Государственное и муниципальное управление в системе научных знаний. Его предмет и методы изучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно лишь за счет эффективной и рациональной организации управления этим обществом.
В связи с этим особенно актуальным становиться вопрос переосмысления концептуальных основ административной организации, и в частности государственной службы, которая выполняет основные задачи государственного управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Государственное управление: общая характеристика института.
1.1. Общее понятие управления. Управление как социальное явление……….4
1.2. Функции государственного и муниципального управления………………8
1.3. Методы государственного и муниципального управления………………11
Глава 2. Государственное управление и местное самоуправление: проблемы взаимодействия…………………………………………………………………..13
Глава 3. Нормативные модели систем государственного и муниципального управления……………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………….....19
Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Курсовая гос и мун упр.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Административно-организационная  система состоит из четырех групп  подсистем: центральных, функциональных, отраслевых и вспомогательных.

- центральная группа  подсистем включает в себя  инструктивные и методические  материалы: конституция и закон  о правительстве или устав  территориального образования, схема  организационной структуры, схему управления территориального образования, регламент работы, должностные инструкции и штатное расписание работников Г и М управления;

- функциональные, отраслевые  и вспомогательные подсистемы  включают в себя инструктивные  и методические материалы: положение об органе или структурном подразделении, схема организационной структуры органа, инструктивные и методические материалы по выполнении функций органов, процедуры выполнения сложных повторяющихся работ, должностные инструкции и штатное расписание работников органов или структурных подразделений.

Техническая система  состоит из трех подсистем: обработки  информации, сбора и передачи информации, копирования и размножения документации.

- состав и содержание  нормативной модели подсистемы  обработки информации определяется формой использования ЭВМ – децентрализованной, локально-централизованной, системно-централизованной;

- подсистема сбора  и передачи информации имеет  основные элементы: разработка и  обоснование схемы размещения  технических средств сбора и  передачи инфо, обоснование выбора технических средств, инструкции по эксплуатации технических средств;

- подсистема копирования и размножения информации имеет основные элементы: обоснование выбора технических средств, инструкции по эксплуатации этих технических средств.

Система управленческая труда включает три подсистемы: форм и методов управленческого труда, организации управленческого труда  и организации рабочих мест и  условий труда управленческих работников.

- основными элементами  нормативной модели подсистемы  форм и методов управленческого труда подготовке и проведению служебных совещаний, применению научных методов поиска оптимальных управленческих решений, подготовке проектов распорядительных документов;

- основными элементами  нормативной модели подсистемы  организации управленческого труда являются следующие методические материалы по: порядку формирования органа Г и М управления, подбору и расстановки кадров органа Г и М управления, графику работы аппарата, планированию, контролю, учету и оценке труда работников, аттестации работников органа Г и М управления;

- основными элементами  нормативной модели подсистемы  организации рабочих мест и  условий управленческого труда  являются следующие: схемы рационального  размещения органов, типовые проекты  рабочих мест, санитарно-гигиенические требования к помещениям, психо-физиологические требования к формированию коллектива органа Г и М управления, социальные требования к условиям работы аппарата, перечень оргтехники и мебели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Государственное управление и местное самоуправление - это два взаимодействующих уровня власти, обеспечивающие руководство государством в целом и территориями. От их взаимоотношения зависит успех государственного управления.

В настоящее время  Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой  Конституции в России созданы  реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.

Современная модель организации  местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Модель современной  организации местного самоуправления имеет следующие организационные  формы для ее осуществления:

1. Путем референдума, выборов и др. форм прямого волеизъявления граждан;

2. Через выборные и  др. органы местного самоуправления;

3. Через территориальное  общественное самоуправление;

4. Через созданные  союзы и ассоциации органов  местного самоуправления и органы территориального общественного самоуправления.

Новая современная модель при всем многообразии территориальных  и организационных форм осуществления  местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Принципиальным отличием современной модели от советской  является ее одноуровневый характер: местное самоуправление не входит в  систему государственной власти, и муниципальные образования  не подчиняются друг другу. Этот принцип предопределяет отношения между муниципальными органами и органами государственной власти, и муниципальных образований между собой. Органам местного самоуправления предоставляется экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с предметом ведения этих органов. Уставами муниципальных образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.

