Электростанции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:43, реферат

Описание работы

Электрическая станция – совокупность установок, оборудования и аппаратуры, используемых непосредственно для производства электрической энергии, а также необходимые для этого сооружения и здания, расположенные на определённой территории.
В зависимости от источника энергии различают:

Содержание

Введение 3
1 Гидроэнергетика 3
1.1 История гидроэнергетики 3
1.1.1 Античная и средневековая гидроэнергетика 3
1.1.2 Гидроэнергетика в девятнадцатом столетии 3
1.1.3 Гидроэлектроэнергетика в двадцатом веке 3
1.1.4 Советская гидроэнергетика 3
1.1.5 Мировая гидроэнергетика в 21 веке 3
1.2 Перспективы гидроэнергетики 3
1.3 Потенциал мировой гидроэнергетики 3
1.4 ГЭС 3
1.5 Технологии 3
1.6 Принцип работы ГЭС 3
1.7 Плотина 3
1.8 Большая и малая гидроэнергетика 3
1.9 Новые разработки 3
1.10 Основные достоинства и недостатки 3
1.11 Экологические аспекты использования гидроэнергетики 3
2 ГРЭС (КЭС) 3
2.1 Общие сведения 3
2.2 Технологическая схема КЭС. Назначение каждого элемента схемы. Основные особенности КЭС 3
3 ТЭС 3
4 ТЭЦ 3
4.1 Схема снабжения котлов газом. Подготовка к сжиганию газообразного топлива 3
4.2 Влияние ТЭЦ на окружающую среду 3
5 АЭС 3
5.1 Передвижные АЭС 3
5.2 Рельсы и гусеницы 3
5.3 Энергосамоходы 3
5.4 Дела так и не нашлось 3
5.5 Для экстремальных условий 3
5.6 Оранжевый дым 3
5.7 Зачем снимать колеса? 3
5.8 Реактор, которого испугались 3
6 Гидроаккумулирующие электростанции 3
7 ITER 3
7.1 История 3
7.2 Строительство 3
7.3 Радиационная безопасность 3
8 другие виды электростанций 3
8.1 Ветроэнергетика 3
8.1.1 История ветроэнергетики 3
8.1.2 Ветряные электростанции. 3
8.1.3 Перспективы ветроэнергетики 3
8.2 Волновые электростанции 3
8.2.1 История волновых электростанций 3
8.3 Геотермальная энергетика 3
8.3.1 Геотермальные электростанции 3
8.3.2 Источники геотермальной энергии 3
8.3.3 Принципы работы 3
8.3.4 Перспективы геотермальной энергетики 3
8.4 Солнечная энергетика 3
8.4.1 Солнечные электростанции 3
8.4.2 СЭС башенного типа 3
8.4.3 СЭС тарельчатого типа 3
8.4.4 СЭС, использующие фотобатареи 3
8.4.5 СЭС использующие параболические концентраторы 3
8.4.6 Комбинированные СЭС 3
8.5 Перспективы солнечной энергетики 3
9 Осмотическая электростанция 3
9.1 Экологичность 3
9.2 Принцип действия 3
9.3 Преимущества и недостатки технологии 3
9.4 Потенциал и перспективы осмотической энергетики 3
Заключение 3

Работа содержит 1 файл

реферат электростанции.docx

— 556.81 Кб (Скачать)
    1. Для экстремальных условий

Как это ни удивительно, но с кончиной обнинской ПАЭС история советских  мобильных атомных электростанций не прекратилась. Другой проект, о котором  несомненно стоит рассказать, представляет собой весьма курьезный пример советского энергетического долгостроя. Начало ему было положено еще в начале 1960-х, но некий осязаемый результат  он принес лишь в горбачевскую эпоху  и вскоре был «убит» резко усилившейся  после чернобыльской катастрофы радиофобией. Речь идет о белорусском  проекте «Памир 630Д».

В определенном смысле можно сказать, что ТЭС-3 и «Памир» соединяют  родственные связи. Ведь одним из основателей белорусской ядерной  энергетики стал А. К. Красин – бывший директор ФЭИ, принимавший непо-средственное участие в проектировании первой в мире АЭС в Обнинске, Белоярской АЭС и ТЭС-3. В 1960 году его пригласили в Минск, где ученый вскоре был избран академиком АН БССР и назначен директором отделения атомной энергетики Энергетического института белорусской Академии наук. В 1965 году отделение было преобразовано в Институт ядерной энергетики (ныне Объединенный институт энергетических и ядерных исследований «Сосны» НАН). 

