Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 13:55, курсовая работа
С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки и проведения собственной внешней политики. Главной задачей государства во внешней политике стало определение внешнеполитических приоритетов и системы национальной безопасности, своих национальных интересов и, исходя из них, стратегию внешней политики, обороны и военную доктрину.
Создавая систему национальной безопасности, Казахстан должен был исходить из особенностей своего геополитического и экономического положения.
Введение……………………………………………………………………...2
1. Международное положение Казахстана и выработка стратегии внешней политики…………………………………………………………………..3
1.1 Международное положение Казахстана и выработка стратегии внешней политики………………………………………………………………………3
2. Теоретические проблемы и вопросы моделирования экономики Республики Казахстан………………………………………………………..9
2.1 Международная практика реализации внешнеторговой деятельности и выводы для Казахстана……………………………………………………….9
3. Международная практика реализации внешнеторговой деятельности и выводы для Казахстана………………………………………………………13
4. Оценка макроэкономической, институциональной и правовой среды Республики Казахстан, как приоритетных направлений повышения национальной конкурентоспособности…………………………………….14
4.1 Конкурентоспособность национальной экономики…………………..14
5. Правовая среда……………………………………………………………..16
5.1 Анализ состояния правовой среды……………………………………...16
6. Свобода ведения бизнеса в казахстанской среде……………………….19
Заключение…………………………………………………………………….21
Литература……………………………………………………………………..22
- вертикальные и горизонтальные аспекты конкурентоспособности;
- эффективный бизнес;
- устойчивое развитие, высокое
качество жизни населения,
В данной статье по одному из
приоритетов –
При этом, в анализе развития приоритета в государстве проводились:
1. Мониторинг и анализ информации государственных органов;
2. Мониторинг и анализ материалов средств массовой информации;
3. Мониторинг и анализ результатов оценок, проводимых
международными организациями и рейтинговыми агентствами.
Ниже приводятся основные аспекты, необходимые для рассмотрения при анализе процесса достижения качественного уровня конкурентоспособности.
Макроэкономическая ситуация:
1. Уровень ВВП
2. Уровень инфляции
3. Уровень безработицы
4. Уровень внешнего долга к ВВП
Оценивается по шкале от 1-10 (10-100%)
1. Институциональная среда
2. Бюджетная система
3. Финансовая система
4. Налоговая и таможенная системы
5. Судебная система
Оценивается по шкале от 1-10 (10-100%)
1. Правовая среда
2. Борбьба с коррупцией. Создание новых, более совершенных форм борьбы с коррупцией.
3. Устранение административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса.
4.Развитие внутренней конкуренции
Оценивается по шкале от 1-10 (10-100%)
5.1 Анализ состояния правовой среды.
Анализ состояния правовой среды Казахстана охватывает меры, нацеленные на борьбу с коррупцией, создание новых, более совершенных форм борьбы с коррупцией, устранение административных барьеров, препятствующих развитию бизнеса, а также на развитие внутренней конкуренции. Среди стран СНГ Казахстан занимает лидирующее положение в разработке законодательной базы и систем противодействия коррупции. Эта работа ведется в рамках Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования действующего законодательства в части противодействия коррупции, деятельность комиссии обеспечивает Министерство юстиции РК.
Согласно статистическим данным Агентства по статистике РК, за 8 месяцев 2008 года выявлено 1041 коррупционных преступлений, что на 11,2% ниже 2007 года (1172), при этом удельный вес составляет 77,6% от общего количества выявленных всеми правоохранительными органами (1342). Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью объясняет снижение изменениями, внесенными в уголовное законодательство в июле 2007 года. В настоящее время коррупционными признаются преступления, связанные с получением лицами, их совершившими, имущественных благ и преимуществ.
Министерством финансов РК была принята Стратегия по борьбе с коррупцией. На сегодняшний день, начались работы по двум из пяти направлений стратегии – по реализации мероприятий по устранению коррупционных проявлений во всех сферах налоговых отношений и по совершенствованию ведомственного контроля.
В частности, в 3 квартале 2008
года Министерством финансов РК уточнен
перечень коррупционных сфер в налоговых
отношениях и мер по устранению в
них коррупционных проявлений. Кроме
этого в рамках Плана развития
и расширения функциональности информационной
системы ИНИС на 2008 год запланированы
работы по исключению непосредственных
контактов с
В целях обеспечения реализации
концепции по внедрению системы
государственного планирования, ориентированного
на результаты, Министерством юстиции
РК был разработан Стратегический план
развития Министерства юстиции РК на
2008-2010 годы, который был одобрен
на заседании Правительства. Для
повышения осведомленности
Совместно с заинтересованными государственными органами – Агентством по информатизации и связи и Министерством культуры и информации РК – ведется работа по развертыванию широкомасштабных акций на тему борьбы с коррупцией.
