной системы ИНИС на 2008 год запланированы  работы по исключению непосредственных контактов с налогоплательщиками.

В целях обеспечения реализации концепции по внедрению системы  государственного планирования, ориентированного на результаты, Министерством юстиции  РК был разработан Стратегический план развития Министерства юстиции РК на 2008-2010 годы, который был одобрен  на заседании Правительства. Для  повышения осведомленности населения  в сфере законодательства, в 3 квартале Министерством юстиции РК проводились  еженедельные брифинги по разъяснению  действующего законодательства в республике. За 3 квартал 2008 года органами юстиции  были организованы 1973 выступлений в  электронных и печатных СМИ.

Совместно с заинтересованными  государственными органами – Агентством по информатизации и связи и Министерством  культуры и информации РК – ведется  работа по развертыванию широкомасштабных акций на тему борьбы с коррупцией.

В этих целях, Агентством изготовлены  социальные видео- и аудио-ролики на антикоррупционную тематику на государственном  и русском языках, которые с 12 августа 2008 года транслируются на ведущих  республиканских теле - и радиоканалах. Также совместно с заинтересованными  государственными органами, неправительственными организациями и НДП «Нур Отан» проводятся следующие мероприятия анти-коррупционной направленности в городах Астана, Караганда, Кокшетау: «круглые столы»; изготовление информационных агитационных баннеров с указанием телефонов доверия органов финансовой полиции, которые в ближайшее время будут размещены в международном аэропорту, железнодорожном и автобусном вокзалах г. Астана.

С целью снижения административных барьеров для улучшения условий  ведения бизнеса, а также мониторинга  и достижения эффективности правовой среды, государственными органами было выполнено комплекс работ. Разработан законопроект по улучшению законодательства по вопросам аудиторской деятельности в стране, главными задачами которого являются стимулирование улучшения инвестиционного климата, развитие фондового рынка, повышение ответственности аудиторов и аудиторских организаций. В 3 квартале осуществлен переход от трехэтапной к одноэтапной форме таможенного оформления. Комиссия, созданная 18 марта 2008 года проводит работу по усовершенствованию разрешительной системы, порядка проведения проверок, системы регистрации прав на недвижимое имущество и процедур сертификации товаров, работ и услуг.

В целях усиления работы, направленной на защиту прав объектов интеллектуальной собственности в  структуре Управления организации таможенного контроля Комитета транспортного контроля Министерства финансов РК в августе 2008 года создан Отдел по контролю за объектами интеллектуальной собственности. Также, в настоящее время ведется работа по разработке проекта Закона РК «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты РК в связи с вступлением РК во Всемирную торговую организацию». Данным проектом Закона предусматривается наделение таможенных органов РК дополнительными полномочиями (ех-officio) в целях осуществления эффективной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

В целях снижения административных барьеров для развития международных  автомобильных перевозок в Республике Казахстан Министерством транспорта и коммуникаций РК проработаны вопросы  обеспечения первоочередного транспортного  контроля и оперативного круглосуточного  прохождения автотранспортных средств в пунктах пропуска на государственной границе по принципу «одна остановка» с выдачей талона прохождения государственного контроля.

В целях снижения административных барьеров в рамках административной реформы разработан план мероприятий  по реформированию Комитета транспортного  контроля Министерства транспорта и  коммуникаций РК, в котором предусматриваются  мероприятия по сокращению некоторых  контрольных функций в сфере  железнодорожного и водного транспорта, с последующей передачей их другим государственным органам и в  местные исполнительные органы.

В четвертом квартале планируется  утверждение среднесрочного стратегического  плана Агентства РК по защите конкуренции, создания Совета по конкуренции при  Правительстве и создание при  Агентстве Центра развития и защиты конкурентной политики.

Информация из казахстанских  источников СМИ соответствует информации государственных органов о результатах  деятельности в сфере развития более  эффективной правовой среды в  стране. Так, в целях пропаганды государственной  антикоррупционной политики по искоренению  причин и условий, порождающих коррупционные  правонарушения в сфере земельных  отношений, в текущем году в 15 городах  областного значения республики.

                   6. Свобода ведения бизнеса в казахстанской среде

Ухудшение наблюдается по свободе бизнеса, которая «ограничена  регуляторной средой» в Казахстане. Это относится и к монетарной свободе – рынок определяет большинство  цен, но госрегулирование цен сохраняется.

