Финансовый менеджмент малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести анализ финансового менеджмента малого бизнеса и факторов влияния на него.
Задачи курсовой работы:
- проанализировать основные финансовые параметры предприятия малого бизнеса на различных этапах его жизненного цикла;

Содержание

Глава 1. Основные финансовые параметры предприятия малого бизнеса на различных этапах его жизненного цикла. 5 Глава 2. Особенности финансового анализа предприятия малого бизнеса. 9 Глава 3. Оценка стоимости малого бизнеса. 16
Глава 4. Практическая часть: оценка стоимости малого бизнеса предприятия ОАО "Северсталь". 20
Заключение. 26
Список литературы. 27

Работа содержит 1 файл

Курсач по ФМ.doc

— 405.44 Кб (Скачать)


Министерство Образования и Науки РФ

Московский государственный университет

технологии управления.

 

 

 

Кафедра: " Гуманитарных и социально - экономических наук" .

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: " Финансовый менеджмент".

на тему: " Финансовый менеджмент малого бизнеса".

 

 

 

                                                      

                                                          Выполнила студентка 4-го курса             

Группы Ф-4д.                                                

Шифр зачетной книжки 496-Эа-07             

Специальности 080105                                 

Сыстерова А.Н.                                             

Проверил преподаватель: Наумович Е.В.  

Оценка:                                                          

 

 

 

 

Волоколамск, 2010 г.

 

Содержание.

 

Введение.                                                                                                                  3

Глава 1. Основные финансовые параметры предприятия малого бизнеса на различных этапах его жизненного цикла.                                                            5     Глава 2. Особенности финансового анализа предприятия малого бизнеса.     9 Глава 3. Оценка стоимости малого бизнеса.                                                      16

Глава 4. Практическая часть: оценка стоимости малого бизнеса предприятия ОАО "Северсталь".                                                                                                20

Заключение.                                                                                                           26

Список литературы.                                                                                              27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

          В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест. Малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами.

Цель курсовой работы – провести анализ финансового менеджмента малого бизнеса  и факторов влияния на него.

Задачи курсовой работы:

- проанализировать основные финансовые параметры предприятия малого бизнеса на различных этапах его жизненного цикла;

- выявить особенности финансового анализа предприятия малого бизнеса;

- проанализировать оценку стоимости малого бизнеса.

Предметом анализа является исследование финансов предприятий малого бизнеса и проведение финансового анализа предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основные финансовые параметры предприятия малого бизнеса на различных этапах его жизненного цикла.

Жизненный цикл малого бизнеса — это жизненный цикл товара, составляющего предмет деятельности предприятия. Это незатейливое определение относится к предприятиям, специально создаваемым под какие-либо новые для рынка продукты или услуги, но оно хорошо ложится и на реалии уже достаточно давно работающих предприятий, решающихся на инновационную деятельность.

Можно выделить четыре основных этапа жизненного цикла малого предприятия:

1 этап — научные исследования, разработка технологий и создание коммерческой схемы товара — это (в экономическом, конечно, а не в юридическом смысле) пренатальный период предприятия;

II этап — начало производства товара и выход его на рынок — это детство предприятия, делающего первые шаги;

III этап — коммерческий успех товара — зрелость предприятия;

IV этап — деградация рынка товара — жизненный закат предприятия. Эта схема обнажает два серьезных вопроса:

• Как сделать, чтобы вместе с товаром, заканчивающим свой земной путь, не умирало и само предприятие? Видимо, надо вовремя отказываться от деградирующих товаров и подгадывать к этому моменту стремительный взлет новых товаров.

• Каковы особенности каждого из этапов жизненного цикла предприятия малого бизнеса — особенности, которые необходимо учитывать в финансовой политике?

Итак, на первом этапе (исследования, создание технологии и коммерческого замысла) выручка практически нулевая, а денежные потоки предприятия — отрицательные, потому что затраты на исследования, оплату труда и прочее не покрываются доходами. Велика неопределенность, а, следовательно, и риск: производство и коммерциализация товара потребуют значительных инвестиций в достаточно длительном временном интервале. Многие исследователи считают риск максимальным именно на этом этапе. В доказательство приводят 70-процентную «смертность» предприятий, находящихся в пренатальной стадии развития. На этом опасном этапе руководитель предприятия вряд ли может рассчитывать на банковские кредиты.Чаще всего предприятие живет на собственные средства владельца, его семьи и близких друзей. Кому-то удается заполучить спонсорскую помощь.

