Энергетические ресурсы России и их использование: проблемы и решения

Дата добавления: 06 Октября 2010 в 11:46
Автор: Николай Беззубенко
Тип работы: реферат
Скачать полностью (22.15 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Энергетические ресурсы России и их использование.doc

  —  80.50 Кб

     Энергетические  ресурсы России и их использование: проблемы и решения

 

      Содержание 

     Введение 3

     Положение и тенденции 5

     Политические  решения 6

     Выполнение  международных соглашений и достижения 8

     Трудности 11

     Предложения на национально уровне 13

     Международное сотрудничество  15

     Заключение 17

     Список  использованной литературы 20 

 

      Введение 

     Объективные тенденции глобализации современных  экономических отношений предполагают не только усиление международной экономической  интеграции России в энергетической сфере, но и получение реальных выгод от качественного изменения роли страны в мировой торговле энергоресурсами.

     В этом контексте формирующийся мировой  рынок энергоресурсов уже не может  быть разделен национальными границами. От правильного понимания и учета  во внутренней и международной практике тенденций мировой глобализации во многом будет зависеть, будут ли действительно реализованы интересы народов мира, не будет ли нарушен геостратегический баланс сил.

     Важно отметить, что топливно-энергетический комплекс имеет огромное значение для России не только с точки зрения внешнеэкономической деятельности, но и с точки зрения внутренних энергетических потребностей страны и энергетической безопасности Российской Федерации в целом. Этот факт делает важной тесную взаимосвязь внешнеэкономических связей ЭК с эффективным внутренним развитием отрасли.

     Актуально выявление тенденций мировой  и российской энергетики, оценки роли ЭК в Российской Федерации, исследование проблем ресурсной политики России, изменение роли и места ЭК в ВЭС РФ в условиях глобализации.

     Опыт  последнего десятилетия в становлении  сложившейся структуры национальной экономики России, включая энергетический комплекс, показывает, что в изменяющихся условиях (явно выраженное лидерство  ряда стран в использовании преимуществ глобализации экономики, усиление их конкурентных позиций на мировых рынках даже на основе применения жестких мер внешнеполитического воздействия, закрепление влияния на мировых рынках энергоносителей, повышение эффективности использования энергоресурсов) возрастает актуальность переоценки роли энергетического комплекса во внешнеэкономических связях России. Речь идет не о кардинальном изменении позиций ЭК в структуре ВЭС Российской Федерации, а о качественном преобразовании, интенсивном развитии и диверсификации данной сферы.

     Перспективы экономического роста России в огромной степени зависят от более эффективного использования энергоресурсов. Без  принятия срочных мер на государственном  уровне в этой области энергетика России может стать тормозом для  общего экономического роста. Энергоэффективность предполагает выполнение нескольких важнейших принципов - сохранения высокого качества окружающей среды, устойчивого экономического развития, стимулирования инвестиционной деятельности и обеспечения энергетической безопасности. С учетом больших структурных различий между энергетикой России и других развитых стран оценка потенциала государственного регулирования ЭК в данной области является крайне важным.

 

      Положение и тенденции 

     В энергетическом секторе можно количественно оценить степень приближения к устойчивому развитию. Целевые характеристики данного сектора достаточно ясны, затруднения вызывают традиции национального учета.

     Снижение  удельных показателей расхода топлива  на единицу продукции или душу населения является знаком движения к устойчивому развитию.

     В России, несмотря на сокращение объемов  промышленного и сельскохозяйственного  производства, при уменьшающейся  численности населения,  расходы  топлива, приходящиеся на единицу продукции  и одного жителя, за последние десять лет постоянно увеличивались.

     Важным  условием перехода к устойчивому  развитию выступает сокращение расходов энергии, черпаемой в индустриальном обществе из невозобновимых источников недр, и относительный рост потребления  возобновимой энергии, преобразованной естественным или искусственным путем.

     В этом контексте, показателем устойчивого  развития энергетики является вклад  возобновимых источников в общее  производство энергии. В России на протяжении последних 10 лет он находится на уровне 3%, имея небольшую тенденцию к повышению, вызванную сокращением добычи топлива. 

     Удельная  энергоемкость валового внутреннего  продукта также является характеристикой  устойчивого или неустойчивого  типа развития.

     Расчеты на основе данных официальной статистики указывают на повышение на 30 % величины этого показателя в сравнении с 1990 –м годом. 

     Вспомогательным показателем устойчивости развития энергетики могут служить удельные объемы добычи (потребления) угля в  расчете на душу населения. 

