Технология модульного обучения на уроках географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Главная цель работы – создание комплекса оптимальных условий для развития личности учащегося на основе его природных задатков и склонностей.
Задачи:
развитие образовательного пространства личности учащегося;
вовлечение учащихся в самоуправление учебным процессом;
создание ситуации успеха;
создание положительной эмоциональной атмосферы сотрудничества;
формирование и развитие общественного и индивидуального сознания;

Содержание

Аннотация ……………………………………………………………… 3
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………… 4
І. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ ……………………………………………………………. 6
1. Основы модульного обучения …………………………………... 6
2. Сущность технологии модульного обучения …………………… 7
3. Основные принципы построения модульных программ ………. 7
4. Определение целей в модульной программе …………………… 9
5. Критерии к формированию содержания модуля ……………….. 9
6. Структура модуля ………………………………………………… 9
7. Содержание и форма контроля ………………………………….. 10
8. Оценка учебных достижений ……………………………………. 10
9. Положительные стороны и ограничивающие возможности
технологии модульного обучения ………………………………. 11
ІІ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ……………………………... 12
1. Изучение темы "Океаны" по модульной программе ………… 12
М 0. Комплексная дидактическая цель ……………………………… 12
М 1. Тихий океан ……………………………………………………… 12
М 2. Атлантический океан …………………………………………… 14
М 3. Индийский океан ……………………………………………….. 16
М 4. Северный Ледовитый океан …………………………………… 18
М 5. Обобщающий урок по теме "Океаны" ……………………… 21
2. Изучение темы "Африка" по модульной программе ………... 26
М 0. Комплексная дидактическая цель …………………………….. 26
М 1. Географическое положение, история исследования Африки … 27
М 2. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые …… 29
М 3. Климат. Климатические пояса …………………………………. 30
М 4. Внутренние воды материка …………………………………….. 32
М 5. Природные зоны ………………………………………………… 34
М 6. Охрана природы. Экологические проблемы ………………….. 36
М 7. Население. Политическая карта ……………………………….. 38
М 8. Хозяйство ……………………………………………………….. 40
М 9. Страны Африки: Египет. ЮАР ………………………………… 43
М10. Обобщение знаний по теме "Африка" ………………………. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………. 50
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………….. 51

Работа содержит 1 файл

Технология модульного обучения1 (Восстановлен).docx

— 208.70 Кб (Скачать)

4. Пролив Дрейка;                                                          4. Берингов пролив

5. Гвинейский залив.                                                     5. Бискайский залив. 

УЭ-3. ( 5 баллов). Бросаем якорь в порту "Кто я?" ( 3 мин).

Что означают эти цифры: 10 920; 361; 18 000; 35; 17,5 ?

  УЭ-4. ( 2 балла). Следующий, на пути нашего следования порт "Морские глубины".

В течение двух минут вам предстоит, используя карты атласа, определить средние и максимальные глубины океанов:

1) Тихий океан;

2) Атлантический океан;

3) Индийский океан;

4) Северный Ледовитый океан.

( Учащиеся работают в "четверках". Взаимоконтроль). 

Наша  каравелла поднимает паруса и с попутным ветром мчится дальше. А дальше, в стелющейся дымке, нас встречает "Остров Робинзонов". Бросаем якорь и  отправляемся на манящий берег острова.

УЭ-5. ( 2 балла). Используя карты атласа, найдите географические объекты, зная их географические координаты. Вам на это – 2 минуты.

1) 1º с.ш.  104º в.д.                            3) 35º с.ш.  65ºз.д.

2) 50º ю.ш. 69º в.д.                            4) 51º ю.ш. 60º з.д.

( Работа в "четверках". Взаимоконтроль.). 

Учитель:

Ребята! Не кажется ли вам, что мы сильно увлеклись? Не пора ли нам немного  отдохнуть? Звуками музыки и морского прибоя встречает нас порт "Музыкальный". (В течении 3 минут дети под музыку делают физические упражнения, танцуют).

Следующий порт на пути нашего следования – "Рыболов".

УЭ-6. ( 2 балла). К доске выходят с магнитными удочками по одному ученику от группы. (Время – 2 мин.).

