Геополитика

Автор: Мария Еремеева, 03 Сентября 2010 в 23:32, контрольная работа

Описание работы

Развал СССР и Организации Варшавского Договора привели к разрушению прежнего мирового геополитического порядка. Сегодня мир находится в переходном состоянии. Идет поиск новой модели геополитической стабильности, учитывающей новые реалии и новый баланс сил на планете1.

Содержание

1. Переход от биополярного мира к многополюсному.
Проблема «устойчивого развития»
2. Особенности современной геополитической стратегии
3. США в геополитической структуре мира

Работа содержит 1 файл

Геополитика.docx

— 38.70 Кб (Скачать)

    Современная геополитика, учитывающая колоссальные изменения в мире, начинает складываться после  Второй мировой войны. Но, несмотря на эти изменения, как классическая, так и современная геополитическая  парадигма обязательно включала и включает военную стратегию. Под  военной стратегией обычно понимают способ и цель подготовки и использования  вооруженных сил в войне. Если за способы, методы подготовки и результаты боевого использования войск  и сил флота несут ответственность  военные стратеги – генералы и  адмиралы, то подготовку к войне  наций, промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, цели войны определяет высшее политическое руководство. Таким  образом, военная стратегия является составной частью политики точно  так же, как геостратегия - элементом  геополитики.

    Геостратегия  современных развитых стран структурирована  по трем уровням. Высший уровень геостратегии называется национальной стратегией и  включает в себя более низкие уровни стратегии в отдельных сферах и направлениях развития наций. Она  определяет цели развития нации, обеспечивает эффективное использование духовных и материальных ресурсов, направляет нацию на достижение национальных целей.

    Второй  уровень геостратегии  получил  название стратегии национальной безопасности, которую иногда заменяют терминами  «большая стратегия», «оборонная стратегия», «стратегическая доктрина». Стратегия  национальной безопасности включает в  себя стратегии тех сфер и направлений, которые исключительно важны  для национальной безопасности, т.е. для обеспечения приемлемых условий  существования и развития нации. Стратегия национальной безопасности формируется обычно в официальном  документе, в России это «Концепция национальной безопасности».

 

     Третий уровень геостратегии –  военная стратегия, которая координирует только военные проблемы национальной безопасности: развитие военной промышленности и обеспечение Вооруженных сил  боевой техникой, оружием, средствами связи, амуницией и т.д., боевую подготовку самих военнослужащих, боеготовность  и боеспособность войск и сил  флота. Военная стратегия, как правило, сформулировалась в военной доктрине.

    В ХХ в. Практика составления стратегий  и доктрин различного уровня получила наибольшее распространение в США. Уже в начале века, в 1904 г. Президент  Т. Рузвельт в послании к конгрессу  обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами национальной безопасности.

    Во  время первой мировой войны все  воюющие страны имели ясное представление  о национальных целях и военной  стратегии. Для держав Тройственного  союза (германия, Австро-Венгрия, Италия) национальными целями считались  завоевание «жизненного пространства», создание колониальных империй, а военной  стратегией была быстрая наступательная война. Для государств Антанты (Великобритания, Франция, Россия) национальными целями, очевидно, были сохранение территорий монополий и колоний, а военной  стратегией – позиционная оборона  с возможными территориальными приобретениями в случае победы. Росси, например, вступая  в войну, рассчитывала добиться контроля над черноморскими проливами.

    Во  время второй мировой войны нацистское руководство Германии выдвинуло  в качестве национальной цели господство над миром, которое в первоначальном виде выглядело как раздел сфер влияния  между союзниками: Италией, Германией, Японией. Военная стратегия Германии, вначале нацеленная на Запад, после 1940 г. Когда не удалось сокрушить  Великобританию путем систематических  бомбардировок, изменилась, получив  восточное направление. Сутью же военной стратегии Германии ввиду  ограниченности ресурсов всегда был  блицкриг.

