Германия и россия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:00, контрольная работа

Описание работы

Геополитика отражает объективные связи и закономерности реальной жизни, что позволяет ей выполнять определенные функции. Несмотря на различные подходы к классификации этих функций, наиболее важными из них являются познавательная, прогностическая, управленческая и идеологическая.

Содержание

Функции геополитики…………………………………………………………….3
Германия и Россия: новые геополитические реальности………………………7
Список литературы………………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

геополитика вариант 8.docx

— 33.25 Кб (Скачать)

Содержание

 

Функции геополитики…………………………………………………………….3

Германия и Россия: новые  геополитические реальности………………………7

Список литературы………………………………………………………………13 

Функции геополитики

 

Геополитика отражает объективные  связи и закономерности реальной жизни, что позволяет ей выполнять  определенные функции. Несмотря на различные подходы к классификации этих функций, наиболее важными из них являются познавательная, прогностическая, управленческая и идеологическая. Некоторые ученые называют в качестве самостоятельных функций аксиологическую, или оценочную, воспитательную, или функцию политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения. Но все они органически входят в четыре перечисленные функции. Рассмотрим эти функции по существу.

 

 Познавательная функция связана прежде всего с изучением тенденций геополитического развития стран и народов, различных факторов, явлений и процессов. Эта функция важна для понимания глобальных и региональных сдвигов на геополитической карте мира. Исследователь получает информацию, которая выражается в объективных и субъективных показателях. Первая группа информации дополняет и уточняет данные официальной статистики, изменений, протекающих в мире; вторая – это информация о мотивах, намерениях, целях деятельности различных субъектов мировой или региональной геополитики. Познавательная ценность субъективной информации очень велика. Она раскрывает роль человеческого фактора в международной или региональной жизни, обращает внимание на субъективно-психологические стороны массовых геополитических процессов, позволяет видеть степень адекватности отражения объективных тенденций геополитического развития в сознании лидеров государств, блоков стран, социальных или этнических групп, а также наций и народов, принимающих участие в мировых или региональных событиях.

Для того чтобы России выйти  из нынешнего тупика, необходим теоретико-методологический прорыв в системе знаний об обществе, мире, науке, технике. Без этого невозможно внедрение новых технологий, а без них Россия в экономической, политической, военной, социальной, духовно-нравственной сферах жизни, в государственном управлении может оказаться на задворках истории, превратиться в сырьевой придаток развитых стран. Отсюда одна из важнейших задач молодой науки геополитики – создать теоретический, концептуальный аппарат, способствующий формированию такой системы идейно-политических взглядов в обществе и руководстве страны, которая полностью соответствует задаче сохранения Российской Федерации в качестве сильного и независимого государства, имеющего соответствующее место в современном геополитическом пространстве.

 

 Прогностическая функция геополитики вытекает из познавательной и имеет целью определение ближайших и отдаленных перспектив развития геополитических сил и полей, обозначение возможных конфигураций стран и союзов, их влияния на международные отношения. В подготовке геополитических прогнозов важную роль играет мониторинг — отслеживание проходящих процессов.

Собственно, любые исследования – теоретические и эмпирические – проводятся во многом для того, чтобы дать более или менее  верный прогноз развития геополитических  сил, полей, обозначить конфигурацию стран  или союзов, их влияние на развитие международных, межрелигиозных, межэтнических  отношений, уладить возможные локальные  конфликты и выработать рекомендации для их предотвращения или погашения.

Ценность любого геополитического исследования, начиная от конкретных, эмпирических, и заканчивая теоретическими, в которых дается анализ эмпирического материала, состоит в том, насколько адекватно, точно они отражают тенденции многообразных геополитических процессов. Немаловажно еще и то, в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами, насколько эти прогнозы будут способствовать реализации прогрессивных геополитических изменений в интересах человека, страны, региона, человечества в целом. В подготовке краткосрочных и долгосрочных прогнозов геополитических изменений регионального или глобального характера важную роль играет мониторинг – слежение за проходящими процессами.

Применение методов сравнения, аналогий и некоторых других позволит заранее предупреждать нежелательные  геополитические события.

 

 Управленческая  функция геополитики проявляется прежде всего в сборе и анализе эмпирической информации, в выработке практических рекомендаций для управления геополитическими процессами.