Ситуация 1. Выловить как можно больше "рыбы" в "ничейном океане".

Ситуация 2. Выловить как можно больше "рыбы" в "своем океане".

Вопрос: Почему в "своем океане" рыба была выловлена не вся?

УЭ-7. ( 5 баллов). На пути нашего следования – Панамский канал. Бросаем якорь в порту "Экологический". В течении 5 минут вы должны подумать и дать аргументированный ответ на следующий вопрос:

Какие экологические изменения может вызвать строительство нового Панамского канала?

УЭ-8. ( 5 баллов). Мчимся дальше на всех парусах. Гостеприимно приглашает нас к себе порт "Туристический". Здесь мы проведем 6 минут, в течении которых вы предложите разработанный туристический маршрут вдоль побережья одного из океанов или морей для жителей Беларуси. Какие уголки и почему вы бы предложили посетить?

( Это задание дети готовили  дома).

Учитель:

Ребята! Вот и подходит к завершению наше кругосветное путешествие. Но прежде чем завершить его, нам предстоит встреча с друзьями в порту "Угадай-ка". Они приготовили нам сюрприз.

УЭ-9. ( 8 баллов). В течении 5 минут, вам предстоит разгадать кроссворд.

   

1

         

 

 
 

2

         

3

             
   

4

         
 

5

           
 

6

           

7

             
 

8

           




1.Морской  рак

2. Тропический  циклон ураганной силы.

3. Острова  в южной части Индийского океана.

4.Мореплаватель, руководитель Великой Северной экспедиции.

5. Материковая  отмель.

6. Морское млекопитающее подотряда зубатых китов.

7. Британский  пароход, затонувший от столкновения  с айсбергом.

8. Волны, вызываемые моретрясениями и извержениями

 подводных  вулканов.

В выделенном столбике - фамилия мореплавателя,

возглавившего первое кругосветное плавание.

Ответы: 1. Омар. 2. Тайфун. 3. Кергелен. 4. Беринг.

5. Шельф. 6. Дельфин. 7. "Титаник". 8. Цунами.


 

4. Заключительный  этап.  

 

Учитель. Вот и завершилось наше кругосветное плавание на каравелле "Искатель".Нам осталось только подвести его итог и оценить свою работу на уроке.

( Учащиеся подсчитывают набранные  баллы и выставляют себе отметки).

 

УЭ-1

 

УЭ-2

 

УЭ-3

 

УЭ-4

 

УЭ-5

 

УЭ-6

 

УЭ-7

 

УЭ-8

 

УЭ-9

Общее колли-

чество

баллов

 

Отметка

 

6

 

5

 

5

 

2

 

2

 

2

 

5

 

5

 

8

 

40

40-37- "10"

36-33- "9"

32-30- "8"

29-26- "7"

25-21- "6"

20-16- "5"

15-12- "4"

11- 9- "3"


 

5. Домашнее  задание. Подготовить сообщение на тему: "Африка в моём воображении".

6. Рефлексия. 

Какие впечатления остались у вас от сегодняшнего урока-путешествия?

С каким настроением вы покидаете наш туристический корабль?

Прежде  чем покинуть помещение нашего школьного корабля, поставьте свою фишку на тот остров, на каком вы оказались в соответствии с проделанной вами работой. Острова: "Сокровищ", "Невезения", "Познания", "Вдохновения", "Скучный", "Трудный".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе автор попытался раскрыть сущность технологии модульного обучения, показать её практическое применение при изучении отдельных тем школьного кура географии.

Возможно, некоторым покажется, что данная технология достаточно проста, общеизвестна. Ничего удивительного в этом нет. Автор не ставил перед собой задачу разрабатывать новую, оригинальную методику. Здесь предпринята попытка обобщить накопленный педагогический опыт, привести его в определенную систему действий при подготовке к урокам географии.