 

     Национальные цели стран Атлантической  хартии (Великобритания и США) –  защита наций, национальных, колониальных и подмандатных территорий от агрессии держав «оси», восстановление демократии в оккупированных странах, странах-агрессорах, справедливый порядок во всем мире. На начальном этапе войны военной  стратегией для них стала маневренная  оборона на североафриканском театре военных действий, в Атлантическом  и Тихом океанах, на Тихоокеанских  островах. СССР, вступивший в войну  позднее и присоединившийся к  Атлантической хартии только в декабре 1941 г., вынужден был придерживаться стратегической обороны до победы над  Сталинградом. С 1943 г. Союзники (СССР, США, Великобритания) осуществляли наступательную военную стратегию.

    После  Второй мировой войны с образованием биполярного мира основными национальными  стратегиями лидеров противостоящих блоков НАТО и Варшавского договора, США и СССР стала победа в холодной войне и распространение своей  системы ценностей (идеологии) на весь мир.

    Стратегия национальной безопасности США в  течение холодной войны (1946-1989) также  видоизменялась.

    Первый  период холодной войны, который длился с марта 1946  до 1949 г., был периодом ядерной монополии США. В это время действовала стратегия массированного возмездия, согласно которой американская стратегическая авиация всегда должна быть готовой нанести сокрушительный удар атомными бомбами по всем основным политическим, военным и промышленным объектам СССР в ответ на его коммунистическую экспансию.

    Во  второй период холодной войны (1949 –  начало 1970-х гг.) США лишились монополии  на ядерное и термоядерное оружие, но имели и преимущество по количеству атомных боеголовок. В этот период действовала стратегия гибкого  реагирования, в соответствии с которой  американские органы безопасности должны предупреждать появление где  бы то ни было коммунистических режимов, а вооруженные силы - находиться в готовности сокрушить таковые и отразить агрессию СССР и его союзников.

    В третий период холодной войны (с начала 1970 – х по 1989 г. - разрушение Берлинской стены) действовала стратегия реалистического сдерживания, по которой США и их союзники противостояли попыткам расширения социалистического лагеря, пропаганды коммунистических идей с учетом паритета вооружений, соотношения всех геополитических характеристик (территории, полезных ископаемых, количества и качества поселения, темпов экономического развития и т.д.).

    Границы периодов действия той или иной стратегии  национальной безопасности весьма условны.

    Принятие  очередной стратегии зависело и  от других факторов: состояния американо-советских  отношений, успехов или поражений  в локальных войнах, успехов или  провалов в распространение коммунистических идей в мире, прихода к власти проамериканского или прокоммунистического правительства в той или иной стране, субъективного мнения президента США и его администрации о  «советской военной угрозе» и  т.п.

    При этом основой всех стратегий национальной безопасности продолжало оставаться сдерживание (deterrence) Варшавского договора в Европе, Советского Союза во всем мире и коммунистических идей в массовом сознании граждан всех стран. Основой вех стратегий  национальной безопасности США было «сдерживание путем устрашения».

    Военные стратегии США можно подразделить на стратегии ядерной войны («всеобщей  ядерной войны», «гарантированного  уничтожения» и «ограниченной ядерной  войны») и стратегии обычной войны.

    Военные стратегии обычной войны также  занимают важное место в стратегии  национальной безопасности США. Несмотря на первостепенную роль ракетно-ядерного стратегического оружия, его применение, как тотальное, так и ограниченное, остается проблематичным. Оно, более  эффективное потенциально, применяемое реально, становиться опасным для самих США. Кроме того, для обеспечения не глобальных, а региональных и локальных интересов обычное оружие эффективнее ядерного.

    Военно-морские  стратегии США как стратегии  главного вида вооруженных сил, также  имеют важное значение для обеспечения  национальной безопасности.

    В СССР в период холодной войны не формулировались национальная стратегия  и стратегия национальнольной безопасности. Роль обеих доктрин играла программа  построения коммунизма, которая предполагала распространение коммунистических идей и коммунистического общества на всей территории земного шара.

