Автомобильный транспорт

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

В любой стране нет более мощной и многогранной отрасли, чем транспорт. Транспорт – величайшее благо человечества, которое удовлетворяет одну из важнейших потребностей – потребность в перемещении, преодолевая пространство, время и массу.
Автомобильный транспорт – наиболее динамично развивающийся вид транспорта России на данное время. Именно поэтому я выбрала данную тему исследования для своей курсовой работы, посчитав её наиболее актуальной. Ныне без автомобильного транспорта невозможна деятельность ни одной отрасли хозяйства.

Содержание

Введение
Глава 1. Определение автомобильного транспорта…………………………….4
Определение автомобильного транспорта……………………………4
1.1.1 техническое оснащение автотранспорта: техническое оснащение и автодороги…………………………………………. .4
1.1.2 организация управления автомобильным транспортом….. 6
1.2 Преимущества и недостатки…………………………………………. 7
1.3 Особенности автомобильного транспорта……………………………9
1.4 Факторы влияющие на развитие автомобильного транспорта…….10
1.5 Роль автомобильного транспорта в развитии хозяйства РФ……… 10
Глава 2. Современная экономико-географическая характеристика………….12
2.1 Основные районы размещения и значение ведущих автодорог России…………………………………………………………………….. 12
2.2 Экономическая характеристика развития отрасли…………………15
2.2.2 Грузовые автомобильные перевозки………………………16
2.2.3 Пассажирские перевозки автомобильным транспортом…17
2.3 Особенности современного развития автомобильного транспорта России…………………………………………………………………….. 21
Глава 3. Основные современные проблемы и перспективы отрасли………. .22
3.1 проблемы………………………………………………………………22
3.2 перспективы…………………………………………………………. .24
3.3 задачи…………………………………………………………………. 27
Заключение……………………………………………………………………… 31
Список используемой литературы…………………………………………… . 32
Приложения………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Автомобильный транспорт.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Перевозки пассажиров автобусным транспортом на маршрутах общего пользования осуществляют 1974 крупных и средних автотранспортных предприятия, из них: 570 грузопассажирских и 1258 пассажирских предприятий.

Автобусным транспортом  общего пользования обслуживается 1120 городов и поселков городского типа, а также 73541 сельский населенный пункт. На территории Российской Федерации действуют 29190 автобусных маршрутов, из них: 8646 – городских, 14577 – пригородных, 5867 – междугородных.

Общая протяженность  автобусных маршрутов составляет 1765 тыс. км. Парк автобусов в Российской Федерации насчитывает порядка 824 тыс. единиц (Приложение 4), в том числе в крупных и средних предприятиях всех отраслей экономики числятся 239 тыс. ед. (из них 73,6 тыс. ед. – на предприятиях, основным видом деятельности которых является перевозка пассажиров на коммерческой основе), у физических лиц – 342 тыс. ед.

В настоящее  время на предприятиях транспорта общего пользования эксплуатируется около 72 тыс. автобусов.

Для обслуживания населения на маршруты общего пользования в 2007 г. «службой заказчика» на регулярной основе привлекалось около 73 тыс. автобусов, в том числе принадлежащих: физическим лицам – около 62 тыс.;  юридическим лицам других отраслей экономики – 3 тыс.; юридическим лицам – малым автопредприятиям подотрасли «Автомобильный транспорт» - около 8 тыс.

Кроме того, перевозки  пассажиров осуществляли около 25 тыс. автобусов субъектов малого предпринимательства, работающие без «службы заказчика».

Автобусами общего пользования с учетом привлеченного транспорта во всех видах сообщения перевезено 14,736 млрд. человек (по данным 2007 года),  маршрутными автобусами в городском и пригородном сообщении – 7,7 млрд. человек.

Сокращение объемов  перевозок на муниципальном транспорте связано с сокращением парка автобусов большой и особо большой вместимости государственных и муниципальных предприятий. Кроме того, развитие в большинстве городов сети маршрутных такси привело к перераспределению платежеспособных пассажиров.

Необходимо также  отметить, что анализ работы автомобильного пассажирского транспорта строится на основании форм государственного статистического наблюдения за работой средних и крупных транспортных организаций. В указанных формах не отражаются транспортная работа и объемы перевозок пассажиров, выполняемые частными перевозчиками ( в основном на маршрутных такси). Это связано с отсутствием законодательных норм, обязывающих частных перевозчиков предоставлять сведения о количестве перевезенных пассажиров, что также влияет на объективность статистических данных о перевозках пассажиров автомобильным транспортом.13

