Водные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 20:07, реферат

Описание работы

Россия омывается водами 12 морей, принадлежащих трем океанам, а также внутриматериковому Каспийскому морю. На территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек, более 2 млн. озер, сотни тысяч болот и других объектов водного фонда.

Содержание

1. Водные ресурсы России, их оценка и особенности размещения.

1.1 Состояние водных ресурсов…………………………………….2

1.2. Реки……………………………………………………………....3

1.3. Озера……………………………………………………………..5

1.4. Болота……………………………………………………………6

1.5. Ресурсы подземных вод………………………………………...6

1.6. Внутренние моря и территориальные морские воды………...7

1.7.Запасы вод в ледниках…………………………………………..8

1.8. Ресурсы атмосферной влаги……………………………………9

1.9. Водохранилища…………………………………………………12

1.10. Выводы………………………………………………………....13

2. Чувашская республика……………………………………………14

2.1. Козловка…………………………………………………………17

3. Приложение……………………………………………………….18

4. Список использованной литературы……………………………20

Работа содержит 1 файл

водные ресурсы.docx

— 48.38 Кб (Скачать)

Ресурсы атмосферной влаги

Атмосфера содержит воду в виде водяного пара, тумана, облаков, капель дождя и кристаллов снега. Она является основным источником формирования и пополнения водных ресурсов и в конечном итоге, благодаря  процессу круговорота воды, определяет водность рек, озер, болот, оказывает  огромное влияние на формирование качества поверхностного и подземного стоков и на всю окружающую подземную  среду. 
По среднемноголетним данным, на территории страны выпадает до 9 тыс. км3 осадков в год. Забор и использование водных ресурсов 
По данным Государственного водного кадастра в части использования воды, суммарный забор воды из природных водных объектов для использования в 1998 г. по сравнению с 1997 г. резко сократился и составил менее 80 км3. Наибольшего уровня за последнее десятилетие водопользование достигло в 1991 г. С тех пор происходит стабильное снижение объема изъятия и потребления водных ресурсов. 
Одной из главных причин сокращения является сворачивание хозяйственной активности в водоемких отраслях экономики, прежде всего, в сельском хозяйстве и некоторых видах промышленности.

В 1999 г. водозабор увеличился незначительно  по сравнению с уровнем 1998 г. В 2000 г., по оценкам, данный рост продолжился. В настоящее время особо бережного  отношения требует эксплуатация подземных водных запасов. Подземные  воды в качестве источника хозяйственно-питьевого  водоснабжения по сравнению с  поверхностными отличаются более стабильным качеством, лучше защищены от источников загрязнения и во многих случаях  могут быть получены в непосредственной близости от потребителя. Хотя в целом  примерно две трети городов России имеют централизованное водоснабжение из подземных источников, использование пресных подземных вод по территории страны отличается неравномерностью. В ряде случаев это связано с относительно небольшими величинами эксплуатационных запасов, однако в большинстве случаев освоение подземных вод сдерживается неправильной стратегией водохозяйственных организаций. 
Имеющиеся случаи превышения отбора воды над утвержденными запасами могут привести к истощению подземных вод.

Наиболее  водоемкими отраслями хозяйства  остаются энергетика, черная и цветная  металлургия, машиностроение, целлюлозно-бумажная, топливная, химическая, пищевая промышленность, а также жилищно-коммунальное и  сельское хозяйство. Значительные объемы забранной воды теряются в процессе промышленного производства вследствие несовершенства технологий и утечек в системах водоснабжения. В целом  эти потери составляют в последние  годы 9 – 10% от забора воды. В коммунальном хозяйстве из-за изношенности водопроводных  сетей и несовершенства запорной арматуры теряется в среднем более 20% подаваемой потребителям воды. Весьма велики потери в орошаемом земледелии. Общий объем безвозвратного водопотребления и потерь составляет около 25 – 30% от забора воды из природных источников. 
Основные проблемы регулирования использования и охраны водного фонда России. В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации почти 100% водных объектов находятся в государственной, в том числе около 95% - в федеральной собственности. На федеральном уровне государственное управление в области использования и охраны водных ресурсов осуществляют Правительство Российской Федерации и специально уполномоченный государственный орган, функции которого возложены на Министерство природных ресурсов российской Федерации. В свою очередь на водных объектах имеется большое количество различных водохозяйственных сооружений, которые находятся на балансе предприятий различных форм собственности, но в основном входят в систему Минсельхоза России, Минтранса России и т. д.