Современная модель организации  местного самоуправления реализуется  посредством следующих функций:

- решением вопросов  административно-территориального  деления;

- полномочий в области  экономики и финансов;

- решение вопросов  социального развития территории;

- развитие культуры  и искусства.

Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.

Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан.

Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых  отношений между демократическим  государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.

Современная модель организации  местного самоуправления, в отличии  от централизованной системы управления способствует приближению власти к  народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.

В силу сложившегося в  современной России типа органов  местного самоуправления, их деятельность тесно связана с различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.

Становление местного самоуправления в современной России является длительным и сложным процессом, который  требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного  сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан.

Недостаточно разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой - ее решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную природу.

Требует совершенствования  система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности.

Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления необходимо строить  на принципах единства целей и  задач в обеспечении жизнедеятельности  населения муниципального образования, а не политической борьбы.

Серьезной проработки требует  вопрос о регламентации процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных  образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать  в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел.

Реформирование требует  и структура управления городом. С появлением нового административно-территориального деления городов они должны стать более четкими и эффективными, для оперативного решения местных задач.

Так же требует реформирования и система взаимоотношений органов  государственной власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами.

Проведенный анализ становления  современной модели организации  местного самоуправления в России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так как переход от разработки теории к практическому функционированию местного самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится в начале пути становления местного самоуправления и, следовательно, исследования по данной теме необходимо продолжать.

В Заключении хотелось бы отметить, что в обществе все главное: производство, распределение, обмен  и потребление, социальная сфера, наука, литература и искусство, право и мораль, архитектура и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей и многое другое. Но все это может тогда создать благоприятный и рациональный образ жизни, когда будет сведено в целостную, динамичную, гармоничную систему и «работать» на человека. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность и экономичность общественной жизни придает управление. Ибо только и исключительно оно обладает единством таких способностей, как целеполагание, организация и регуляция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Нормативные документы:

1.   Конституция  РФ от 12.12.1993 года. // Российская газета, 1993, 25 декабря.

2. Кодекс Российской  Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

 

Теоретическая и научная литература:

  1. Абчук В.А.. Менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание. – СПб. Издательство Михайлова В.А., 2012. – 463 с.
  2. Андреев В.Ф., Гришина Н.Г., Лопатина С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие // Под ред. С.Г. Лопатиной. – М.: Юрайт, 2009. – 265 с.
  3. Бакштанский В.Л., О.И. Жданов, «10000 дней менеджмент в жизни», «PERSE», № 5, Москва, 2011.
  4. Виханский О.С., «Менеджмент: человек, стратегия, организация,  процесс», Москва, фирма «Гардарика», № 3, 2006.
  5. Волкова К.А. «Предприятие: стратегия, структура, положения об  отделах и службах, должностные инструкции», Москва, ОАО  «Издательство Экономика»», № 4, 2009.
  6. Аникин Б.А.. Высший менеджмент для руководителей: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 136 с.
  7. Веснин В.Р.. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 504 с.
  8. Виханский О.С., Наумов А.И.. Менеджмент: Учебник // О.С. Виханский, А.И. Наумов. 4-е изд, перер. и доп. М.: Экономистъ, 2005. 670 с.
  9. Жолобов Ю.В.. Формула управления. Практические рекомендации. – М.: «Либерия – Бибиформ», 2005. – 168 с.
  10. Кнорринг В.Н.. Искусство управления: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2012. – 282 с.
  11. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Соломатин Н.А. и др. – М.: 2010. – 432 с.
  12. Румянцева Е.Е.. Новая экономическая энциклопедия. – М.: ИНФРА-М, 2005. – VI, 724 с.
  13. Словарь-справочник менеджера // Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 608 с.
  14. Теория управления: Учебник // Под общ. ред. А.В. Гапоненко, А.П. Панкрутина. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 558 с.
  15. Уколов В.Ф.. Теория управления: Учебник для вузов // В.Ф. Уколов, А.М. Масс. – 2-е изд., доп. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2012.
  16. Экономика организации (предприятия): Учебник // Под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Экономистъ, 2010. – 618 с.
  17. Сухарев А.С. Реализация государственной власти. Особенности терминологии // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 3.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление в системе научных знаний. Его предмет и методы изучения