Значительно возросли услуги служебного легкового автотранспорта, парк которого увеличился почти в 2 раза и составил около 430 тыс. автомобилей. Затраты на содержание служебного легкового автотранспорта составляют, по имеющимся оценкам, не менее 130 млрд. руб. в год, что более чем в 2 раза превышает расходы на общественный пассажирский автобусный транспорт, обеспечивающий выполнение свыше 90% всех автобусных перевозок пассажиров. В ограниченных размерах в стране функционирует легковой таксомоторный автотранспорт, а также прокат легковых автомобилей. В соответствии со ст. 97 Устава автомобильного транспорта РСФСР предприятия и организации автомобильного транспорта общего пользования предоставляют гражданам во временное пользование по договору проката легковые автомобили за плату, размер которой определяется установленными тарифами. В настоящее время в России услуги по прокату автомобилей предоставляют зарубежные и отечественные фирмы. Правда, в основном прокатный сервис сосредоточен лишь в нескольких крупных городах страны, в частности в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и др. В последнее время в сфере автопрокатных услуг появились российские предприятия: «Мосрентсервис», «Рольф», «Ольга-Лимузин», «Автокосмос» и др.(Это означает постепенный «подъем» транспортных услуг отечественных организаций). Автопарк наиболее крупных из этих фирм насчитывает более 80 единниц. Средний возраст машин составляет около 3 лет, однако и тарифы на их аренду на 15-20% ниже, чем у иностранных конкурентов.14

Важным фактором современного этапа развития пассажирского  автотранспорта является значительный рост числа личных легковых автомобилей. За последние 10 лет парк личных легковых автомобилей в стране более чем удвоился и составил свыше 21 млн. единиц. Согласно имеющимся оценкам в настоящее время до 40% транспортной подвижности городского населения обеспечивается личными автомобилями.

Международные пассажирские перевозки осуществляются с 23 странами, перевозится более 1 млн. пассажиров в год. В этом секторе  перевозок насчитывается 519 регулярных автобусных маршрутов, привлечено около 2 тыс. автобусов 200 российских фирм. Значительное количество пассажиров перевозится между Россией и Китаем (2,4 млн.), Украиной (1,9 млн. пассажиров), Казахстаном (1,6 млн.), Белоруссией (1,3 млн.), Финляндией (912 тыс.), Польшей (730 тыс. пассажиров).

В настоящее время регулирование международных пассажирских перевозок осуществляется в соответствии с многосторонними международными конвенциями и соглашениями в области автомобильного транспорта, участницей который является Россия, двусторонними межправительственными соглашениями о международном автомобильном сообщении между Российской Федерацией и другими иностранными государствами, а также действующим национальным законодательством.15

2.3 Особенности  современного развития автомобильного  транспорта России.

Автомобильный транспорт – это единственный вид транспорта, который обеспечивает основной объем спроса и предложений  всех секторов производства, всю сферу  услуг и быта, а также другие виды транспорта. Он единственный способен транспортировать все 97 товарных групп, доставлять их «от двери до двери» на любые расстояния. Именно эта особенность автомобильного транспорта привела к тому, что с его помощью в настоящее время в нашей стране перемещаются около 60% из общих объемов грузов и обеспечивается четверть внешнеэкономического потенциала. 80% всех товаропроизводителей и практически 100% сельскохозяйственного производства, строительства малого бизнеса не имеют других связей, кроме автомобильных.16

В сравнении  со странами с развитой рыночной экономикой и другими видами транспорта развитие автомобильного транспорта России на данном этапе характеризуется рядом особенностей:

1. Уровень развития  автомобильного транспорта является  относительно низким и характеризуется  крайней региональной неравномерностью.

2. Дорожная инфраструктура организационно и экономически разобщена с большинством ее пользователей. При этом развитие дорожной сети и качество автомобильных дорог не соответствуют уровню автомобилизации.

3. Количество  субъектов автотранспортной деятельности  на несколько порядков выше, чем  на других видах транспорта.

4. Наряду с  автотранспортной деятельностью  как видом предпринимательства,  основу которой составляют коммерческие  перевозки пассажиров и грузов, значительно развиты также некоммерческая автотранспортная деятельность в нетранспортном бизнесе (перевозки «собственных» пассажиров или грузов) и эксплуатация личных автомобилей в некоммерческих целях. Будучи разобщенными организационно и экономически, эти виды деятельности формируют единый автотранспортный баланс, используют общую дорожную сеть и определяют развитие негативных эффектов автомобилизации.

5. Отсутствие  правовой структуризации и должной  системы учета субъектов автотранспортной  деятельности затрудняет организацию транспортного рынка, объективную оценку состояния отрасли и целенаправленные воздействия на транспортный рынок, снижает эффективность решений о стимулировании или ограничении тех или иных видов деятельности, об упорядочении конкуренции, о регламентации взаимоотношений между участниками автомобильных перевозок. 
 
 
 

Глава 3. Проблемы, перспективы и задачи автомобильного транспорта России.

3.1 Проблемы.

Процесс автомобилизации  наряду со значительным ускорением развития экономики и социальной сферы сопровождается нарастающими негативными эффектами.

