Конфликты 21 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:36, реферат

Описание работы

Глобализация не покончила с войной, как не смогли этого сделать экономические кризисы или революции, на горе демократиям, режимам мирным по своей сути, и Европе, которой не дают спать спокойно призраки порожденных ею мировых конфликтов XX века, которые стоили ей колоссальных материальных и нравственных потерь. Зато глобализация привела к возникновению новых типов войны.
Начало «военно-политического» XXI века ознаменовалось террористической атакой на США 11 сентября 2001 года. Новое столетие началось под знаком глобализации всех сфер жизни, в том числе и сферы безопасности.

Работа содержит 1 файл

конфликты 21 века реферат.docx

— 41.51 Кб (Скачать)

     Введение 

     XXI век находится под знаком глобализации, открывающей эру всемирной истории.  Последнее десятилетие XX века, исполненное  эйфорией от окончания 'холодной  войны' и крушения советского  строя, породило иллюзии о том,  что с насилием покончено. Они  были трагически погребены под  обломками Всемирного торгового  центра, что лишний раз доказало  истинность изречения Платона: 'Только  мертвые видели конец войны'. Глобализация  не покончила с войной, как  не смогли этого сделать экономические  кризисы или революции, на горе  демократиям, режимам мирным по  своей сути, и Европе, которой  не дают спать спокойно призраки  порожденных ею мировых конфликтов XX века, которые стоили ей колоссальных  материальных и нравственных  потерь. Зато глобализация привела  к возникновению новых типов  войны.

     Начало  «военно-политического» XXI века ознаменовалось террористической атакой на США 11 сентября 2001 года. Новое столетие началось под  знаком глобализации всех сфер жизни, в том числе и сферы безопасности. Зона стабильного мира, которая включает Северную Америку, страны Европейского союза и НАТО, Японию, Австралию, большую часть Латинской Америки, Россию, Китай, Индию, Украину, Казахстан, Белоруссию, ЮАР и некоторые другие страны, расширилась. Но на нее все сильнее воздействует зона дефицита безопасности (Ближний и Средний Восток, Средняя Азия, большая часть Африки и Юго-Восточная Азия, Кавказ и Балканы); эта зона теперь еще менее стабильна. Войны XXI столетия (во всяком случае, его первой четверти) — это межцивилизационные войны. Речь идет о столкновении западной цивилизации с ее непримиримыми врагами, отвергающими все ее ценности и достижения. США в Ираке и Афганистане, Россия на Северном Кавказе (а в будущем, не исключено, — и в Центральной Азии), Израиль в своем противостоянии с палестинскими экстремистами ведут войны с противником, который не опирается на государство, не располагает определенной территорией и населением и который думает и действует иначе, чем современные государства. Наступила эпоха асимметричных войн. Гражданская война внутри мусульманских обществ является специфической частью этих войн. 

     Наряду  с угрозой, исходящей от исламистов-экстремистов, опасность представляют попытки  некоторых режимов данного региона  получить доступ к ядерному оружию. Эти две политические тенденции  и определяют основное содержание проблемы военной безопасности в сегодняшнем  мире и в обозримом будущем (ближайшие 15–20 лет). 
 

 

     

     Текущие конфликты  

     Мир   

     Война с международным  терроризмом. Войну ведут США и их многочисленные союзники против международных террористических организаций. Война началась 11 сентября 2001 года после нападения террористов на Нью-Йорк и Вашингтон. В войне принимают участие ООН и многие страны мира.  
 

     Европа

     Россия  против Грузии

     Конфликт  идет вокруг проблемы независимости  отколовшихся частей Грузии - Абхазии  и Южной Осетии - объявивших о  независимости, которая была признана Россией и Никарагуа. В 2008 году конфликт вступил в "горячую" фазу. В процессе урегулирования важную роль играет Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе и Европейский Союз.

     К трагической дате 08.08.08 Россия и Грузия шли долго, но неуклонно. На накопившиеся за постсоветский период межгосударственные противоречия в последние годы стала накладываться еще и личная неприязнь политических лидеров двух стран, и надежды на то, что повышающаяся напряженность может быть снята в ходе их личной встречи, как это происходило, скажем, во время президентства Эдуарда Шеварднадзе, или имело место во взаимоотношениях других стран СНГ, в общем, не было. Очевидно, что российско-грузинские отношения вошли в такую фазу, что без крупных стратегических уступок одной из сторон о полноценной нормализации отношений можно было и не мечтать. К ним же ни Россия, ни Грузия отнюдь не стремились.