В целом же, из всех образовательных технологий – технология модульного обучения является наиболее доступной и легкой в освоении как учителем, так и учениками, что имеет немаловажное значение в эффективности обучения. Эта технология, по которой могут работать все без исключения ученики: как "сильные", так и "слабые"; как старшие, так и младшие школьники. Как показала практика, модульные уроки, разработанные автором, способствуют повышению уровня обученности учащихся, дети с низким уровнем усвоения учебного материала по другим предметам – по географии смогли выйти на средний и достаточный уровни обученности.

Обучение  по модульной технологии развивает  у учеников познавательный интерес, исследовательские навыки, умственную самостоятельность, творческие способности, способствует формированию географического  мышления, а также облегчает деятельность учителя и ученика и повышает эффективность урока.

Перспективы модульной технологии велики, так как благодаря ей центральное место в системе "учитель – ученик" занимает учащийся, который работает самостоятельно, с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным способностям.

Модульное обучение предполагает такую организацию  процесса, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идёт процесс развития интеллекта ученика. Ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Здесь уместно напомнить слова В.А. Сухомлинского: "Учеба становится интересной прежде всего тогда, когда ребенок выражает себя в интеллектуальной работе, видит результаты своего творчества, своих усилий".

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

1. Инновационный  проект Министерства образования Республики Беларусь "Внедрение модульной технологии в структуру учебного года и педагогического процесса" // Мн., 20.08.2004.

2. Балашов Ю.К., Рыжов В.А. Профессиональная подготовка кадров в условиях капитализма. М.: Высшая школа. 1989.

3. Водзинский Д.И. Принципы модульного обучения // Вестник БГПУ. 1998. № 4.

4. Дронь В.Н., Косевич Н.Д., Обух Г.Г. Модульное обучение на уроках географии. 8 класс. Учебно-методическое пособие. Мн.: УП "ИВЦ Минфина", 2002.

5. Запрудский Н.И. Современные образовательные технологии: что это такое и как выбрать технологию для своих уроков // Біялогія: праблемы выкладання. – 2000. - № 2. – С. 28 – 34.

6. Зыль А.А., Рылюк Г.Я. Геаграфія мацерыкоў і краін: Падручнік для 8 класа. - Мн.: Народная асвета, 2005.

     7. Крылова О.В. Уроки географии: 7 класс. - М.: Просвещение, 1990.

8. Левитес Д.Г. Современные образовательные технологии. – Новосибирск, 1999.

   9. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. - М.: Просвещение, 1990.

     10. Разумовская О.К., Козловский Е.Т. Занимательная география. – СПб.: Кристалл, 1998.

11. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. М., 1997.

12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 255 с.

13. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.

14. Юцявичене П.А. Создание модульных программ // Советская педагогика. 1990. № 1.

15. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Страны и народы: Азия, Америка, Австралия, Африка. / Под ред. О.Г.Хинн. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная страница

общение


Перейти на форум

Обсудить тезисы

события


Расписание

Приветствия

Пленарные заседания

"Круглые столы"

Семинары

Презентации

Мастерские

Участники конференции

Экспоненты выставки

Фотогалерея

секции


Содержание

I.1, I.2, I.3

II.1, II.2, II.3, II.4

III.1, III.2, III.3

- IV -

- V -

- VI -

Алфавитный список авторов

статистика


Вид доклада: [только публикация]

ИТО-2002/Секция I /Подсекция 3

МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Коваленко Нина Петровна

Государственное образовательное  учреждение Боровичский педагогический колледж (ГОУ БПК), г. Боровичи, Новгородская область 

В рамках парадигмы образования  от "образования на всю жизнь" до осмысления необходимости и возможности "образования в течение всей жизни" идут поиски новых образовательных  технологий и методик, новых способов передачи знаний и развития мотивации  обучающихся. В докладе рассматривается  использование модульной технологии обучения студентов педагогического  колледжа при изучении курса «Информатика».


Одной из главных задач  современного образования являются перестройка и адаптация сознания студентов к сегодняшним реалиям, привитие им навыков самообразования, творческого использования полученных знаний.

В настоящее время все  большую значимость в работе преподавателей Боровичского педагогического колледжа приобретают здоровьесберегающие педагогические технологии в противовес традиционно выделяемым, педагогической, методической и дидактической системам.