В одну из поездок в Москву Красин узнал о существовании государственного заказа на проектирование передвижной  атомной электростанции мощностью 500-800 кВт. Наибольший интерес к такого рода энергоустановке проявляли военные: им требовался компактный и автономный источник электричества для объектов, находящихся в отдаленных и отличающихся суровым климатом районах страны – там, где нет ни железных дорог, ни ЛЭП и куда довольно сложно доставить большое количество обычного топлива. Речь могла идти об электропитании радиолокаторных станций или пусковых установок ракет. С учетом предстоящего использования в экстремальных климатических условиях к проекту предъявлялись особые требования. Станция должна была работать при большом разбросе температур (от -50 до +35°С), а также при высокой влажности. Заказчик требовал, чтобы управление энергоустановкой было максимально автоматизировано. При этом станция должна была вписываться в железнодорожные габариты О-2Т и в габариты грузовых кабин самолетов и вертолетов с размерами 30х4,4х4,4 м. Продолжительность кампании АЭС определялась в не менее чем 10 000 часов при времени непрерывной работы не более 2000 часов. Время развертывания станции должно было составлять не более шести часов, а демонтаж необходимо было уложить в 30 часов. 
Кроме того, проектировщикам следовало придумать, как снизить расходование воды, которая в условиях тундры ненамного доступнее солярки. Именно это последнее требование, практически исключавшее применение водяного реактора, во многом определило судьбу 
«Памира-630Д».

    1. Оранжевый дым

Генеральным конструктором и главным идейным  вдохновителем проекта стал В. Б. Нестеренко, ныне член-корреспондент белорусской Национальной академии наук. Именно ему принадлежит идея использовать в реакторе для «Памира» не воду или расплавленный натрий, а жидкую тетраокись азота ( ) – причем одновременно в качестве теплоносителя и рабочего тела, так как реактор мыслился одноконтурным, без теплообменника.

Тетраокись азота была выбрана, естественно, не случайно, так как это соединение обладает весьма интересными термодинамическими свойствами, такими как высокая теплопроводность и теплоемкость, а также низкая температура испарения. Его переход из жидкого в газообразное состояние сопровождается химической реакцией диссоциации, когда молекула тетраокиси азота распадается сначала на две молекулы диокиси азота ( ), а затем на две молекулы окиси азота ( ) и одну молекулу кислорода ( ). При увеличении количества молекул объем газа или его давление резко возрастают. В реакторе, таким образом, стало возможным реализовать замкнутый газожидкостный цикл, который давал реактору преимущества в эффективности и компактности.

Осенью 1963 года белорусские ученые представили  свой проект мобильной атомной станции  на рассмотрение научно-технического совета Государственного комитета по использованию атомной энергии  СССР. Тогда же на суд членов НТС  были вынесены аналогичные проекты  ФЭИ, ИАЭ им. Курчатова и ОКБМ (Горький). Предпочтение отдали белорусскому проекту, однако лишь десять лет спустя, в 1973 году, в ИЯЭ АН БССР было создано специальное конструкторское бюро с опытным производством, которое приступило к конструированию и стендовым испытаниям узлов будущего реактора. Одной из самых главных инженерных задач, которую предстояло решать создателям «Памира-630Д», стала отработка устойчивого термодинамического цикла с участием теплоносителя и рабочего тела нетрадиционного типа. Для этого применялся, например, стенд «Вихрь-2», представлявший собой фактически турбогенераторный блок будущей станции. В нем нагрев тетраоксида азота производился с помощью турбореактивного авиадвигателя ВК-1 с форсажной камерой. 
Отдельную проблему представляла собой высокая коррозионная агрессивность тетраоксида азота, особенно в местах фазовых переходов – кипения и конденсации. Если же в контур турбогенератора попала бы вода, прореагировав с ней, немедленно дала бы азотную кислоту со всеми ее известными свойствами. Противники проекта так и говорили порой, что, дескать, белорусские ядерщики намерены растворить в кислоте активную зону реактора. Частично проблема высокой агрессивности тетраоксида азота была решена добавлением в теплоноситель 10% обычной моноокиси азота. Этот раствор получил название «нитрин».