     К 8 августа 2008 года Москва и Тбилиси  имели в активе совершенную разновекторность внешней политики, грандиозные взаимные обвинения в организации терактов и потворстве терроризму, шпионские скандалы, жесткий визовый режим, нерегулярное прямое транспортное сообщение, одностороннее торговое эмбарго, массовую депортацию граждан Грузии из России, отозванного из Москвы грузинского посла, крайне болезненное для Тбилиси распоряжение премьер-министра РФ Владимира Путина об особенных экономических отношениях России с Абхазией и Южной Осетией. Весьма показательны также попытки как-то договориться за несколько дней до начала боевых действий, когда по «детским» причинам на переговоры не могли добраться то российский представитель, то грузинский. Ситуация же к тому времени в Южной Осетии накалилась до такой степени, что командующий миротворческими войсками генерал Марат Кулахметов в комментарии «НГ» откровенно и прямо заявил, что она вот-вот выйдет из-под контроля, и признал, что сам он на нее влиять уже не в состоянии.

     Стороны провоцируют друг друга, перестрелки  стали обычным явлением, и, если политики и посредники не предпримут в ближайшие  часы активных действий для стабилизации, последствия будут очень тяжелыми, сказал Кулахметов. И был прав.

     8 августа, в день открытия Олимпийских  игр в Пекине, в Южной Осетии  началась война, впоследствии  получившая название «пятидневной».  В течение неполной недели  российские войска полностью  выбили из Южной Осетии грузинские  подразделения, установили контроль  над стратегическими объектами  в других регионах Грузии, нанесли  бомбовые удары по пригородам  Тбилиси, выводя из строя военные  аэродромы и радиолокационные  станции. Одновременно вооруженные  силы Абхазии заняли все Кодорское ущелье – единственный район республики, остававшийся под контролем Тбилиси.

     Военные действия были прекращены после вмешательства  Запада, челночных поездок президента Франции Николя Саркози в Москву и Тбилиси на переговоры с президентами воюющих сторон Дмитрием Медведевым и Михаилом Саакашвили, которые, в свою очередь, завершились подписанием мирного соглашения по именам французского и российского президентов. Уговорить их провести прямые переговоры не удалось из-за обилия взаимных предусловий, и уже 26 августа 2008 года Дмитрий Медведев объявил о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Позднее примеру России последовали Никарагуа, Венесуэла и Науру. В ответ Тбилиси объявил о разрыве дипломатических отношений с РФ и выходе Грузии из состава СНГ. Последнее было символично, ибо к тому моменту пребывание Грузии в Содружестве носило условный характер и сводилось разве что к участию в саммитах различного уровня. Тем не менее протокольные процедуры аннулирования членства заняли еще один год, и перестала быть членом СНГ Грузия лишь в 2009 году.

     К тому времени метаморфозу претерпела трактовка причин войны 2008 года. Если поначалу все свидетельствовало о том, что грузинская сторона, указывая на обстрелы грузинских же сел осетинскими подразделениями, взялась за наведение конституционного порядка на своей территории путем введения в регион армии и полицейских сил в нарушение ряда соглашений по режиму невозобновления огня в Южной Осетии, а Москва предприняла ответные действия по защите дислоцированных там российских миротворцев и живущих в ЮО российских граждан (подавляющее большинство жителей региона обзавелись российскими паспортами), но, по мнению Запада, применила чрезмерную силу, то по прошествии года не меньшую популярность получила версия об агрессии России, решившей избавиться от проамериканского режима Саакашвили и вернуть Грузию, таким образом, в зону своего геополитического влияния. А действия Тбилиси носили вынужденный характер – войска были введены в Южную Осетию для сопротивления агрессору.

     Распространению этой прогрузинской трактовки, поддержанной международными союзниками Саакашвили – лидерами ряда стран Восточной Европы и определенными кругами США, трагических событий немало способствовало неуклюжее информационное обеспечение собственных действий Москвой и югоосетинскими властями. В частности, при первом же независимом мониторинге рассыпались обвинения в адрес грузинской стороны о зверствах, учиненных военными над мирным осетинским населением, а также устроенном геноциде. Существенной корректировке подверглись цифры о жертвах среди гражданского населения – как выяснилось, погибло не несколько тысяч мирных людей, как утверждала осетинская сторона, а около 200, что уменьшает масштабы, хотя саму трагедию не отменяет. Наконец, неоднозначным оказался и вывод международной комиссии по изучению причин войны под руководством Хайди Тальявини. В резюме комиссии достаточно расплывчато говорится о виновности Грузии, поддавшейся на провокации и введшей в регион войска, и содержится не меньше обвинений в адрес Москвы, превысившей полномочия, ответившей несоразмерной силой и, наконец, не выполняющей условия мирного соглашения Медведева–Саркози по части отвода сил на довоенные позиции. На этом, к слову, настаивает сегодня Тбилиси, называя в официальных документах дислоцированные, согласно заключенным позднее российско-абхазскому и российско-югоосетинскому договорам, российские военные базы «оккупационными войсками». Более того, Тбилиси удалось закрепить этот термин и на международном уровне – в частности, ряд документов, содержащих эту формулировку, принят Парламентской ассамблеей НАТО, несколькими менее видными международными институтами, а также высшими законодательными органами некоторых стран Восточной Европы.

