Идеи Л.Н. Гумилева и его принцип пассионарности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:08, реферат

Описание работы

В любом человеческом сообществе, будь то страна, город, организация или семья, есть люди, всегда соглашающиеся с мнением большинства и пассивно плывущие по течению жизни. Ведомые кем-то более сильным, они никогда не бывают инициаторами значительных событий, не становятся генераторами идей или борцами с несправедливостью. Но существует и другая категория людей, которые, не соглашаясь с традиционным порядком вещей, ставят перед собой великие цели и вопреки всему стремятся к их достижению, вдохновляют других, создают новые сообщества и организации, совершают перевороты и революции.

Содержание

Введение 3
1. Определение пассионарности 3
2. Суть теории Гумилева 4
3. Наследники идей Л.Н. Гумилева 8
4. Критика пассионарной теории этногенеза 12
Заключение 15
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по геополитике.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3
1. Определение  пассионарности 3
2. Суть теории Гумилева 4
3. Наследники идей Л.Н. Гумилева 8
4. Критика пассионарной теории этногенеза 12
Заключение 15
Список  использованной литературы 17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                              Введение 

                              «Я  не был одинок, был  всегда со своей страной,

                              своим народом…

                              Я могу быть счастливым!» (Л.Н. Гумилев)[9] 
 

    В любом человеческом сообществе, будь то страна, город, организация или  семья, есть люди, всегда соглашающиеся  с мнением большинства и пассивно плывущие по течению жизни. Ведомые кем-то более сильным, они никогда не бывают инициаторами значительных событий, не становятся генераторами идей или борцами с несправедливостью. Но существует и другая категория людей, которые, не соглашаясь с традиционным порядком вещей, ставят перед собой великие цели и вопреки всему стремятся к их достижению, вдохновляют других, создают новые сообщества и организации, совершают перевороты и революции. Вокруг таких людей все кипит, движется и искрится, они словно обладают неким таинственным даром менять мир вокруг себя. Что отличает их от пассивного большинства? Что заставляет их плыть против течения? Интересное объяснение этому явлению дает теория пассионарности, автором которой является известный российский историк, географ и этнолог Лев Гумилев.

    Развивая  свои идеи, Гумилев построил весьма яркую и стройную теорию циклического развития племен, сообществ, наций, государств, этносов. Теория эта, имея как сторонников, так и критиков, до сих пор волнует воображение и вызывает споры в научных кругах. [4, C. 76] 

    1. Определение пассионарности

    Для того, чтобы вести разговор о Пассионарной теории этногенеза, познакомимся с определением такого термина, как пассионарность.

    1. Пассионарность (от лат. - страсть): термин, введенный в научный оборот Л.Н. Гумилевым для характеристики непреодолимого стремления людей к осуществлению своих идеалов. Пассионарность, по Гумилеву, лежит в основе всяких деяний, оставляющих следы в истории. Она формируется в результате мощных всплесков биохимической энергии космоса, открытой и описанной В.Н. Вернадским, концентрирующейся в сравнительно небольших областях земной поверхности. [7, C. 443]
    2. Пассионарность - термин Гумилева. Внутренняя энергетика этноса, движущая сила культурного, политического и геополитического созидания. [10]
    3. Пассионарность - способность и стремление этнического сообщества к изменению окружения; уровень активности этнического сообщества. Внутренняя энергетика этноса,  движущая сила  культурного, политического и геополитического созидания. [10]
    4. Пассионарность - сила страсти; состояние человека (социальных групп, этносов), вынуждающее его (их) к определенным действиям вопреки инстинкту самосохранения; способность к сверхнапряженной деятельности. [8, C. 276]
 

    2. Суть теории Гумилева

    Л.Н. Гумилев собственно не затрагивал в своих трудах геополитические темы, но его теория этногенеза и этнических циклов продолжает линию органицистского подхода и отчасти географического детерминизма, которые составляют сущность геополитики уже у Ратцеля, Челлена, Хаусхофера и др.

    Теория  Гумилева является на сегодняшний день серьезной философско-исторической концепцией, с которой не могут  сравниться идеи многих известных авторов, работавших и работающих в сфере  геополитики.