Тем не менее, применение тетраоксида азота увеличивало опасность использования всего ядерного реактора, особенно если вспомнить, что речь идет о мобильном варианте АЭС. Подтверждением тому стала гибель одного из сотрудников КБ. Во время опыта из разорвавшегося трубопровода вырвалось оранжевое облачко. Находившийся поблизости человек ненамеренно вдохнул ядовитый газ, который, прореагировав с водой в легких, превратился в азотную кислоту. Спасти несчастного не удалось.

    1. Зачем снимать колеса?

Впрочем, проектировщики «Памира-630Д» внедрили в свой проект ряд конструктивных решений, которые были призваны повысить безопасность всей системы. Во-первых, все процессы внутри установки, начиная  от пуска реактора, управлялись и контролировались с помощью бортовых ЭВМ. Два компьютера работали параллельно, а третий находился в «горячем» резерве. Во-вторых, была реализована система аварийного охлаждения реактора за счет пассивного перетекания пара через реактор из части высокого давления в часть конденсатора. Наличие большого количества жидкого теплоносителя в технологическом контуре позволяло в случае, например, обесточивания эффективно отводить тепло от реактора. В-третьих, важным «страховочным» элементом конструкции стал материал замедлителя, в качестве которого был выбран гидрид циркония. При аварийном повышении температуры гидрид циркония разлагается, и выделяемый водород переводит реактор в глубоко подкритичное состояние. Реакция деления прекращается.

За  экспериментами и испытаниями шли  годы, и те, кто задумывал «Памир»  в начале 1960-х годов, смогли увидеть  свое детище в металле лишь в первой половине 1980-х. Как и в случае с ТЭС-3, белорусским конструкторам понадобилось несколько машин для размещения на них своей ПАЭС. Реакторный блок монтировался на трехосном полуприцепе МАЗ-9994 грузоподъемностью 65 т, в роли тягача для которого выступал МАЗ-796. Кроме реактора с биозащитой в этом блоке размещались система аварийного расхолаживания, шкаф распределительного устройства собственных нужд и два автономных дизель-генератора по 16 кВт. Такая же связка МАЗ-767 – МАЗ-994 везла на себе и турбогенераторный блок с оборудованием электростанции.

Дополнительно в кузовах КРАЗов передвигались  элементы системы автоматизированного  управления защиты и контроля. Еще один такой грузовик перевозил вспомогательный энергоблок с двумя 100 КВт дизель-генераторами. Итого пять машин.

«Памир-630Д», как и ТЭС-3, был рассчитан на стационарную работу. По прибытии на место дислокации монтажные бригады устанавливали рядом реакторный и турбогенераторный блоки и соединяли их трубопроводами с герметичными сочленениями. Блоки управления и резервная энергоустановка ставились не ближе 150 м от реактора, чтобы обеспечить радиационную безопасность персонала. С реакторного и турбогенераторного блока снимали колеса (прицепы устанавливались на домкратах) и отвозили их в безопасную зону. Все это, конечно, в проекте, ибо реальность оказалась иной.

    1. Реактор, которого испугались

Электрический пуск первого реактора состоялся 24 ноября 1985 года, а спустя пять месяцев случился Чернобыль. Нет, проект не был немедленно закрыт, и в общей сложности экспериментальный образец ПАЭС отработал на разных режимах нагрузки 2975 часов. Однако, когда на волне охватившей страну и мир радиофобии вдруг стало известно, что в 6 км от Минска стоит ядерный реактор экспериментальной конструкции, случился масштабный скандал. Совмин СССР тут же создал комиссию, которой предстояло изучить вопрос о целесообразности дальнейших работ по «Памиру-630Д». В том же 1986 году Горбачевым был отправлен в отставку легендарный глава Средмаша 88-летний Е.П. Славский, покровительствовавший проектам мобильных АЭС. И нет ничего удивительного в том, что в феврале 1988 года согласно решению Совмина СССР и АН БССР проект «Памир-630Д» прекратил свое существование. Одним из главных мотивов, как значилось в документе, стала «недостаточная научная обоснованность выбора теплоносителя».