    В основе военной стратегии СССР до 1962 г. Лежала концепция, сложившиеся  в ходе Великой Отечественной  войны, которая включала следующие  положения:

    - сначала стратегическая оборона,  затем – стратегическое наступление;

    - боевые действия должны вестись  с применением обычного оружия; ядерное оружие играет вспомогательную  роль;

    - основу боевой мощи составляет  сухопутная армия, где ведущими  родами будут артиллерия, танковые  войска и ВВС; военно-морской  флот главной задачей имел  обеспечение действий сухопутных  сил.

    В 1962 г. Была принята новая военная  стратегия, в основе которой лежали теоретические разработки, осуществленные под руководством маршала Советского Союза В.Д. Соколовского. Основные положения  этой стратегии вошли в боевые уставы всех видов Вооруженных сил  СССР. Доктрина Соколовского в отличие  от предыдущей военной стратегии  СССР отдавала приоритет ядерному оружию; комплекс обычных вооружений стал играть второстепенную, дополнительную роль.

      В начале 1980-х гг., когда в отношениях  СССР и США была поднята  проблема первого ядерного удара  и готовившая его сторона (и  СССР, и США имели в этом  отношении аналогичные стратегии)  могла быть представлена мировому общественному мнению как потенциальный агрессор, СССР пересмотрел свою военную стратегию.

    Была  принята новая военная доктрина, имевшая исключительно оборонительный характер, а в боевые уставы всех видов Вооруженных сил внесены  изменения о том, что ядерное  оружие может быть применено лишь в ответ на применение его противником.

    Концепция национальной безопасности современной  России утверждена указом  Президента в 1997 г. Он состоит из четырех частей. Часть I «Россия в мировом сообществе» содержит геополитическую оценку современного мира, роли и места России в нем. В частности, отмечено, что Россия продолжает оставаться великой державой в мире, в котором усиливаются тенденции к многополярности, а именно:

    - укрепление экономических и политических  позиций значительного числа  государств и интернациональных  объединений;

    - совершенствование механизмов управления  международными политическими, экономическими, финансовыми и информационными  процессами;

    - повышение роли экономических,  политических, научно-технических,  экологических и информационных  факторов в геополитике при  сохранении значения военно-силовых;

    - обострение международной конкуренции  за обладание природными, технологическими, информационными ресурсами и  рынками сбыта.

    На  этом фоне улучшаются перспективы интеграции в Содружестве Независимых государств и широкой интеграции России в  мировую экономику. Этим и определяется геополитическая роль и задачи Российской Федерации. Для их достижения следует  в первую очередь обратить внимание на развитие экономического, научно-технического и демографического потенциалов.

      Во второй части Концепции  национальной безопасности сформулированы  национальные интересы России, которые  определяются гармонией интересов личности стоит на первом месте. Ключевыми национальными интересами являются экономические, которые заключаются не только в развитии национального производства и рынка, но и в расширении внешнеэкономических связей.

    Первостепенные  внутриполитические интересы включают: обеспечение гражданского мира и  национального согласия, территориальной  целостности и единства правового  государства, стабильности государственных  институтов, правового государства, стабильности государственных институтов, правопорядка, нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, сепаратизма  и завершения процесса становления  демократического общества. Национальные интересы России в международной  сфере включают: интеграцию в рамках СНГ; развитие партнерских отношений  с другими великими державами  – центрами экономической и военной  мощи; развитие сотрудничества в борьбе с международным терроризмом  и преступностью; упрочнение механизмов управления мировыми политическими  и экономическими процессами, в первую очередь – Совета Безопасности ООН.

 Кроме  того, существуют национальные интересы  в духовной сфере (национализм), в информационной сфере (права  и свободы граждан в получении  и распространении информации, развитие  современных телекоммуникаций), в  оборонной и правовых сферах.

Информация о работе Геополитика