    Впервые Гумилев описал пассионарность как самостоятельный психологический признак в работе «Биосфера и импульсы сознания» в 1978 году. Согласно Гумилеву, пассионарность – это характерологическая доминанта, это непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели, причем достижение этой цели, как правило, иллюзорной, представляется данному лицу ценнее даже собственной жизни.

    Пассионарии стремятся изменить окружающую действительность и делают это. Они организуют далекие походы и экспедиции, они борются за покорение или освобождение народов и создают новые системы ценностей, религиозные течения и революционные научные теории.

    «Пассионарность как огонь; она и греет и  сжигает. Тяжко, когда ее мало, страшно, когда ее много; оптимальная точка где-то посредине, но задержаться на ней, увы, нельзя, потому что всегда идет процесс либо накала, либо охлаждения», - говорит Л.Н. Гумилев. По его мнению, в основе пассионарности лежит особый вид энергии - биогеохимическая энергия живого вещества геосферы, описанная еще академиком В.И. Вернадским. «Очевидно, сама живая личность создает вокруг себя какое-то напряжение, обладает каким-то реальным энергетическим полем или сочетанием полей...», - пишет Гумилев в своей монографии «География этноса в исторический период». [3, C. 43-51]

    Согласно  теории, пассионарность нельзя приобрести образованием или воспитанием, она  является врожденным качеством. Однако, вместе с тем, существует такое явление, как «пассионарная индукция», когда  пассионарий настолько вдохновляет, заряжает своей энергией других, что они тоже начинают вести себя подобно пассионариям. Кроме того, пассионарность не зависит от способностей человека или внешних обстоятельств и не имеет никакого отношения к этическим нормам: пассионарий может быть как героем, ведущим толпу, так и преступником, «злым гением», несущим зло и разрушение.

    В зависимости от уровня пассионарности Гумилев подразделяет людей на три  типа.

    Люди, у которых пассионарный импульс  поведения превышает импульс  инстинкта самосохранения, называются пассионариями. Такие люди живут в состоянии сверхнапряжения. Всю жизнь они посвящают служению какой-то абстрактной идее: истине, честолюбию, славе, справедливости, свободе и т.д. К пассионариям можно отнести Наполеона, Александра Македонского, Суллу, Яна Гуса, Жанну д’Арк.

    Если  пассионарный импульс поведения  равен импульсу инстинкта самосохранения, то таких людей Гумилев называет «гармоничными особями». Они хорошо выполняют свои функции в рамках своей сферы деятельности, но не способны к сверхнапряжениям ради абстрактной цели.

    Третий  тип – субпассионарии, люди, у  которых пассионарный импульс меньше инстинкта самосохранения. Это безынициативные, себялюбивые люди, неспособные к  активной деятельности и думающие лишь о собственных удовольствиях.

    При этом, чем выше уровень пассионарности, тем ярче в человеке проявляется  стремление к активной деятельности. По мнению Л. Гумилева,  уровень пассионарности является ключом к пониманию важнейших  исторических процессов, причиной подъемов и упадков различных систем, мировоззрений и этносов.

    Проанализировав исторические факты примерно за три  тысячи лет истории человечества, Л. Гумилев выявил некоторые закономерности, которые легли в основу для  его гипотезы о пассионарности.

    Согласно  его теории, механизм действия пассионарных сил можно описать следующим образом. Идеи пассионария вдохновляют, зажигают своей энергией окружающих. В результате, вокруг каждого настоящего пассионария формируется круг единомышленников – новая социальная структура, которая иногда приводит к зарождению нового этноса.

    Начальный процесс этногенеза длится около 150 лет, а затем начинается бурное разрастание  новых социальных структур, их активное взаимодействие и усложнение – пассионарный подъем. Эта фаза длится еще примерно 150 лет (10 поколений).

    Далее количество пассионарных личностей  внутри новой социальной структуры  достигает критической массы  и начинается либо бурная экспансия  в соседние регионы, либо внутренние конфликты. Эта фаза названа фазой  пассионарного перегрева, или акматической. Ее продолжительность составляет около 300 лет.

    Постепенно  уровень пассионарности начинает снижаться  и становится настолько низким, что  его уже не хватает для поддержания  функционирования существующих социальных институтов. Так начинается новая фаза цикла этногенеза, которую Л.Н. Гумилев назвал фазой пассионарного надлома. Для нее характерен постепенный распад существующих структур и внутриэтнических связей, который длится 150 -200 лет, т.е. 10-13 поколений.

