Финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль осуществляется органами государственной власти, уделяющими серьезное внимание вопросам совершенствования системы финансового контроля, поскольку очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.
Данная работа освещает теоретические вопросы проведения финансового контроля в России. Она написана с использованием учебной литературы и российской законодательной базы.

Содержание

Введение. 4
Глава 1. Сущность и содержание финансового контроля, его функции и значение в условиях рыночной экономики. 5
Глава 2. Формы, виды и методы финансового контроля. 11
§1.Виды финансового контроля. 11
§2.Формы финансового контроля. 12
§3.Методы финансового контроля. 13
§4.Задачи финансового контроля. 16
Глава 3. Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль в Российской Федерации. 17
§1.Президентский контроль. 17
§2.Контрольное управление Президента РФ. 18
§3.Правительство РФ. 18
§4.Министерство финансов РФ. 18
А) Департамент государственного финансового контроля и аудита. 20
Б) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. 20
В) Федеральная налоговая служба. 21
Г) Федеральная служба страхового надзора. 23
§5.Федеральное казначейство РФ. 24
§6.Центральный банк РФ. 25
§7.Счетная палата РФ. 27
Глава 4. Задачи и функции внутрихозяйственного финансового контроля. 30
Заключение. 34
Список используемой литературы. 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Финансовый контроль.doc

— 237.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение.

Экономическая политика государства  осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Одним из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является контроль. Он обеспечивает обратную связь в этом процессе, дает информацию о его состоянии, позволяет устранять и предупреждать нарушения. Финансовый контроль – это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Финансовый контроль возникает  потому, что движение финансовых потоков имеет определенные общественные последствия и, таким образом, предполагает ответственность собственников доходов – государства, корпораций, частных граждан – перед обществом и друг перед другом. Он помогает формировать полную и объективную картину о финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Финансовый контроль осуществляется органами государственной власти, уделяющими серьезное внимание вопросам совершенствования  системы финансового контроля, поскольку  очевидно, что обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны является наличие развитой системы контроля.

Данная работа освещает теоретические  вопросы проведения финансового  контроля в России. Она написана с использованием учебной литературы и российской законодательной базы.

 

Сущность и содержание финансового контроля, его функции  и значение в условиях рыночной экономики.

Финансовый контроль — это совокупность действий и  операций по проверке финансовых и  связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль, в отличие  от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и  др.), связан с использованием стоимостных  категорий. Предметом проверок выступают  такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

В финансовом контроле принято выделять такие понятия, как: сфера, объект и  предмет. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства. Под сферой финансового контроля понимают практически все денежные операции, а также сделки, осуществляемые на основе денежных расчетов. Предметом финансового контроля являются финансовые и другие экономические показатели (прибыль, налоги, себестоимость и т.д.).

При этом финансовый контроль выполняет  как минимум две функции:

    1. Проверяется законность финансовой деятельности всех субъектов финансовых правоотношений от государства до каждого физического лица;
    2. Проверяется экономическая обоснованности и эффективность проводимой государством финансовой деятельности, т.е. ее целесообразность.

Назначение финансового контроля – содействие успешной реализации финансовой политики, эффективного использования  финансовых ресурсов государства.

Порядок осуществления финансового контроля, его правовые основы, органы контроля, их конкретные задачи, функции и полномочия устанавливаются законодательными и другими нормативными правовыми актами. Нормативную базу, органы контроля с их полномочиями, формы и методы контроля, взятые вместе, принято рассматривать как систему финансового контроля.

Учитывая возрастающую роль в рыночной экономике независимого финансового  контроля и необходимость согласованной  унификации его национальных систем для развития мирового рынка, IX Конгресс международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), состоявшийся в Лиме в октябре 1977г., принял Декларацию руководящих принципов контроля. Ее концептуальные подходы были положены в основу формирования современной системы государственного финансового контроля Российской Федерации.

Лимская Декларация, обобщившая опыт организации государственного финансового контроля различных стран, закрепила общепризнанное мнение, что независимые органы государственного бюджетно-финансового контроля являются необходимым атрибутом демократического общества, обязательным элементом управления общественными финансами. Декларация прямо указывает на необходимость незамедлительного создания в каждом государстве органа высшего финансового контроля, независимость которого должна быть закреплена в законодательном порядке. Наличие такого органа обуславливается тем, что деятельность государства все более распространяется на социальную и экономическую область, то есть государство преступает традиционные рамки своих финансовых действий.

К общим принципам финансового контроля, способствующим решению его задач, относятся:

    • законность;
    • тотальность;
    • эффективность;
    • объективность;
    • независимость;
    • разграничение функций и полномочий между различными органами финансового контроля;
    • подотчетность органов финансового контроля создающим их органам власти или собственникам;
    • гласность.

Эти принципы являются выражением объективности  происхождения и действия финансового  контроля, а в более широком  смысле контроля как обязательной функции управления.

