Бюджетное регулирование Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:59, доклад

Описание работы

Финансовая система ФРГ включает федеральный бюджет, бюджеты 16 земель, общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды, финансы Федеральной железной дороги (Бундесбан) и Федеральной почты (Бундеспост), государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду. Вся страна разбита на финансовые округа. Связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов.

Работа содержит 1 файл

БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГЕРМАНИИ(расп).docx

— 23.01 Кб (Скачать)

БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГЕРМАНИИ

 

Финансовая система ФРГ включает федеральный бюджет, бюджеты 16 земель, общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды, финансы Федеральной железной дороги (Бундесбан) и Федеральной почты (Бундеспост), государственных предприятий, органов социального страхования, федерального ведомства по труду. Вся страна разбита на финансовые округа. Связующим звеном между бюджетом федерации и бюджетами земель являются высшие финансовые дирекции. Они объединяют несколько финансовых округов.

Бюджет выступает главным звеном финансовой системы ФРГ, его структура  и бюджетный процесс соответствуют  федеративному характеру государственного строя. В госбюджет включаются доходы и расходы трех уровней административного  управления - федерации (центральный  бюджет), земель (региональные бюджеты), и общин (местные бюджеты). Сводный (консолидированный) госбюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом  межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госбюджет включаются средства фонда социального страхования  и социального обеспечения.

Бюджетный год в ФРГ совпадает  с календарным. Федеральный бюджет утверждается бундестагом (парламентом). Составление, утверждение и исполнение федерального бюджета предусматривает определение ожидаемых доходов и расходов в бюджетном плане и ведение бюджетного учета, фактическое отражение исполнения бюджета.

Высшим контрольным органом  ФРГ в области государственных  финансов является федеральная счетная  палата. Отчет об исполнении бюджета  составляется министерством финансов и направляется в парламент и  счетную палату. После заключения счетной палаты парламент утверждает закон об исполнении бюджета.

Бюджетная политика ФРГ подчиняется  общим целям экономической политики и опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации , на богатый арсенал средств и методов формирования доходных и расходных статей госбюджета.

Формирование доходов госбюджета - это мощный регулирующий процесс, он определяет такой важный для экономики  показатель как "квота государства" (его доля в ВНП). Государство в  ФРГ в начале 80-х годов перераспределяло через госбюджет (включая фонд социального  страхования) до половины ВНП.

Формирование доходов определят  целую систему финансовых каналов по которым в казну стекаются средства от физических и юридических лиц. Здесь особую роль играет налоговая политика как важнейшая подсистема бюджетной политики. Налоговые поступления составляют 4/5 всех доход бюджета, причем на 2/3 налоговые поступления формируются за счет прямых налогов (подоходного или налога на зарплату, корпорационного, промыслового). Однако их доля в бюджетах различных уровней разная. В бюджетных доходах федерации, земель и общин она составляет соответственно: 9/10; 7/10 и 1/3.

Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и  рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включаются многомиллиардная прибыль центрального банка ФРГ. Несколько меньшее значение имеют  поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.

В глобальном аспекте достижению цели выравнивания доходов служит ступенчатая  структура налоговой системы. Большую  роль в формировании бюджетных доходов  играет поступление от "общих" (совместных) налогов - подоходного, корпорационного, НДС - распределяются в соответствующей пропорции между бюджетами трех уровней власти (вертикальное выравнивание). Затем земельная доля в НДС перераспределяется от благополучных в финансовом плане земель к бедным (горизонтальное выравнивание). Кроме того из бюджета федерации слабые земли получают "дополнительные федеральные дотации" (вертикальное выравнивание).

Одним из орудий воздействия государства  на процесс общественного воспроизводства  выступают государственные расходы. Они отражают особенности развития страны. За счет бюджета в первую очередь обеспечивается финансирование традиционных сфер деятельности федерации, земель и общин.

Удельный вес расходов центрального правительства в ВНП остается сравнительно стабильным: от 13% в повышательных  фазах до 15% в годы кризисов. Такой незначительный разброс колебаний обусловлен законодательно установленной границей кредитной базы финансирования расходов, допускаемых за счет привлечения дополнительных займов (эмиссия казначейских векселей и облигаций). Конституция ФРГ ограничивает ежегодные кредитные заимствования федерации величиной инвестиционных расходов бюджета.

На центральное правительство  ложатся все военные расходы  и расходы на внешние отношения, основная часть социальных затрат, а также расходов на финансовое содействие (субсидирование, льготное кредитование или прямое финансирование) отдельных  отраслей, производств и регионов, на науку и образование, на содержание административного аппарата.

Важное место в системе государственного регулирования принадлежит бюджетным  расходам на экономику (затраты на жилищное строительство, коммунальное хозяйство, энергетику, добывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, связь, транспорт и сельское хозяйство). Из них до 90% идет на финансирование производственной инфраструктуры: строительство  и поддержание дорог, аэродромов, федеральной железной дороги и почты.

Военные расходы в федеральном  бюджете страны составляют примерно 25-30%.Причем нужно заметить, что большая доля военных расходов приходится на бюджеты земель и общин.

Финансирование научно - технических  программ осуществляется через министерство исследований и технологий. Доля расходов на науку и образование невелика (2-5%) по сравнению с социальными  выплатами, субсидиями на экономику  и затратами на управление. Финансирование НИОКР -2,9% от ВВП. Расходы на управление составляют около 3% расходов федерального бюджета, и включают затраты на содержание верховных органов власти и федерального государственного аппарата.