Глубинный смысл педагогической технологии мы видим в следующем:

  • отход от экспромтов и переход к предварительному проектированию;
  • разработка структуры и содержания учебно-познавательной деятельности студентов;
  • диагностическое целеобразование и объективный контроль качества усвоения студентами материала.

Мы пришли к выводу, что  в современных условиях существуют объективные предпосылки для  изменения системы профессиональной подготовки студентов педагогического  колледжа. Значимой при этом оказывается  проблема использования модульной технологии и интеграции при обучении учебных дисциплин, в том числе и «Информатики».

Использование модульной технологии может позволить  реализовать:

  • здоровьесберегающий процесс обучения;
  • индивидуально-ориентированное обучение по отдельному предмету за счет представления полной информации о программе, форме и порядке организации обучения, представления теоретического материала, материалов для самоаттестации, учебных проектных заданий;
  • дифференциацию процесса обучения за счет возможности выбора заданий разного уровня, возможности организации самостоятельного продвижения по темам курса успевающим студентам и возврату к запущенному материалу отстающим студентам;
  • индивидуальную траекторию продвижения по предметной области за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от индивидуального развития типов мышления;
  • использование форм самостоятельного обучения;
  • и другие принципы обучения.

Модульное обучение в сравнении с другими  дидактическими теориями определяется следующими отличительными особенностями:

  • четкой структуризацией содержания обучения, последовательным изложением теоретического материала и обеспечением учебного процесса модульной программой и модулями;
  • вариативностью содержания обучения, адаптацией учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся;
  • обязательной проработкой каждого компонента дидактической системы и наглядному его представлению в модульной программе и модулях;
  • удачным сочетанием различных подходов к отбору содержания и организационных процедур восприятия, переработке и представлению этого содержания, выбору форм и методов обучения; вариативности методов и средств обучения.

Эффективность использования модульной технологии обучения студентов складывается из многочисленных компонентов, основными из которых является эффективность процесса обучения, начиная с результативности и заканчивая оценкой здоровьесберегающей среды и отношениями в коллективе группы. Вся совокупность параметров, определяющих эффективность технологии, взаимосвязана и взаимозависима.

В систему оценки эффективности технологии заложена информация:

1. Показатели, характеризующие  результативность использования  технологии:

1.1. Спектр реализации образовательных  программ;

1.2. Результаты мониторинга  качества обучения;

1.3. Личные достижения обучающихся.

2. Показатели, характеризующие  обеспеченность образовательного  процесса:

2.1. Материально-техническое  и методическое обеспечение реализации  учебной программы:

2.2. Обеспечение учебной  литературой;

2.3. Обеспеченность учебного  процесса оборудованием, учебно-методическими  материалами, позволяющими полностью  реализовать действующую учебную  программу и учебный план.

3. Показатели достижения  значимых социальных и педагогических  результатов:

3.1. Реализация "личностных" целей студентов; 

3.2. Здоровьесберегающая политика;

3.3. Результаты участия в  педагогических конкурсах и смотрах;

3.4. Участие в реализации  образовательных программ и проектов.


 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Технология модульного обучения

 
 
Каковы возможности технологии модульного обучения в реализации существенных признаков личностно-ориентированного обучения?    

  Прежде всего в ней заложен принцип, который классик гуманистической психологии К. Роджерс считает основным: ученик с помощью модульной программы включен в активный, самостоятельный процесс учения, а учитель в этом процессе его сопровождает, помогая освоить приемы учения и самоуправления. При этом учитель, освобожденный от сугубо преподавательской и жесткой управленческой нагрузки, получает, наконец, реальную возможность осуществлять индивидуальный, личностный подход к каждому ученику, организовывать взаимодействие и взаимопомощь учащихся. 
     Благодаря открытости методической системы учителя, заложенной в модуле, добровольности текущего и гласности итогового контроля, возможности свободно осуществлять самоконтроль и выбирать уровень усвоения, отсутствию жесткой регламентации темпа изучения учебного материала, выполняется гуманистический принцип направленности на ребенка. Таким образом создаются благоприятные морально-психологические условия, в которых ребенок ощущает себя свободным, защищенным, уверенным в своих силах. 
     Осознание учащимися личностной значимости изучаемого и потребности в достижении определенных учебных результатов мотивируется четким описанием комплексной качественной цели, которой может ученик достичь по завершении модуля, критериев уровней усвоения и методической обеспеченностью в их достижении каждым учеником, реальный же результат всецело зависит от самого ученика. 
     Статус "субъекта", как одного из важнейших показателей личностно-ориентированного обучения, обеспечивается модульной технологией естественным образом, а не по разрешению извне. Он сам планирует способы, темп и место работы. Сам оценивает свои возможности и уровень притязаний. Сам принимает решение о продвижении к следующему уровню. 
     Потребность в самореализации удовлетворяется, во-первых, возможностью с помощью модуля учиться всегда успешно и, во-вторых, свободой выбора творческой деятельности и нестандартных заданий.