     Поскольку доступные запасы газа и нефти катастрофически быстро сокращаются, в недалеком будущем следует ожидать рост удельных объемов добычи (потребления) угля на душу населения. Исходя из чисто геологических данных, обеспеченность запасами газа в России определяется периодом в 80 лет, однако эксплуатация большинства месторождений не будет рентабельной, даже при условии совершенствования технологий и повышения цены. Обеспеченность нефтью оценивается на уровне 25 лет.

     Хотя  экологические характеристики угля хуже, чем газа и нефти, с точки зрения устойчивого обеспечения энергией предприятий и домашних хозяйств, политика постепенного вытеснения газа и нефти углем представляется наиболее реалистичной, если не произойдет решительного прогресса в областях энергосбережения и использования возобновимых энергоресурсов. Конечно, при проведении этой политики необходимо стараться сохранить использование газа в домашних хозяйствах, чтобы предотвратить массовый возврат к котельным. В то же время, на крупных предприятиях, оснащенных фильтрами и могущих использовать технологии подавления выбросов, можно шире использовать уголь.

     В силу своих размеров запасы угля (по оценкам запасов должно хватить  России на сотни лет), видимо, останутся  стратегическим резервом российской энергетики.  

     Между тем, удельные сбросы сточных вод несколько увеличились. Таким образом, в целом удельная нагрузка топливно-энергетического комплекса на природу не претерпела существенных изменений, что свидетельствует об отсутствии ощутимого прогресса в переходе к устойчивому развитию. С позиций устойчивости удельные показатели нагрузки ТЭКа на окружающую среду должны снижаться.  

     Политические  решения 

     В истекший десятилетний период происходила  непрерывная трансформация топливно-энергетического  комплекса. Однако на ход его реформирования Концепция устойчивого развития непосредственного влияния не оказала. Ни одна отраслевая программа не содержит ссылок на этот документ (как и на основополагающий Указ Президента от 1 апреля 1996 г.). В частности, вне прямой связи с ним в 2000 г. по заказу акционерного общества «ЕЭС России» разработана «Стратегия развития электроэнергетики России на период до 2010 г.».

     Тем не менее, центральная для устойчивого  развития (отраженная в Концепции) задача экономии энергии неоднократно ставилась  на государственном уровне. Она нашла свое отражение в Указе Президента Российской Федерации (1995) “Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройке ТЭК РФ на период до 2010 года”. Тогда же принимаются два постановления Правительства: “О государственной поддержке создания в РФ энергоэффективных демонстрационных зон” и “О неотложных мерах по энергосбережению”.  В 1996 г. Дума одобрила Федеральный Закон “Об энергосбережении”. В 1997 г. подписывается Указ Президента Российской Федерации “О государственном надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ” и принимается Постановление Правительства «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы». В 1998 г. принята Федеральная целевая программа «Энергосбережение на 1998-2005 годы», главной целью которой является ускоренный перевод российской экономики на энергосберегающий путь развития. Позднее вышло Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России».

     Холдинг РАО «ЕЭС России» - крупнейший в стране групповой источник парниковых газов - осуществляет комплекс мер, как технологических, так и организационных, направленных на снижение эмиссии. Одним из последних решений является создание «Углеродного фонда» в целях координации деятельности по подготовке к использованию механизмов Киотского Протокола.

     В ныне действующей программе по повышению  эффективности работы энергосистемы  страны предусмотрены серьезные  мероприятия структурного порядка, осуществляемые в масштабах отрасли, региональных сетей и отдельных станций.

     Организационные нововведения

     В соответствии с программными документами, в стране создана Энергетическая комиссия – специально уполномоченный орган по координации деятельности в области повышения эффективности топливно-энергетического комплекса. В настоящее время Правительством РФ утвержден вариант структурной реформы РАО «ЕЭС России». 

     Выполнение  международных соглашений и достижения 

     Россия  подписала Рамочную Конвенцию ООН об изменении климата в 1994 г. В порядке ее выполнения разработана национальная стратегия по предотвращению изменений климата, проводится подготовка общенациональной, ведомственных  и региональных программ действий, предусматривающих сокращение и поглощение выбросов парниковых газов.

     В России выполняются  все условия  Рамочной конвенции, а именно:

  • оценка последствий изменений климата для природных и антропогенных экосистем, экономики и здоровья населения,
  • разработка предупредительных мер в целях адаптации к ожидаемым изменениям;
  • реализация программ по ограничению выбросов парниковых газов и их улавливанию;
  • создание информационно-мониторинговых систем в виде сети центров энергосбережения;
  • ознакомление общественности с последствиями изменения климата.