Одна из целей бюджетной политики - смягчение социального неравенства  в обществе. Решается она как характером налогообложения, так и трансфертами из бюджета нуждающимся семьям. С  середины 70-х годов на цели социального  обеспечения направляется 46-47% всех расходов госбюджета, включая фонд социального страхования и социального  обеспечения. Относительно высокий удельный вес затрат на социальные цели объясняется прямой заинтересованностью государства в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы.

Государственный долг ФРГ, как и  других промышленно развитых государств, стал одним из факторов функционирования финансовой системы. По величине и темпам роста долга ФРГ стоит на третьем месте после США, Великобритании. Особенностью развития государственного долга ФРГ является тенденция к сокращению доли федерального правительства и земель при росте задолженности общин.

Наряду с ростом государственной  задолженности увеличивается и  кредитная деятельность государства. На протяжении нескольких последних  лет сумма предоставленных кредитов превышает сумму полученных займов. ФРГ размещает займы внутри страны и за границей.

Рынок государственных ценных бумаг  Германии - четвертый крупнейший международный  рынок правительственных обязательств после США, Японии и Великобритании. Отличительной его особенностью является то, что он по своему объему не превалирует над рынком остальных  типов долговых фондовых инструментов, но значительно превышает рынок  акций. В общем объеме облигаций, размещенных на территории ФРГ, в  последние годы доля государственных  облигаций не превышала 40%, в то время  как удельный вес облигаций, выпушенных частными банками, составлял более 60%.Следует отметить, что благодаря  активной политике правительства по размещению ценных бумаг, значение сектора  государственных облигаций постоянно  возрастает.

Другой важной чертой рынка государственных  облигаций в ФРГ является наличие  единого статуса и универсальных  правил совершения операций с разными  видами правительственных долговых инструментов. В качестве эмитентов  государственных ценных бумаг выступают: федеральное правительство; специальные  его службы (железные дороги и почта); правительства земель; местные органы власти (общины коммуны). Все эти  органы осуществляют займы от своего имени. Основным заемщиком на рынке государственных облигаций является федеральное правительство.

Для финансирования государственного долга федеральное правительство  выпускает следующие виды ценных бумаг: облигации ФРГ; федеральные  облигации; долговые сертификаты; федеральные  кассовые облигации; сберегательные сертификаты; казначейские финансовые обязательства; беспроцентные казначейские сертификаты.

Большая часть государственного долга ФРГ размещена у банков, сберегательных касс и Фонда социального страхования. Кредиторами правительства в первую очередь выступает государственная кредитная система - государственные ипотечные т специальные банки, Бундесбанк.

Специальные фонды - важное звено финансовой системы ФРГ. По объему эти фонды  стоят на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место  среди них занимает Фонд социального  страхования, который состоит из большого числа автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования ,- это фонды страхования по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев.

Общей для всех фондов социального  страхования является система мобилизации  доходов. Средства фондов образуются за счет трех источников: обязательных отчислений, взносов предпринимателей и государственных  субсидий из федерального бюджета. Наибольшую долю составляют отчисления предпринимателей.

Фонды социального страхования  включают страхование от несчастных случаев, страхование на случай болезни, пенсионное страхование рабочих  и служащих, пенсионное страхование  лиц, не работающих по найму.

Самыми значительными, кроме налогов  являются взносы на социальное страхование. Эти взносы представляют собой финансово-экономическую  основу коллективной поддержки на случай старости, болезни и кризиса.

Система пенсионного обеспечения  Германии содержит сочетание двух систем финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительную и накопительную. Эта система называется "системой трех уровней". Первый - (около 80% всех пенсионных выплат в основном финансируется перераспределительным способом)- охватывает прежде всего обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Перераспределительная система характеризуется тем, что на выплаты пенсий пожилым используются поступления в фонд пенсионного страхования (ведомства пенсионного страхования). В Германии этими поступлениями являются страховые взносы застрахованных лиц и работодателей, а также дотации государства. Этой пенсии достаточно для обеспечения нормального уровня жизни пожилого человека. Второй и третий уровни пенсионного обеспечения из фондов предприятий и частные накопления, финансируются накопительным способом.

В финансовую систему страны входят внебюджетные фонды, находящиеся в  распоряжении центрального правительства: Фонд выравнивания бремени войны, Фонд развития европейской экономики  и другие целевые фонды.

Фонд выравнивания бремени войны  был создан с целью "оказания помощи населению, пострадавшему от войны". Средства фонда состоят из взносов  предпринимателей в размере 2-3% оценочной  стоимости имущества.[18] Взносы предпринимателей включаются в цену выпускаемой ими  продукции и перелагаются на ее потребителей. Фонд также пополняется дотациями  из федерального и местных бюджетов, а также выручкой от эмиссии займов.

Фонд развития европейской экономики  создан в связи с действием  после второй мировой войны американского "плана Маршалла". В фонд отчислялись  средства из эквивалентных счетов, образующихся при реализации товаров, поставляемых в ФРГ по этому плану. Средства из этого фонда направляются на выдачу среднесрочных и долгосрочных кредитов по льготному проценту. Из него выдаются гарантии по займам частному сектору в ФРГ, а часть его  предоставляется в виде помощи развивающимся  странам. Смета расходов и доходов  этого фонда составляется ежегодно и подлежит обязательному утверждению  и рассмотрению парламентом.

Средства других специальных фондов ФРГ могут быть использованы правительством для оказания помощи частному хозяйству  в периоды экономических трудностей.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Бюджетное регулирование Германии