В этих целях, Агентством изготовлены
социальные видео- и аудио-ролики на
антикоррупционную тематику на государственном
и русском языках, которые с 12
августа 2008 года транслируются на ведущих
республиканских теле - и радиоканалах.
Также совместно с
С целью снижения административных барьеров для улучшения условий ведения бизнеса, а также мониторинга и достижения эффективности правовой среды, государственными органами было выполнено комплекс работ. Разработан законопроект по улучшению законодательства по вопросам аудиторской деятельности в стране, главными задачами которого являются стимулирование улучшения инвестиционного климата, развитие фондового рынка, повышение ответственности аудиторов и аудиторских организаций. В 3 квартале осуществлен переход от трехэтапной к одноэтапной форме таможенного оформления. Комиссия, созданная 18 марта 2008 года проводит работу по усовершенствованию разрешительной системы, порядка проведения проверок, системы регистрации прав на недвижимое имущество и процедур сертификации товаров, работ и услуг.
В целях усиления работы, направленной на защиту прав объектов интеллектуальной собственности в структуре Управления организации таможенного контроля Комитета транспортного контроля Министерства финансов РК в августе 2008 года создан Отдел по контролю за объектами интеллектуальной собственности. Также, в настоящее время ведется работа по разработке проекта Закона РК «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты РК в связи с вступлением РК во Всемирную торговую организацию». Данным проектом Закона предусматривается наделение таможенных органов РК дополнительными полномочиями (ех-officio) в целях осуществления эффективной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.
В целях снижения административных
барьеров для развития международных
автомобильных перевозок в
В целях снижения административных барьеров в рамках административной реформы разработан план мероприятий по реформированию Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций РК, в котором предусматриваются мероприятия по сокращению некоторых контрольных функций в сфере железнодорожного и водного транспорта, с последующей передачей их другим государственным органам и в местные исполнительные органы.
В четвертом квартале планируется утверждение среднесрочного стратегического плана Агентства РК по защите конкуренции, создания Совета по конкуренции при Правительстве и создание при Агентстве Центра развития и защиты конкурентной политики.
Информация из казахстанских
источников СМИ соответствует информации
государственных органов о
6. Свобода ведения бизнеса в казахстанской среде
Ухудшение наблюдается по свободе бизнеса, которая «ограничена регуляторной средой» в Казахстане. Это относится и к монетарной свободе – рынок определяет большинство цен, но госрегулирование цен сохраняется.
Одной из наиболее депрессивных категорий казахстанского индекса экономической свободы является инвестиционная свобода – ее показатель составляет всего 30%, и он не менялся с 1998 г. Отбор предложений по иностранным инвестициям часто непрозрачен, произволен и медленен. Неясная законодательная база, фаворитизм в пользу казахстанских фирм, вмешательство правительства в коммерческие операции отпугивают инвестиции, а большая часть операций с капиталом, платежи и переводы требуют официального одобрения, подлежат лимитированию и строгим требованиям по документации.
Другая явно проблемная область
– права собственности (также 30%,
и также неизменное значение с 1998
г.). Большинство юридических споров
возникают из-за нарушений контрактов/
В целом, обзор международных
рейтингов по различным аспектам
макроэкономической, институциональной
и правовой среды Казахстана, показывает
снижение многих показателей
Если основными
Анализ СМИ позволяет вывести оценку в 6 балла. На основании проведенного анализа рейтингов международных организаций, состояние макроэкономической, институциональной и правовой среды Казахстана оценивается в 4 балла. Таким образом, средневзвешенный балл по второму приоритету Концепции составляет 4,5. А это, в свою очередь, сигнализирует о необходимости усиления внимания государства и бизнеса к этим сферам деятельности.
Анализ мирового опыта
показывает, что в большинстве
развивающихся стран
В указанных зонах идет распределение финансирования, исполнение заказов, где целые страны и регионы превращаются, как в чистых производителей, так и в аутсорсеров, субконтрактеров и логистеров. Далее, подобные зоны, в условиях глобализации мировой экономики, становятся главными объектами для размещения новых конкурентных производств при позиционировании страны, как экспортера в международном разделении труда.
Потенциал развития приграничных
районов Казахстана определяется особенностями
инвестиционного климата, стоимостью
производственных факторов осваиваемого
рынка и транзакционными
Эти аспекты определяют необходимость
изменения отношения к
Список используемой литературы
1 Источник: Алехин Б., Комкова Е. Канада в мировой торговле. М., 1986. С.90
2 С.Б.Байзаков, М.А. Есенеев Методы анализа внешнеторговой политики и выводы для Казахстана. Вестник КазГУ. Серия экономическая. №2(18)., с.103-109
3 Дмитриев С. Опыт стран-членов ВТО по защите национальных интересов на внутреннем и внешних рынках США. //МЭМО, 2002, №8, с. 22
Информация о работе Международное экономическое положение современного Казахстана