Функции геополитики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:51, контрольная работа

Описание работы

Геополитика как научная дисциплина имеет многообразные связи с жизнью отдельного государства, союза государств, противо­стоящих блоков. Она отражает объективные связи и закономер­ности реальной жизни, что позволяет ей выполнять определен­ные функции. Наиболее важные функции геополитики – это познавательная, прогностическая, управленческая, идеологи­ческая. Некоторые ученые называют в качестве самостоятельных функций аксиологическую или оценочную и воспитательную или функцию политической социализации, формирования граж­данственности, политической культуры населения. Однако можно утверждать, что все они органически входят в вышеперечисленные.

Работа содержит 1 файл

Функции геополитики.docx

— 29.37 Кб (Скачать)

 

Функции геополитики.

 

       Геополитика как научная дисциплина имеет многообразные связи с жизнью отдельного государства, союза государств, противо­стоящих блоков. Она отражает объективные связи и закономер­ности реальной жизни, что позволяет ей выполнять определен­ные функции. Наиболее важные функции геополитики – это познавательная, прогностическая, управленческая, идеологи­ческая. Некоторые ученые называют в качестве самостоятельных функций аксиологическую или оценочную и воспитательную или функцию политической социализации, формирования граж­данственности, политической культуры населения. Однако можно утверждать, что все они органически входят в вышеперечисленные.

 

       Познавательная функция связана, прежде всего, с изучением тенденций геополитического развития стран и народов, анализом различных, связанных с ним, явлений, процессов и событий. Для научного понимания геополитической действительности чаще всего пользуются совокуп­ностью теоретических знаний из различных сфер жизни государств и на­родов, используя при этом методы сравнения, аналогий, экстраполяции1 . Широко применяют также и эмпирические2  исследования.

 

          Все эти знания обеспечивают приоритет новых эмпирически обоснованных знаний о геополитической действительности. Делается это путем выявления и анализа новых фактов и тенденций изменения всей совокупности факторов геополитической жизни. Это слу­жит важной предпосылкой для понимания и объяснения гло­бальных и региональных сдвигов на геополитической карте ми­ра. Безусловно, для такого понимания и объяснения при­меняются общелогические методы: анализ и синтез, индукции и дедукции и т.д. Необходимо перерабатывать и обобщать огром­ный объем информации о конкретных геополитических явлени­ях, фактах, процессах. Могут применяться и другие психологи­ческие, социальные, специальные методы: контент-анализ доку­ментов, тестирование, социометрия и т.д. Это может быть ана­лиз действий, поступков, поведения, выступлений, заявлений участников политических событий небольшого региона, гло­бального блока или союза. Исследователь получает информа­цию, которая выражается в объективных и субъективных показателях. Первая группа информации дополняет и уточняет данные официальной статистики, изменений, протекающих в мире, вто­рая – это информация о мотивах, намерениях, целях деятельности различных субъектов мировой или региональной геополити­ки.

 

     Познавательная ценность субъективной информации очень велика. Она раскрывает роль человеческого фактора в междуна­родной или региональной жизни, обращает внимание на субъек­тивно-психологические стороны геополитических процессов, позволяет видеть степень адекватности отражения объективных тенденций геополитического развития в сознании лидеров государств, блоков стран, социальных или этнических групп и народов, принимающих участие в мировых или регио­нальных событиях.

 

     Значительный интерес для познания и прогноза представляют данные об участниках политических событий, подробности их социально-нравственных установок, данные об их потребностях и интере­сах, уровне культуры, мотивах, фактах реального и вербального поведения и даже их пристрастиях. Эмпирические ис­следования позволяют собрать информацию об общественном мнении в интересующем исследователя регионе или мнение на­родов тех или иных глобальных регионов, а также изучить мо­рально-психологическое настроение населения нужной части планеты. Кроме чисто информационной функции, а ее рассматривают как неотъемлемую часть познавательной, эмпириче­ские исследования позволяют выявлять новые тенденции геопо­литического развития, тем самым они обогащают теорию.

 

      Прогностическая функция геополитики вытекает из познава­тельной, тесно смыкается с ней. Собственно, любые исследова­ния – теоретические, эмпирические – проводятся во многом для того, чтобы дать более или менее верный прогноз развития геополитических сил, полей, обозначить конфигурацию стран или союзов, их влияние на развитие международных, этнических отношений, уладить возможные локальные конфликты и вырабо­тать рекомендации для их предотвращения или урегулирования.

 

     С одной стороны, ценность любого геополитического исследования, начиная от конкретных, эмпирических, и кончая теоретическими, в ко­торых дается анализ эмпирического материала, состоит в том, насколько адекватно, точно они отражают тенденции многооб­разных геополитических процессов. С другой – она определяется наличием в этих исследованиях научно обоснованных прогнозов, а также тем, насколько эти прогнозы будут способст­вовать геополитическим изменениям в интересах человека, страны, региона, всего человечества в це­лом.