Одной из наиболее депрессивных категорий казахстанского индекса  экономической свободы является инвестиционная свобода – ее показатель составляет всего 30%, и он не менялся  с 1998 г. Отбор предложений по иностранным  инвестициям часто непрозрачен, произволен и медленен. Неясная законодательная  база, фаворитизм в пользу казахстанских  фирм, вмешательство правительства  в коммерческие операции отпугивают инвестиции, а большая часть операций с капиталом, платежи и переводы требуют официального одобрения, подлежат лимитированию и строгим требованиям по документации.

Другая явно проблемная область  – права собственности (также 30%, и также неизменное значение с 1998 г.). Большинство юридических споров возникают из-за нарушений контрактов/неплатежей со стороны правительства. Суды рассматривают  себя больше в качестве инструмента  исполнительной власти, нежели гаранта  контрактов или стража прав собственности. Некоторые иностранные инвесторы  сталкивались с серьезными проблемами, связанными с экспроприацией.

В целом, обзор международных  рейтингов по различным аспектам макроэкономической, институциональной  и правовой среды Казахстана, показывает снижение многих показателей конкурентоспособности  страны. Если в течение последних  нескольких лет, Казахстан добивался  хороших позиций благодаря высоким макроэкономическим показателям, то в нынешнем году глобальный финансовый кризис существенно снизил конкуренто-способность страны, тем самым показывая уязвимость Казахстанской экономики внешним влияниям. В связи с этим, Правительству необходимо рассмотреть фискальный и монетарный курсы экономической политики с целью проведения эффективной диверси-фикации экономики и снижения зависимости экономики от влияний изменений в глобальной экономике.

Если основными макроэкономическими  проблемами, снижающими нашу конкуренто-способность на мировой арене являются инфляция и внешние долги местных банков, то в институциональной среде проблемными являются слабые позиции в судебной и таможенной системах. Анализ бизнес среды Казахстана международными организациями показал, что несмотря на то, что в Казахстане усовершенствуются реформы для ведения бизнеса и ведутся работы по устранению административных барьеров для бизнеса, существуют много проблем, препятствующих росту бизнеса. Среди них можно отметить высокий уровень коррупции, излишнюю зарегулированность бизнеса, госконтроль за ценами, нарушение прав собственности, бюрократию и другие. Имеются большие трудности и в развитии местной конкуренции.

 

 

                                             Заключение

Анализ СМИ позволяет  вывести оценку в 6 балла. На основании  проведенного анализа рейтингов  международных организаций, состояние  макроэкономической, институциональной  и правовой среды Казахстана оценивается  в 4 балла. Таким образом, средневзвешенный балл по второму приоритету Концепции  составляет 4,5. А это, в свою очередь, сигнализирует о необходимости  усиления внимания государства и  бизнеса к этим сферам деятельности.

Анализ мирового опыта  показывает, что в большинстве  развивающихся стран приграничные отношения и территории являются объектами международной торговли и развиваются путем создания международных зон приграничного  сотрудничества и специальных торгово-экономических  зон на территориях, близлежащих к пограничным транспортным переходам - сухим портам, морским портам, аэропортам, крупным железнодорожным узлам, расположенным на международных транспортных коридорах.

В указанных зонах идет распределение финансирования, исполнение заказов, где целые страны и регионы  превращаются, как в чистых производителей, так и в аутсорсеров, субконтрактеров и логистеров. Далее, подобные зоны, в условиях глобализации мировой экономики, становятся главными объектами для размещения новых конкурентных производств при позиционировании страны, как экспортера в международном разделении труда.

Потенциал развития приграничных районов Казахстана определяется особенностями  инвестиционного климата, стоимостью производственных факторов осваиваемого рынка и транзакционными издержками, связанными с пересечением государственной  границы, транспортными условиями, инфраструктурой пограничных переходов  и таможенных постов.

Эти аспекты определяют необходимость  изменения отношения к приграничному  сотрудничеству в Республике Казахстан  в целях подъема экономики  приграничных территорий, как составной  части социально-экономического развития регионов и страны в целом.

 

 

 

                        

 

 

 

 

 

 

 

                            Список используемой литературы

1 Источник: Алехин Б., Комкова Е. Канада в мировой торговле. М., 1986. С.90

2 С.Б.Байзаков, М.А. Есенеев Методы анализа внешнеторговой политики и выводы для Казахстана. Вестник КазГУ. Серия экономическая. №2(18)., с.103-109

3 Дмитриев С. Опыт стран-членов  ВТО по защите национальных  интересов на внутреннем и внешних рынках США. //МЭМО, 2002, №8, с. 22

Информация о работе Международное экономическое положение современного Казахстана