    Затем наступает фаза инерции, снижение пассионарности затормаживается и этнос живет накопленными богатствами и традициями. Это пора цивилизации, «золотой осени» этноса, период «собирания плодов». Завоевания, потрясения и перевороты сменяются спокойной стабильностью, материальные богатства накапливаются, множатся культурные достижения. Казалось бы, период стабильного существования будет длиться вечно, но процесс старения этноса неостановим. Проявляется это в сокращении числа пассионариев и росте количества субпассионариев.

    За  инерционным периодом неизбежно следует период обскурации, когда происходит новое резкое понижение пассионарности и бразды правления переходят к субпассионариям. Здесь все также господствуют группы, но принцип отбора иной, негативный. Ценятся не способности, а их отсутствие, не образование, а невежество, не стойкость в мнениях, а беспринципность. Далеко не каждый способен удовлетворить этим требованиям, и поэтому большинство людей оказывается, с точки зрения нового уклада жизни, неполноценными и, следовательно, неравноправными.

    За  фазой обскурации следует либо гибель разрушенного субпассионариями этноса, либо переход в мемориальную фазу, фазу гомеостаза. В последнем случае субпассионарии вымирают, и от этноса остаются уцелевшие во всех передрягах гармоничные личности -  потомки первоначальных носителей статического состояния, которые чаще всего становятся основой для будущего нового этноса. [3, C. 79-92]

    Таким образом, согласно теории пассионарности, вся этническая история связана  с постепенным расходованием  пассионарной энергии и, соответственно, с понижением преобразующих возможностей этноса. Причем в различные периоды истории этнос по-разному реагирует на своих героев-пассионариев. Если в период подъема пассионарности герои становятся признанными и уважаемыми лидерами общества, то в период пассионарного спада они воспринимаются как «возмутители спокойствия» и становятся «белыми воронами» или «персонами нон-грата».

    Главным достижением теории Гумилева следует  считать то, что он на огромном историческом материале выявил однотипную последовательную смену фаз наиболее стабильных человеческих общностей (определяемых им как этнические) – от первоначального объединения людей на основе их общего стремления следовать неким достаточно отвлеченным идеалам до превращения этой общности в нестойкий конгломерат безыдейных эгоистов.

    Сам Гумилев не формулировал геополитических  выводов на основании своей картины  мира. Это сделали его последователи. Такое направление в целом получило название «неоевразийство», которое имеет, в свою очередь, несколько разновидностей. Не все они наследуют идеи Гумилева, но в целом его влияние на эту геополитическую идеологию остается очень сильным. [5, C. 117-118] 

3. Наследники идей Л.Н. Гумилева 

    Евразийство после десятилетий забвения (запреты  властей предержащих, усилий придворных ученых и т. д.) вновь возрождается, причем процесс идет весьма стремительно. Об этом говорит поток публикаций в журналах, газетах. Вышло несколько номеров евразийского обозрения «Элементы», сборника «Пути Евразии», а самое главное рост тиражей работ историка, этнографа, географа Л.Н. Гумилёва. Интерес к его научным трудам, к идеям первых русских евразийцев, которых он вызвал из забытья, возник у весьма широкого крута читателей, а сама наука геополитика стала предметом изучения студентов высших учебных заведений.

    Евразийство вызывает интерес и в других странах  мира: от самых больших – сверхдержав  до самых крошечных, таких, как Великое  княжество Монако или Лихтенштейн. Американские геополитики, политологи, советники президентов и монополий  регулярно в течение 1990-х гг. публиковали обстоятельные аналитические материалы по таким проблемам, как положение России, Россия и Европа, Россия между Европой и Азией. В число евразийцев входят американские ученые русского или советского происхождения, например А. Рязановский и А. Янов, американский геополитик М. Вассин, бывший советник Президента США Дж. Картера по национальной безопасности, ныне советник крупной американской корпорации, давний ненавистник СССР, а сейчас России – политолог З. Бжезинский. Увлекается проблемами евразийства даже философ и социолог Дикенбе Мутомбо, проживающий в Западной Африке. В своих трудах он демонстрирует хорошее знание работ Л.Н. Гумилёва.

Информация о работе Идеи Л.Н. Гумилева и его принцип пассионарности