 

      В подготовке краткосрочных и долгосрочных прогнозов геополитических изменений регионального или глобального ха­рактера важную роль играет мониторинг – слежение за прохо­дящими процессами. Применение методов сравнения, аналогий и т.п. позволит заранее предупреждать нежелательные геопо­литические события.

 

     Управленческая функция геополитики проявляется, прежде всего, в сборе и анализе эмпирической информации и выработке на ее основе конкретных управленческих решений и рекомендаций. Без оп­тимального объема информации, без должного ее анализа, вы­водов и рекомендаций ученых политическим лидерам, военным руководителям, экономистам невозможно принимать верные решения, управлять геополитическими процессами, и в целом руководить конкретной сферой общественной, политической, финансово-экономической жизни. При управлении любым ви­дом деятельности, подготовке управленческих решений важно хорошо проанализировать проблемную ситуацию, дать правиль­ную оценку соотношения различных сил, факторов – политиче­ских, географических, экономических, военных и т.п., знать уровень влияния субъектов всех событий, определить степень риска – политического, военного, социального, экономического и т.п., наметить конкретные меры противодействия оппозици­онным, противо-действующим силам и т.д.

 

      Таким образом, управленческая функция геополитики конкретно про­является в том, что ее прикладная часть напрямую участвует в подготовке и разработке практических рекомендаций для управ­ления геополитическими событиями. Практические рекомендации в геополитике делятся чаще всего на две группы: объективные и субъективные.

 

      Первая груп­па факторов предполагает объективные условия человеческой жизнедеятельности. Анализируя их влияние на конкретную систему геополитических отношений, исследователь, ученый, политический лидер, военачальник и т.д. опирается на конкретную информацию, получаемую в ходе исследования, сбора разведданных и т.п. После анализа информации определяются тенден­ции развития событий: от факта, конкретного случая или явле­ния к обобщению. Затем даются рекомендации для теоретиче­ского обобщения. Но уровень рекомендаций может остаться чисто прикладным, утилитарно-прагматическим, носящим сию­минутный характер и не иметь существенного значения для нау­ки. В данном случае многое зависит от умения анализировать, от уровня подготовки специалиста-аналитика, т.е. большое зна­чение имеет субъективная сторона вопроса. Кроме того, субъек­тивная группа факторов включает интересы, мотивы, цели, на­мерения, ценностные ориентации и установки, идеологическую и мировоззренческую позиции и т.д. Это важно знать, чтобы определить степень отклонения от прогнозируемого управленче­ского решения. Итак, можно утверждать, что геополитика – это наука управлять и править.

 

       Идеологическая функция геополитики так же многогранна, как и предыдущие. Сама по себе геополитика долгие десяти­летия была яблоком идеологического раздора и считалась в СССР, как уже отмечалось, лженаукой, идеологией империализма, фашизма, оправ­дывающей агрессивные устремления высокоразвитых стран к мировому господству. Это действительно было и есть. Эта сто­рона геополитики носила и носит чисто апологетический харак­тер. Часто на практике она выступает как адвокат сильных мира сего.

 

      Однопо­лярный мир, сложившийся после разрушения системы коллек­тивной безопасности стран Восточной Европы, после распада СССР подтверждает, что идеологическая сторона геополитической функции усилилась. Примеров тому бесчис­ленное множество. Например, интересы, прежде всего США, Ве­ликобритании, Германии, Японии и других высокоразвитых стран выдаются ими за общечеловеческие интересы и ценности. НАТО от имени ООН или Совета Безопасности ООН, а порой и не спрашивая их разрешения, берет на себя функции мирового жан­дарма. Так было в Ираке, Ливии, Югославии.

          2. Двухсторонние геополитические интересы в Европе

   Германия и Россия

   После распада  СССР Германия и Россия пытаются  найти свое оптимальное место  в Европе и Евразии. Во многом  обе страны схожи. Геополитически  Германия находится в центре  европейского континента, как Россия  в центре Евразии. С западной  стороны их окружают сравнительно  небольшие государства, а с  восточной — мощные континентальные  страны. Рельеф местности — равнина  с небольшими возвышенностями,  реки текут в основном меридианально, в северном направлении, северные границы проходят по морям, побережье низинное с немногочисленными крупными портами. Это подобие определяет сходство или даже тождество процессов в различных сферах общественной жизни, происходящих в Германии и России.

   Объединенная Германия  не вписывается в тесные рамки,  отведенные ей США, ее экономическая  мощь раздвигает эти рамки.  На ФРГ к концу XX в. приходится  около 13% мирового экспорта (Японию  — 11%, США — 10%), баланс текущих  платежей на рубеже веков дает  ФРГ ежегодное активное сальдо  в отличие от Великобритании  и США. Такая Германия невыгодна  для двух последних государств. Новая Европа, находящаяся в тени, отбрасываемой объединенной Германией,  не устраивает и ориентированные  на США малые государства: Данию,  Норвегию, Португалию.