При управлении любым видом  деятельности, а также при подготовке управленческих решений важно хорошо проанализировать проблемную ситуацию, дать правильную оценку соотношения  различных факторов – политических, географических, экономических, военных  и т. п., знать уровень влияния  субъектов всех событий, определить степень риска – политического, военного, социального, экономического, экологического и др., наметить конкретные меры противодействия оппозиционным, противодействующим силам и т. д.

Итак, управленческая функция  геополитики конкретно проявляется  в том, что ее прикладная часть  напрямую участвует в подготовке и разработке практических рекомендаций для управления геополитическими событиями, формирования для этого соответствующих  сил и средств. Практические рекомендации в геополитике делятся чаще всего  на две группы: объективные и субъективные.

Важно помнить, что многое зависит от умения анализировать, от уровня подготовки специалиста-аналитика, т. е. большое значение имеют субъективные рекомендации. Они включают интересы, мотивы, цели, намерения, ценностные ориентации и установки, идеологическую и мировоззренческую позиции и т. д. Это важно знать, чтобы вычислить степень отклонения от прогнозируемого управленческого решения.

 Наконец, идеологическая функция геополитики состоит, во-первых, в выражении интересов правящих элит и наций и, во-вторых, в манипулировании сознанием людей, формировании у них соответствующих стереотипов поведения.

Сама по себе эта дисциплина долгие десятилетия была яблоком  идеологического раздора и считалась  в СССР лженаукой, идеологией империализма, фашизма, оправдывающей агрессивные  устремления высокоразвитых стран  к мировому господству. Отчасти так  действительно было, когда геополитикой занимались ученые только по ту сторону  «железного занавеса», обслуживая в  основном западных политиков. Да и сейчас геополитика часто выступает  на практике как адвокат сильных мира сего.

Однако надо исходить из понимания идеологии как системы  политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских  взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение людей  к действительности. Следовательно, агрессивным, антигуманным геополитическим  воззрениям можно и нужно противопоставить идеологию мирного, прогрессивного развития человеческого общества, провозглашающую  равные права и возможности для  всех без исключения наций и народов  во имя сохранения человеческой цивилизации  на нашей планете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Германия и  Россия: новые геополитические реальности

 

   После распада  СССР Германия и Россия пытаются  найти свое оптимальное место  в Европе и Евразии. Во многом  обе страны схожи. Геополитически  Германия находится в центре  европейского континента, как Россия  в центре Евразии. С западной  стороны их окружают сравнительно  небольшие государства, а с  восточной — мощные континентальные  страны. Рельеф местности — равнина  с небольшими возвышенностями,  реки текут в основном меридианально, в северном направлении, северные границы проходят по морям, побережье низинное с немногочисленными крупными портами. Это подобие определяет сходство или даже тождество процессов в различных сферах общественной жизни, происходящих в Германии и России [1, c.33].

   Объединенная Германия  не вписывается в тесные рамки,  отведенные ей США, ее экономическая  мощь раздвигает эти рамки.  На ФРГ к концу XX в. приходится  около 13% мирового экспорта (Японию  — 11%, США — 10%), баланс текущих  платежей на рубеже веков дает  ФРГ ежегодное активное сальдо  в отличие от Великобритании  и США. Такая Германия невыгодна  для двух последних государств. Новая Европа, находящаяся в тени, отбрасываемой объединенной Германией,  не устраивает и ориентированные  на США малые государства: Данию, Норвегию, Португалию.

   Перераспределение  геополитических сил, капиталов по сути только началось. Наблюдается движение германского капитала на Восток: в Россию, Австрию, Чехию, Венгрию, Украину, Польшу, Прибалтику, Балканы и т. п. Только одна Россия должна Германии более $60 млрд. Поэтому можно утверждать, что никто и ничто не сможет остановить процесс формирования среднеевропейского экономического пространства (Mitteleuropa) под немецким контролем. Все это заставляет американцев постоянно нагнетать обстановку в центре Европы, подогревать разногласия Германии с другими европейскими странами [7].

   Германия сможет  успешно решить геополитические  и внешнеэкономические проблемы  только в случае, если справится  с внутренними экономическими  и политическими задачами. Среди которых: проблема восточных земель, где простаивает большая часть промышленных предприятий, безработица в отдельных секторах экономики составляет до 50% населения, сложная демографическая обстановка в стране (Если в 1985 г. в ФРГ дети (возраст до 15 лет) составляли 16% населения, а трудоспособные (16 — 64 года) — 69%, то прогноз на 2025 г. — 11 и 65%, соответственно, на 2035 г. — 9,7 и 60,3%).