     Согласно  расчетам, в настоящее время энергетика России выбрасывает в атмосферу  около 400 млн. т углекислого газа, что составляет 6% мирового объема эмиссии. За истекшие 10 лет размеры выбросов парниковых газов сильно сократились, что обусловлено снижением выработки электроэнергии.

     В порядке выполнения требований Конвенции  в стране налажен учет эмиссии  парниковых газов, и восстановлен ход  изменений их выбросов за последнее  десятилетие, а также более ранний период. Установлено, что наибольший вклад в выбросы парниковых газов вносит сжигание топлива. Сжигание ископаемого топлива дает 98% всех выбросов парниковых газов.

     Существенное  сокращение выбросов парниковых газов  после 1990 г. обусловлено падением промышленного  производства в России, сопровождавшееся значительным снижением потребления энергии. Вторым фактором послужило увеличение доли газа в топливном балансе в связи с заменой угля, сжигание которого дает 30% всех выбросов СО2. В перспективе роль этого фактора очевидно будет сведена к минимуму  по причине исчерпания легкодоступных ресурсов природного газа.

     С 1996 г. в стране реализуется Федеральная  целевая программа "Предотвращение опасных изменений климата и  их отрицательных последствий", в  которой принимают участие  многие  ведомства, организации и институты. Координацию работ по реализации программы осуществляет Межведомственная комиссия по проблемам изменения климата, созданная в соответствии с Постановлением Правительства в 1994 г.

     Особое  значение придается пилотным проектам, демонстрирующим практические достижения, в частности недавно инициированным проектам двустороннего сотрудничества. Среди них:

  • российско-американские проекты по посадке леса в  Вологодской и Саратовской областях;
  • российско-голландский проект по промышленному парниковому выращиванию овощей в Тюменской области;
  • российско-голландский проект по утилизации метана на двух свалках в Московской области;
  • российско-германский проект GAZPROM - RUHRGAS по оптимизации работы системы распределения природного газа в магистральных трубопроводах;
  • российско-американский проект RUSAGAS по снижению утечек метана на двух крупных компрессорных станциях по перекачке природного газа в Саратовской и Волгоградской областях;
  • российско-американские проекты по повышению энергосбережению в коммунальном хозяйстве в городах Зеленограде, Лыткарино (Московская область) и Челябинске.

     Проведена инвентаризация выбросов парниковых газов  на региональном уровне в Архангельской, Новгородской, Челябинской областях, на Сахалине и в Хакасии. РАО "ЕЭС  России" провела инвентаризацию парниковых газов на своих тепловых электростанциях.

     С 1997 г. Россия вовлечена в подготовку к реализации механизмов международного сотрудничества, предусмотренных Киотским Протоколом. Это соглашение дает уникальную возможность привлечения инвестиционных средств для решения экологических проблем, связанных с выбросами парниковых газов. Россия должна сыграть важную роль на возникающем рынке сокращенных выбросов парниковых газов.

Страницы:123следующая →
Описание работы
Актуально выявление тенденций мировой и российской энергетики, оценки роли ЭК в Российской Федерации, исследование проблем ресурсной политики России, изменение роли и места ЭК в ВЭС РФ в условиях глобализации.
Опыт последнего десятилетия в становлении сложившейся структуры национальной экономики России, включая энергетический комплекс, показывает, что в изменяющихся условиях (явно выраженное лидерство ряда стран в использовании преимуществ глобализации экономики, усиление их конкурентных позиций на мировых рынках даже на основе применения жестких мер внешнеполитического воздействия, закрепление влияния на мировых рынках энергоносителей, повышение эффективности использования энергоресурсов) возрастает актуальность переоценки роли энергетического комплекса во внешнеэкономических связях России. Речь идет не о кардинальном изменении позиций ЭК в структуре ВЭС Российской Федерации, а о качественном преобразовании, интенсивном развитии и диверсификации данной сферы.
Перспективы экономического роста России в огромной степени зависят от более эффективного использования энергоресурсов. Без принятия срочных мер на государственном уровне в этой области энергетика России может стать тормозом для общего экономического роста. Энергоэффективность предполагает выполнение нескольких важнейших принципов - сохранения высокого качества окружающей среды, устойчивого экономического развития, стимулирования инвестиционной деятельности и обеспечения энергетической безопасности. С учетом больших структурных различий между энергетикой России и других развитых стран оценка потенциала государственного регулирования ЭК в данной области является крайне важным.
Содержание
Введение 3
Положение и тенденции 5
Политические решения 6
Выполнение международных соглашений и достижения 8
Трудности 11
Предложения на национально уровне 13
Международное сотрудничество 15
Заключение 17
Список использованной литературы 20