Принцип законности состоит в оценке деятельности объекта контроля с позиций гражданского, в том числе финансового, права. Действия контрольных органов исключительно в рамках законности являются основой справедливой оценки деятельности проверяемых структур.

Тотальность выражается в полном учёте движения всех ресурсов и финансовых потоков. Однако держать под контролем все каналы движения ресурсов и их возможной утечки на каждом из контролируемых объектов весьма дорого и неэффективно. Поэтому принцип тотальности предполагает выявление ключевых объектов контроля, наблюдение за которыми позволяет отслеживать состояние и движение финансовых и материальных ресурсов в целом. Иначе говоря, важно установить центры финансового учёта и создать по каждому из них базы данных о текущих доходах и расходах.

Отсюда вытекает принцип эффективности контроля. Он трактуется двояко: как эффективность использования бюджетных средств, обеспечиваемая мерами финансового контроля, и как эффективность самого процесса контроля. В первом случае она выражается совокупностью показателей социально-экономической динамики, во втором – соотношением затрат на проведение контроля с доходами государственного бюджета, выявленными в результате проверок.

Принцип объективности предполагает, что финансовый контроль строится строго на фактической и документальной основе, имеет дело с отчетными данными о финансовой деятельности объекта контроля, составленными и утвержденными в установленном порядке, оценивает их всесторонне и беспристрастно.

Принцип независимости финансового контроля, важность которого особо подчеркивается Лимской декларацией, заключается в постулате о необходимости функциональной и организационной независимости контрольных органов для выполнения возложенных на них задач. Этот принцип распространяется на юридическую и финансовую независимость контрольного органа, а также независимость его членов, от влияния проверяемых организаций. Независимость контрольного органа и его членов должна быть гарантирована законом, регламентирующим условия обеспечения хозяйственной автономии субъекта контроля от проверяемых структур и административной независимости ревизоров.

Принцип разграничения  функций и полномочий связан с тем, что в развитых странах задачи финансового контроля решают обычно несколько органов. Поэтому важно, чтобы они не дублировали друг друга и не загружали проверками одни и те же объекты, обеспечивали возможно большую полноту контроля. Для этого органы финансового контроля координируют свои действия в установленном Законом порядке или по согласованию между собой. Предусматриваются так же возможности использования в интересах Общества и государства одними органами результатов проверок других органов.

Говоря о принципе подотчетности, надо иметь в виду, что государственная власть, как правило, делится на законодательную и исполнительную. Соответственно в каждой ветви власти могут быть созданы свои органы финансового контроля, чем и определяется их подотчетность.

Может возникнуть впечатление, что  принцип подотчетности противоречит принципам законности, объективности  и независимости. Это не так. Каждый следующий принцип действует только в рамках, ограниченных предыдущим. Но тут, действительно, имеются и сложности. Для их разрешения требуются продуманное и детальное законодательство, опыт и гибкость государственного управления.

Принцип гласности финансового контроля предусматривает открытость его результатов, за исключением сведений, содержащих государственную или коммерческую тайну, не только для контролируемых объектов и вышестоящих организаций, но и для широкой общественности. В этом заключается демократизм финансового контроля, условие его объективности и эффективности.

Анализ источников высокой эффективности  экономики развитых стран свидетельствует  о том, что государственный финансовый контроль является важным инструментом в установление баланса между действием рыночных сил и государственным регулированием. С переходом к рыночной экономике наблюдается не свертывание контрольных функций государства, а усложнение финансовых аспектов его деятельности, включая контрольные. Это связано с привлечением к удовлетворению общественных потребностей частных предпринимателей, использованием инфраструктуры коммерческих финансово-кредитных учреждений для обслуживания государственных средств, развитием государственного рыночного предпринимательства и международного экономического сотрудничества.

Следовательно, финансовый контроль — важный элемент системы управления финансами.

Формирование российской системы  государственного финансового контроля происходит в период перехода от административно-командной  к рыночной экономике.

Экономические и  политические преобразования в РФ в  начале 90-х гг. привели к существенной перестройке системы контрольных органов. В частности, в 1990 г., были упразднены органы народного контроля, в связи с новой политической властью во главе с Президентом РФ возник президентский контроль.

Появились новые  органы финансового контроля: Федеральное  казначейство, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам1, Счетная палата, Федеральная служба налоговой полиции и другие. Перестроена структура Министерства финансов РФ, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый контроль.

Разгосударствление  банковской системы и появление  коммерческих банков и других кредитных  организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Центрального банка РФ, так и за деятельностью самого Банка России со стороны законодательных органов.

В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают значительные уточнения, вызванные изменением роли государства  в экономике, в частности, сужается сфера государственного финансового  контроля. Он все более концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций и т. д. и меняется его содержание; происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного.

Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальных контролирующих органов представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков.

Важную роль в осуществлении  финансового контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля.

Информация о работе Финансовый контроль