Важной проблемой для  Германии является сырьевая зависимость. Почти 85% нефти Германия вынуждена  импортировать. Импорт газа в три  раза превышает его добычу в стране.

Справиться с сырьевой проблемой Германии может помочь только Россия.

Сотрудничество крупнейшей газовой компании ФРГ «Рургаз» с российской газовой промышленностью началось в 1970 г. К 1997 г. через «Рургаз» в Западную Германию поставлено около 600 млрд м3 газа. России эти поставки приносят огромные «живые» деньги, в то время как внутри страны «живые» деньги едва превышают 3%. Благодаря сотрудничеству с «Рургаз» Россия в ближайшие годы выйдет на рынки Испании, Португалии, а в перспективе — и Великобритании, т.е. будет создана общеевропейская газовая система. До 2008 г. компании «Рургаз» было поставлено около 200 млрд м3 газа. А это, исходя из сегодняшних цен на энергоноситель, равно приблизительно 60 млрд немецких марок.

Конечно, экономические связи  с Германией носят архаичный  для России характер, которая поставляет в основном сырье и полуфабрикаты, а поставки готовой продукции  едва достигают 10%. И было бы лучше, если бы Россия в XXI в. энергичнее стремилась к увеличению поставок именно готовой  продукции и продовольствия. Объективные основания для этого есть[1, c.47].

Нельзя сбрасывать со счетов желание немцев «восстановить историческую справедливость», следствие чего можно  увидеть в действиях Германии в сферах экономики, финансов, политики в Европе. Нейтрализация влияния  германской экспансии может быть осуществлена только при активной внешней политики России, только если она наберет экономическую мощь [5, c.116].

Сегодня Германия и Россия ищут свои места в Европе и Евразии, пытаясь сбросить сковывающие их оболочки, во многом навязанные им. Перераспределение  геополитических сил, по сути, только началось: это продвижение Германии на Восток и начало процесса формирования среднеевропейского экономического пространства под немецким контролем.

Следует заметить, что для  России и Германии войны принесли огромные потери, поэтому странам  выгоднее создать союз континентальных  государств против атлантистов. Однако противоречия между странами очень сильны.

Противостояние Германии и России происходит также по поводу Калининградской области. Калининград  — опорный пункт, который позволяет  контролировать Польшу, Прибалтику, Белоруссию и западную часть России.

Другой фактор, мешающий установить равноправный союз между  Россией и Германией,— слабость России и сопредельных с Германией  государств. Польша, Украина, Чехия, Словакия, страны Прибалтики, Югославия, Венгрия, Румыния, Болгария и т.п. — огромный регион, где Германия может установить экономический, политический и военный контроль. Стоит ли говорить, что такие попытки встретят отпор не только со стороны населения этих стран, по прежде всего России. Однако третье столкновение между Россией и Германией может навсегда вычеркнуть оба государства, как и сопредельные, из мировой политики, ввергнуть в фазу вымирания [1, c.74].

Безусловно, пока РФ располагает  значительным ракетно-ядерным потенциалом, большими вооруженными силами, Германия не осмелится на прямые военные действия. Ее военная система существует в  основном как сила поддержки войск США в Европе. Поэтому большие экономические возможности Германии блокируются слабостью ее военной и политической силы. Понимая это, немцы ищут тесного союза с Францией и довольно активно подыгрывают США в ближневосточной и балканской политике.

Разработана специальная  программа по возвращению немцев в Судеты, в Калининградскую область, которую в немецких СМИ все  чаще называют Кенигсбергской. Германия способствует переселению немцев в  эту область не только из Поволжья, Сибири, но и из Казахстана. Это имеет  двойную геополитическую цель. С  одной стороны, сокращается удельный вес русских и русскоязычных  в Казахстане, а с другой —  переселяя немцев в «Кенигсберг», ФРГ помогает исламистам в Казахстане усиливать их влияние. Открывая немецкие школы в Калининградской области, Германия преследует дальние геополитические  цели: «Кенигсберг» должен стать в  будущем крепостью, защищающей интересы не только немцев, но и «других бесправных европейских народов». И таких  народов, по мнению ее политиков, немало: на схеме, приведенной в книге  «От войны к войне», даны 34 страны, которые становились объектами  геополитических вожделений Германии [3, c.118].

Информация о работе Германия и россия