Водообеспечение населения и объектов экономики, предотвращение деградации водных объектов и поддержание надлежащего количества воды в них, защита от вредного воздействия  вод возможны лишь с помощью гидротехнических систем и сооружений, требующих трудоемких и дорогостоящих мероприятий  по строительству, содержанию и эксплуатации. Стоимость основных производственных фондов водохозяйственного комплекса  к началу 1999 г. оценивалась почти  в 60 млрд. рублей. Основную их часть  составляют системы территориального перераспределения стока, гидроузлы  и гидросооружения для регулирования  стока рек. Созданными водохозяйственными основными фондами обеспечиваются необходимые условия деятельности других отраслей, не связанных с  изъятием водных ресурсов: гидроэнергетики, рыбного хозяйства, водного транспорта, рекреации. Важная роль в водохозяйственном  комплексе принадлежит водохранилищам, которые обеспечивают регулирование  стока рек, гарантированное водоснабжение, защиту от паводков, однако в последнее  время существенно ухудшилось техническое  состояние гидроузлов и береговой  зоны водохранилищ. Подавляющее большинство  гидротехнических сооружений нуждается  в ремонте, а свыше 400 гидротехнических сооружений находятся в аварийном  состоянии. 
За последние годы произошли также прорывы плотин ряда крупных водохранилищ, многочисленных прудов. Материальный ущерб от разрушений был весьма значителен, имелись человеческие жертвы.

Серьезной проблемой является ухудшение качества воды поверхностных водных объектов, в т. ч. малых рек, которое в  большинстве случаев не отвечает нормативным требованиям и оценивается  как неудовлетворительное практически  для всех видов водопользования. 
Наблюдается деградация малых рек. Происходит их заиление, загрязнение, засорение, обрушение берегов. Сток малых рек, особенно в европейской части России снизился более чем наполовину. В результате происходит разрушение водных экосистем, что делает эти реки непригодными для использования. Нарастает технологическое и техническое отставание водного хозяйства, в частности, в изучении и контроле качества вод, подготовке питьевой воды, обработке и утилизации осадков, образующихся при очистке природных и сточных вод. Прекращена разработка необходимых для устойчивого водообеспечения перспективных схем использования и охраны вод.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Водохранилища

Для обеспечения  гарантированной водоотдачи, превышающей  сток маловодного года, требуется  межгодовое перераспределение водных ресурсов с помощью водохранилищ. В настоящее время в стране функционируют несколько десятков тысяч такого рода объектов. Общая  вместимость этих водоемов составляет примерно 800 км3. К крупным и особо  крупным объектам относятся 325 водохранилищ. Наибольшее количество водохранилищ находится  в Поволжском районе – 600, Центрально-Черноземном  – 434, Уральском – 383. Самые крупные  водохранилища находятся в Восточной  Сибири. Средний объем одного водохранилища  здесь достигает 26,4 км3. 
Водохранилища играют большую роль в регулировании паводковых процессов, в предотвращении наводнений и т. п. Для России это чрезвычайно важно потому, что паводко-опасные территории охватывают в ней более 400 тыс. км2, в т. ч. в Сибирском округе (в Якутии, Забайкалье, Бурятии и др.)