     На  сегодняшний день положение представляется таким. Тбилиси ухудшил возможность  восстановления территориальной целостности. Однако и до войны их, объективно, было немного. Зато теперь Тбилиси делает все возможное, и пока успешно, для  перевода разговора об Абхазии и  Южной Осетии в иную плоскость. А именно – требует «деоккупации исконно грузинских территорий Россией».

     Абхазия и Южная Осетия, получив признание  суверенитетов со стороны России, Венесуэлы, Никарагуа и Науру, на большее в этом плане сегодня  рассчитывать не могут. Целиком политически и экономически завися от Москвы, в Сухуме и Цхинвале, кажется, понимают формальности своей независимости.

     Россия, признав суверенитеты бывших грузинских автономий, взяв на себя миссию гаранта  этих суверенитетов, одновременно «загрузила»  собственный бюджет этими двумя  территориальными образованиями. И  если на самодостаточность Абхазии  в будущем как-то можно рассчитывать хотя бы из-за географического расположения, то Южная Осетия похожа на ту самую  черную дыру, в которую можно бесконечно инвестировать без особого эффекта. Расчеты Москвы на цепь признаний  суверенитетов Абхазии и Южной  Осетии со стороны союзников по СНГ  не оправдались. Партнеры повели себя консервативно. Особенно разочаровала Белоруссия, президент которой Александр  Лукашенко, согласно российским источникам, давал гарантии следовать примеру  Москвы, но пока не сделал этого. Таким  образом, российский ответ Западу по Косово вышел на сегодня не равноценным.   

     Азия

     Ближний Восток 

     В первой четверти XXI столетия главной  причиной конфликтов в мире по-прежнему остаются противоречия, порождаемые  модернизацией стран Ближнего и  Среднего Востока. Деятельность Усамы бен Ладена, Аль-Каиды, талибов, Исламского движения Туркестана и пр. — это прежде всего реакция на растущую вовлеченность Ближнего и Среднего Востока в глобальные процессы. Сознавая общую отсталость арабо-мусульманского мира, его экономическую неконкурентоспособность и в то же время — зависимость Запада от ближневосточной нефти, реакционеры стремятся дискредитировать правящие режимы стран региона, объявив их пособниками Запада, свергнуть их под исламистскими лозунгами и, захватив власть, установить новый порядок (халифат).

     Иракское  правительство и  межнациональные  силы против иракских инсургентов и  террористов "Аль  Каеды"

       Конфликт начался в 2003 году  после оккупации Ирака силами  международной коалиции во главе  с США. В конфликте прямо  или косвенно участвуют несколько  десятков государств.

     Иран  и Турция против курдов

       Конфликт тянется с 1961 года, курды,  представляемые различными организациями  - некоторые из них применяют  террористические методы - добиваются  независимости.

     Израиль против террористических группировок ("Хамас", "Хезболла", "Палестинский Исламский Джихад" и др.)

       Конфликт Израиля с террористами, не желающими признавать факт  существования еврейского государства,  длится с 1975 года и имеет,  в основном, территориальные и  религиозные причины. В конфликт прямо или косвенно вовлечены ООН, Сирия, Ливан, Египет, Иран, Иордания, США, Европейский Союз, Россия.

     Израиль против Сирии и  Ливана

       Последняя фаза этого длительного  конфликта началась в 2001 году  и была связана с активизацией  военизированной организации "Хезболла", базирующейся в Ливане и поддерживаемой Сирией и Ираном. Конфликт идет за территории, контроль над источниками воды и по многим иным причинам, в том числе, религиозным. В урегулировании конфликта задействованы ООН, США, Турция, европейский Союз, Лига Арабских Государств.

     Афганское правительство против "Талибана" и "Аль Каеды"

Информация о работе Конфликты 21 века