Содержание

 
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
                                                                                                                                                                       



 


     

 
Дата последнего обновления 
01.11.2008


 

   

ГОУ ДПО 
"РОСТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ"

 
Сегодня: Суббота, 8 Ноября 2008 г.  

   

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Технология модульного обучения

 

 
Основные идеи, принципы и правила реализации модульной технологии

Модульная технология представляет собой обобщенную, универсальную  систему, своего рода метатехнологию, которая являясь как бы канвой, каркасом сооружения, предназначенного для реализации целей индивидуализации, органично и оптимально интегрирует  в себя любые другие технологии, необходимые для достижения конкретных образовательных и развивающих  целей.

Это такая технология, которая реализует на практике следующие  идеи, принципы и правила:

  • крупноблочная организация учебного материала вместе с рекомендациями и заданиями по его изучению;
  • преимущественно самостоятельная проработка учащимися учебного материала;
  • управление учением школьников посредством программы (последовательности заданий и этапов учебной работы) и алгоритмов познавательной деятельности (т.е. посредством учебно-методического комплекта, называемого модулем);
  • открытость методической системы учителя (программа изучения материала и планирование работы на уроке сообщается учащимся заранее);
  • возможность выбора учащимися уровня усвоения, форм, места и темпа изучения материала;
  • добровольность домашней работы;
  • создание условий для успешной познавательной деятельности для каждого ученика;
  • перспективное нацеливание учащихся на критерии и содержание контроля;
  • демонстрация безграничного доверия к ученику, уверенности в его возможностях;
  • свободный самоконтроль и взаимопомощь в процессе работы на уроке;
  • только содержательный (безотметочный) оперативный текущий контроль;
  • оценка результатов по итоговому контролю (а не как среднее арифметическое текущих результатов);
  • предоставление каждому ученику шанса улучшить свои итоговые результаты;
  • возможность реализовать себя в творческой деятельности;
  • участие учащихся в оценке эффективности учебного процесса.

Содержание 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
                                                                                                                                                                       



 


     

 
Дата последнего обновления 
01.11.2008



 

 

 

Цели: обобщить и систематизировать  свои знания по модульному обучению; научиться  составлять модульные программы  и отдельные модули.

 

Задание 1. Изучите текст. Ответьте на вопросы: что такое учебный модуль? В чем состоит сущность модульного обучения? Что собой представляет модульная программа? Как осуществляется построение модульной программы? Каковы принципы, правила тех-нологии модульного обучения? Какую роль играет учитель при работе ученика с модулем (модульной программой)? Каковы сильные стороны технологии модульного обучения? В чем состоят ее ограничения? Как можно уменьшить существующие ограничения технологии модульного обучения?

 

Задание 2. Составьте алгоритм построения модульной программы.

 

Задание 3. По данному тексту составьте учебный мо-дуль.

Хорошо разобраться в  сущности технологии модульного обучения Вам должна помочь структура данного  пособия и ваша собственная самостоятельная  познавательная деятельность.

Задание 4. Почему технологию модульного обучения называют интегрированной? Ответ аргументируйте

 

Технология  модульного обучения

Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный  блок информации; целевую программу  действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и  способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Принципиальные  отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:

    1. содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать;
    2. изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;
    3. ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
    4. отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.

Информация о работе Технология модульного обучения на уроках географии