Наряду  с позитивной ролью  водохранилищ следует  отметить и создаваемые  ими проблемы:

•    Разрушение берегов 
•    Оползневые явления, в зону которых попадают многие населенные пункты, включая такие крупные, как Волгоград, Саратов, Ульяновск и др. 
•    Ухудшение технического состояния гидроузлов, большинство из которых нуждается в текущем ремонте, а сотни находятся в предаварийном состоянии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы:

Выделим основные проблемы, от которых зависит бесперебойное водообеспечение населения, промышленности и сельского хозяйства нашей страны. В концентрированном виде они были изложены в 1998 году на заседании Правительства российской Федерации в докладе МПР России «О совершенствовании управления использованием и охраной водного фонда России». К этим проблемам относят следующие:

1.    Углубление тенденций расточительного водопользования 
2.    Ухудшение качества вод 
3.    Обострение вопросов хозяйственно-питьевого водоснабжения 
4.    Возрастание материального ущерба от вредного воздействия вод, включая наводнения, разрушение берегов, оползни, подтопления и др. 
5.    Значительное ухудшение состояния водных объектов и гидротехнических сооружений

Улучшение состояния отечественного водного  фонда возможно прежде всего через:

•    Разработку и принятие Концепции государственной политики в сфере использования и охраны водных объектов 
•    Развитие экономического механизма устойчивого водопользования и полный перевод всей системы водного хозяйства на самофинансирование 
•    Совершенствование структуры водного фонда путем передачи водных объектов, действующих и строящихся водохозяйственных сооружений территориального значения в собственность и ведение субъектов Российской Федерации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чувашская Республика. 

Чува́шская  Респу́блика (Чува́шия, чуваш. Чăва́ш Ен, Чăва́ш Республики́) — республика (субъект федерации) в составе России. Находится в центре европейской части России. Расстояние от столицы республики — города Чебоксары до столицы федерации — Москвы около 630 км.

Республика  имеет свою конституцию и законодательство. Осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов  и иных нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения в  политической, экономической и культурной сферах жизни общества, в пределах, установленных Конституцией РФ.

На всей территории Чувашской Республики, вне  пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения  Российской Федерации и Чувашской  Республики, высшую юридическую силу имеет Конституция Чувашской  Республики.

Государственными  языками Чувашской Республики являются чувашский и русский.

Столица — город Чебоксары.

Чувашская Республика расположена на востоке Восточно-Европейской равнины, преимущественно на правобережье Волги, между её притоками Сурой и Свиягой. Территория — 18,3 тыс. кв. км.

Самая высокая точка над уровнем  моря — 286,6 метра.

Граничит  с Нижегородской областью на западе, с Республикой Марий Эл на севере, с Татарстаном на востоке и с Мордовией и Ульяновской областью на юге.

Почвы.

Ценные чернозёмные почвы расположены на юго-востоке по границе с Республикой Татарстан, на юго-западе, к западу от течения р. Сура и в междуречье рек Большого и Малого Цивиля. 
 

Водные  ресурсы.

Гидроэлектропотенциал реки Волги в республике не полностью реализован на Чебоксарской ГЭС. Чебоксарская ГЭС- гидроэлектростанция на реке Волге у города Новочебоксарска Чувашской Республики. Водохранилище ГЭС расположено на территории трёх субъектов федерации — республик Чувашия и Марий Эл, а также Нижегородской области. Станция является частью Волжского каскада гидроэлектростанций, представляя собой его пятую ступень, последнюю по времени создания[3]. Чебоксарская ГЭС имеет установленную мощность 1404 МВт и входит в число крупнейших гидроэлектростанций России

Полезные  ископаемые.

Месторождения фосфоритов с запасами руд в 148,7 млн т, горючих сланцев с запасами в 199,1 млн т, месторождения торфа.

Климат.

Чувашия находится в зоне с умеренно континентальным климатом и входит в лесостепную и лесную природные зоны. Средняя многолетняя температура воздуха в январе составляет −13°С; в июле +19°С. Среднегодовой объем выпадения осадков — 530—570 мм.

Административно-территориальное деление.

В Чувашской  Республике насчитывается 21 административный район, 9 городов, 8 поселков городского типа, около 1700 сельских населенных пунктов.

Столица.

Столица республики — город Чебоксары с населением около 500 тысяч человек. В 2003 году стал победителем конкурса «Самый благоустроенный город России».

Информация о работе Водные ресурсы