   Перераспределение  геополитических сил, капиталов по сути только началось. Наблюдается движение германского капитала на Восток: в Россию, Австрию, Чехию, Венгрию, Украину, Польшу, Прибалтику, Балканы и т. п. Только одна Россия должна Германии более $60 млрд. Поэтому можно утверждать, что никто и ничто не сможет остановить процесс формирования среднеевропейского экономического пространства (Mitteleuropa) под немецким контролем. Все это заставляет американцев постоянно нагнетать обстановку в центре Европы, подогревать разногласия Германии с другими европейскими странами.

   Американцы уже  не видят себя победителем  в Центральной Европе, поэтому  прилагают все силы на блокирование  ФРГ с востока и юго-востока.  В качестве такого санитарного  кордона вокруг Германии, по мысли  лидеров США, должны выступать  Польша, где очень сильны антинемецкие настроения, Россия, Турция, Израиль, Египет, а также нынешняя Сербия, где велика национальная “аллергия” на немецкое присутствие.

   Германия сможет  успешно решить геополитические  и внешнеэкономические проблемы  только в случае, если справится  с внутренними экономическими  и политическими задачами. Среди  которых: проблема восточных земель, где простаивает большая часть  промышленных предприятий, безработица  в отдельных секторах экономики  составляет до 50% населения, сложная  демографическая обстановка в  стране.

   Важной проблемой  для Германии является сырьевая  зависимость. Почти 85% нефти Германия  вынуждена импортировать. Импорт  газа в три раза превышает  его добычу в стране.

   Справиться с сырьевой  проблемой Германии может помочь  только Россия.

   Начиная с XVII в.  Германия во многом решала  свои геостратегические проблемы  с помощью России. Петр I помог  Австрии в ее борьбе с турками,  а Германии — с беспределом шведов на немецкой земле. Все войны конца XVIII в. велись Россией в Евросоюзе с Германией и Австрией. Единственным исключением была Семилетняя война (1756—1763 гг.), когда русские войска взяли Кенигсберг и стояли у стен Берлина. Только неожиданная смерть Елизаветы Петровны спасла Фридриха Великого от позора безоговорочной капитуляции. Тесные связи между Россией и Германией, а также Пруссией были и в начале XIX в. Карл Клаузевиц (известный военный теоретик) в чине полковника русской армии участвовал в Отечественной войне 1812 г. Духовные контакты с Россией поддерживали немецкие мыслители Франц Баядер, Ф.В. Шеллинг, Рихард Вагнер, Фридрих Ницше, писатели Рильке, Гессе. Они работали над синтезом русской и немецкой (арийских) культур.

   Объединение Германии  при Бисмарке проходило при  прочной военно-политической поддержке  России. Канцлер О. Бисмарк говорил:  “На востоке врага нет”. В  1904 — 1905 гг. Германия поддержала  Россию, когда та вела войну  с Японией и помогающими ей  США, Англией и Францией.

   Франция вела активную  работу по развалу русско-германского  союза. В 1906 г. Ротшильд главным  условием займа России поставил  разрыв Бьеркского русско-германского соглашения. Таким образом, XX в. начался с обострения отношений между Россией и Германией, которое привело к двум кровопролитнейшим войнам и огромным геополитическим потрясениям. Обе мировые войны начались именно в те моменты, когда Германия и Россия значительно опережали англосаксонцев и французов в своем развитии.

   Любая война Запада  против России без участия  Германии невозможна. Но каждая  война между нашими срединными  государствами приносила огромнейшие  потери обеим странам. Поэтому  значительно выгоднее для них  союз континентальных государств против атлантистов. Осуществить это не сложно из-за итогов двух мировых войн, но возможно. Современный кризис российской государственности и общества во многом — результат гибели лучшего генофонда страны. Немецкий этнос тоже находится в фазе надлома. Для восстановления генофонда двух стран потребуются сотни лет. Главное условие этого восстановления — отказ от войн.

   Для Германии этот  путь гораздо труднее, чем для  России. В Германии нередко звучат  идеи, что русский народ — не  что иное, как предназначенный  для него исторический “навоз”.  Завышенность самооценок пока не покидает немецкое самосознание. Например, высказывают мысль, что они могут бороться со всем миром и победить, что в интеллектуальном плане они превосходят другие народы. Эти идеи были не чужды и крупным немецким философам, геополитикам — Гегелю, Марксу, Энгельсу. А на уровне обыденного сознания, в быту они и сейчас часто звучат.

Информация о работе Функции геополитики