  1. Гидроаккумулирующие электростанции

В период малых нагрузок гидроагрегаты  станции заняты перекачкой воды из низового водоёма в верховой. Во время повышенной нагрузки происходит использование запасённой воды для  выработки пиковой энергии. Обратимые  гидроагрегаты обеспечивают работу турбинных и насосных режимов  и представляют собой соединение синхронной электрической машины и  гидравлической насос-турбины.

Энергия, которая тратится на перекачку, вырабатывается ТЭС во время пониженной загрузки, когда её стоимость не слишком высока. То есть, дешёвая ночная электроэнергия преобразовывается в дорогую. Экономическая эффективность, как можно убедиться, довольно высока. Несомненным преимуществом данного типа гидростанций является наличие высокого напора. Это позволяет устанавливать более эффективные аккумуляторы. Встречаются и станции смешанного типа. Часть установленных там гидроагрегатов способна работать в двух режимах: турбинном и насосном. Другая часть работает только в турбинном режиме. Использование таких станций позволяет накапливать большее количество воды и вследствие этого производить больше электроэнергии в периоды повышенной нагрузки.

  1. ITER

ITER (ИТЭР) – проект международного экспериментального термоядерного реактора. Задача ИТЭР заключается в демонстрации возможности коммерческого использования термоядерного реактора и решении физических и технологических проблем, которые могут встретиться на этом пути.

В настоящее время проектирование реактора полностью закончено и  выбрано место для его строительства  – исследовательский центр Кадараш (фр. Cadarache) на юге Франции, в 60 км от Марселя.

Первоначально название «ITER» было образовано как  сокращение англ. International Thermonuclear Experimental Reactor, но в настоящее время оно официально не считается аббревиатурой, а связывается со словом лат. iter – путь.

Страны-участницы

Страны  ЕС (выступают как единое целое)

Индия

Китай

Республика  Корея

Россия

США

Япония

    1. История

Ноябрь  1985 г. – СССР предложил создать токамак нового поколения с участием стран, наиболее продвинувшихся в изучении термоядерных реакций.

1988–1990 гг. – силами советских, американских, японских и европейских учёных и инженеров была проведена успешная концептуальная проработка проекта термоядерного реактора, получившего современное обозначение ITER.

21 июля 1992 г. – в Вашингтоне было подписано четырёхстороннее (ЕС, Россия, США, Япония) межправительственное соглашение о разработке инженерного проекта ITER.

1996 г. – США вышли из проекта.

2001 г. – технический проект реактора ITER был успешно завершён.

2001–2003 гг. – к участию в проекте  присоединяется Канада.

2003 г. – США вернулись к участию в проекте, а также к ним присоединились Китай и Южная Корея.

28 июня 2005 г. – в Москве министры шести сторон-участниц проекта ИТЭР подписали протокол, который определяет место строительства. Международный экспериментальный термоядерный реактор будет построен на юге Франции в исследовательском центре Кадараш (43°41′ с. ш. 5°45′ в. д.).

6 декабря 2005 г. – к консорциуму присоединилась Индия.

25 мая 2006 г. в Брюсселе участниками консорциума подписано соглашение о начале практической реализации проекта в 2007 году.

1 сентября 2006 – правительство России  приняло решение подписать соглашение  о создании Международной организации  по реализации проекта исследовательского  термоядерного экспериментального  реактора (ITER), которая будет обладать правами юридического лица способного заключать соглашения с государствами и международными организациями.

Декабрь 2006 – подписано 40 первых контрактов с персоналом, объявлено о ещё 56 открытых рабочих местах.

2007–2019 гг. – период строительства реактора.

2019 г. – начало экспериментов.

2026 г. – первые реакции термоядерного синтеза.

2037 г. – конец экспериментальный части.

После 2040 года реактор станет производить  электроэнергию (при условии успешных экспериментов).

    1. Строительство

Подготовка  строительной площадки в Кадараш  на юге Франции началась в январе 2007 года. Это важный первый этап в  длительном десятилетнем строительном процессе, который подразделяется на две основных фазы:

  • подготовка физического места;
  • последующее строительство зданий ITER.

Информация о работе Электростанции