Второго этапа (начало производства и выход на рынок), если собственных и привлеченных средств недостаточно, чтобы покрыть хотя бы часть базовых расходов (приобретение оборудования, первичное обустройство и т. д.), многие предприятия могут не пережить. Но, если все-таки удается начать производство и реализацию, то следует учитывать, что на этой стадии резко возрастают затраты, но еще не доходы. Денежные потоки пока «глубоко отрицательные». «Смертность» составляет теперь 30-50 процентов от числа малых предприятий, переживших предыдущую стадию. Главные задачи этого этапа: как можно рачительнее управлять оборотными средствами, а также постараться получить внешнее финансирование, хотя это и очень нелегко на фоне по-прежнему повышенного риска, генерируемого предприятием.

Предприятие стремится быстрее нарастить оборот, а дефицит ликвидных средств все увеличивается!

На третьем этапе предприятие добивается, наконец, коммерческого успеха. Финансово-хозяйственное положение улучшается, хотя темпы прироста оборота несколько снижаются по сравнению с недавним вторым этапом (каждый процент роста выручки больше «весит» в абсолютном выражении!). Денежные потоки должны стать положительными, поскольку выручка увеличивается и, надеемся, становится достаточной для покрытия и накопившихся прежних, и неизбежных новых текущих расходов. Возможна, впрочем, экономия затрат на единицу продукции благодаря эффекту увеличения масштабов производства и сбыта. Теперь у предприятия могут возникнуть производственные, а также коммерческие проблемы: нужно создавать или усиливать торговую сеть, делать рекламу и т. п. Нередко возникает и необходимость в технической доводке товара по результатам реакции рынка. Все это требует денег. Но теперь уже более зрелому, имеющему, возможно, неплохую кредитную историю и в финансовом отношении крепкому, генерирующему меньший риск предприятию легче получить внешнее финансирование в виде банковского кредита и задействовать на финансовый рычаг. У некоторых предприятий сбывается мечта преобразоваться в акционерное общество и мобилизовать средства на выпуск акций.

Печального четвертого этапа желательно избежать. Жизнь показывает, что стратегически выигрывает тот, кто заранее тратится на разработку и внедрение новых товаров, сознательно идя на некоторое снижение финансовых результатов предыдущего этапа. Иначе приходится начинать все сначала и вновь переживать безденежье пренатального периода, детство и вступление в зрелость.

Задача малой фирмы с ориентацией на расширение — осуществлять его наиболее эффективным способом. ... Компании подобного рода сталкиваются с необходимостью принятия стратегических решений в самых различных областях: маркетинг, новые товары, производство и множество других, в числе которых проблема финансирования — одна из самых важных. В большей части малых фирм с ориентацией на расширение, специализирующихся в области высоких технологий, прирост активов обгоняет рост нераспределенной прибыли. Хотя эти компании обычно не выплачивают дивиденды, средства, помещенные в дебиторскую задолженность, запасы, основные фонды, в процентном выражении обычно больше, чем размер нераспределенной прибыли. Иногда проблема становится менее острой, если осуществлять аренду зданий и оборудования, а также более интенсивно использовать рабочую силу, а не капитал. Но даже с учетом этих мер дебиторская задолженность и запасы продолжают расти.

Если рост активов превышает рост нераспределенной прибыли, задолженность должна покрывать эту разницу. Эта задолженность может принимать форму банковского кредита или увеличения степени использования кредиторской задолженности по расчетам. Поскольку фирма небольшая, даже пусть и растущая, открытая эмиссия обыкновенных облигаций не рассматривается, т. е. фирма ограничена в выборе источников финансирования. Несбалансированный рост, увеличение долговых показателей в конце концов порождают вопросы у кредиторов, поэтому становится необходимо или увеличить собственный капитал, или ограничить темпы роста фирмы. Собственный капитал зачастую предоставляют собственники венчурного капитала....

Таким образом, малой фирме, специализирующейся в области высоких технологий, приходится заниматься следующими вопросами: персонал, маркетинг, производство и финансирование, последний из которых является ключевым по отношению ко всем остальным. Очевидно, создавать компанию на базе небольшого капитала опрометчиво. Зачастую проблема заключается в использовании краткосрочного финансирования — банковских ссуд и кредиторской задолженности, запасов и основных средств. Но в конце концов приходит день расплаты и гораздо лучше сформулировать проблему сбалансированного финансового роста раньше, чем когда будет поздно.

Рисков, сопряженных с основанием и ведением ориентированной на расширение компании высоких технологий, великое множество. Здесь права на ошибку почти не может быть. Собственный капитал просто не дает соответствующего буфера. Поэтому, если начинаются сложности, компания обычно не в состоянии их преодолеть. Хотя одним из путей выживания может быть простое ограничение роста, но лишь у немногих предпринимателей хватает на это выдержки. Зачастую, когда кредиторы предлагают данный вариант, уже слишком поздно. Отсюда и большое число банкротств малых, а не крупных фирм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Особенности финансового анализа предприятия малого бизнеса.  

          Анализ финансово-хозяйственной деятельности или экономический анализ представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка.

Информация о работе Финансовый менеджмент малого бизнеса