  1. Загрязнение окружающей среды. В масштабах Российской Федерации доля автотранспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками достигает 43%, в выбросах парниковых газов - порядка 10%. Доля автотранспорта в шумовом воздействии на население городов составляет 85-95%. Повышенному риску и необратимой потери здоровья в результате загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом подвержено примерно 10-15 млн. горожан. Одна из основных причин - экологические характеристики отечественных автотранспортных средств, большинство которых не соответствуют мировому уровню. Отдельную экологическую проблему представляют отходы автотранспортного комплекса. Ежегодно масса отработавших масел и спецжидкостей составляет около 300 тыс. т. Общая масса твердых отходов достигает 3 млн. т в год, в том числе лом и отходы черных металлов – 1,4 млн. т, отходы резины – 1,16 млн. т, свинцовые аккумуляторы – около 200 тыс. т. Ежегодной утилизации подлежит примерно 1,2 млн. брошенных и разукомплектованных автотранспортных средств.
  2. Безопасность в области дорожного движения. В России ежегодно погибает на автомобильных дорогах около 30 тыс.человек (Приложение 1). Объяснение –низкая культура организации движения транспортных средств, отсутствие в стране эффективной системы контроля технического состояния машин, проведение примитивных годовых техосмотров органами ГАИ, плохим состоянием дорог и т.д. Импортные легковые автомобили с АБС тормозами в России практически никто не проверяет  из-за отсутствия современного диагностического оборудования. Число погибших на 10тысяч автотранспортных средств и на 100 тысяч человек населения - значительно больше, чем в развитых зарубежных странах, в сравнении с которыми Россия характеризуется самым высоким уровнем риска гибели в ДТП, самым высоким уровнем тяжести последствий.
  3. Перегрузка дорожной сети. Нарастает несоответствие состояния и развития дорожной сети интенсивности автомобильного движения. Недостаточный уровень развития дорог препятствует более широкому использованию современных автомобилей и ограничивает возможности, которые способен дать развитию экономики автомобильный транспорт. Он также  усиливает другие негативные эффекты автомобилизации, способствуя росту дорожной аварийности, повышению уровня вредных выбросов и шумового загрязнения окружающей среды, увеличению задержек в перемещении пассажиров и грузов.

3.2 Перспективы.

  • Переход от экстенсивного к интенсивному методу развития, т.е. от механического расширения провозных и пропускных способностей к повышению фондоотдачи и производительности на базе новейших достижений.
  • Значительное повышение роли логистики товародвижения. Ведь каждый день нахождения товаров в пути или на складе обходится нашей экономике в 110 – 120 млрд. убытков!
  • Переход к созданию конкурентного рынка транспортных услуг на базе соревновательности цены и качественных критериев транспортной индустрии. Сегодня один из эффективнейших рыночных механизмов практически исключен на внутреннем рынке. Автомобилисты, которые перевозят около 70% всех объемов товаров, практически целиком зарабатывают не на продукции транспортной индустрии, а на продукции транспортного машиностроения, продавая грузовладельцу автомобиль на час работы или на километр пробега
  • По результатам последних исследований, проведенных консалтинговой компанией R. L. Polk, к 2010г. наша страна станет крупнейшим рынком сбыта новых легковых автомобилей в Европе. Прийти к такому выводу позволил анализ динамики количества зарегистрированных новых автомобилей, начиная с 2000г., когда в России было поставлено на учет 914 тыс. авто без пробега. В 2007г. этот показатель составил 2,35 млн. наибольшие темпы роста пришлись на 2006 и 2007 годы, когда количество новых машин увеличилось на 26% и 29% соответственно. Что касается предпочтений российских автовладельцев, то наибольшей популярностью пользуются модели, производимые Chevrolet, Hyundai, Toyota, Nissan, Mitsubishi, Kia. Именно для этих производителей Россия является крупнейшим рынком сбыта в Европе. Нужно отметить, что машины отечественных марок ушли на второй план предпочтений россиян. Если до 2002 г. новых машин марки «Лада» продали около 70%, то теперь доля местных авто не превышает и 30%.
  • «Совершенствование методики проектирования транспортных машин и подготовка к производству принципиально новых типов транспортных машин».

Более ста лет  автомобиль триумфально шествовал  по нашей планете. Сейчас в мировой  практике постепенно меняются догмы  проектирования и конструирования. В перспективе будут создаваться принципиально новые транспортные машины с новыми силовыми установками (с гибридными энергетическими установками, с аккумуляторными батареями, с электрохимическими генераторами). Ведущие фирмы мира планируют уже через 3-5 лет организовать массовое производство легковых автомобилей и автобусов с применением новых энергетических установок. Пик развития традиционных двигателей внутреннего сгорания практически прошел. Появление принципиально новых силовых установок окажет решающее влияние на конструкцию всего автомобиля.

Информация о работе Автомобильный транспорт