Финансовое планирование как основной фактор эффективной работы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Представленная курсовая работа посвящена теме «Финансовое планирование как основной фактор эффективной работы предприятия». Актуальность данной темы возрастает с каждым днём в силу роста негосударственного сектора экономики появления новых форм собственности. Финансы предприятия обеспечивают экономическую основу воспроизводства и распределения собственных денежных средств. Финансовое состояние определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, отражает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Финансовое планирование как основной фактор эффективной работы предприятия.docx

— 147.92 Кб (Скачать)

Введение.

 

        Представленная курсовая работа посвящена теме «Финансовое планирование как основной фактор эффективной работы предприятия». Актуальность данной темы возрастает с каждым днём в силу роста негосударственного сектора экономики появления новых форм собственности. Финансы предприятия обеспечивают экономическую основу воспроизводства и распределения собственных денежных средств. Финансовое состояние определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, отражает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении.

          Реформирование российской экономики, переход предприятий к новому экономическому  механизму управления потребовали создания современных гибких методических подходов к финансовому планированию предприятия. Если раньше финансовой службе отводилась роль исполнителя, то теперь в более сложных рыночных условиях предприятие само несёт ответственность за все негативные последствия и просчёты планов ухудшением своего финансового положения. Потому нельзя недооценивать огромную значимость финансового планирования на предприятии. Деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования: кредиторов, инвесторов, поставщиков, налоговых инспекций и т. д. Следовательно финансовое планирование является основой не только эффективной работы предприятия, но и всей экономики в целом.

Объектом исследования курсовой работы является деятельность предприятия ООО «Любимый дом».

       Предметом исследования выступает система финансового планирования на предприятии.

         Целью настоящей работы является раскрытие сущности и значения финансового планирования на предприятии, а также необходимости этого процесса в условиях рыночной экономики. 

    Данная цель реализуется посредством следующих задач:

- рассмотреть теоретические основы разработки финансового плана, как важнейшей части бизнес-плана;

- изучить методы и виды финансового планирования, а также их роли в управлении предприятием;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность финансового планирования. Определения и основные понятия.

   1.1  Роль финансового плана в бизнес–плане.

Необходимость повышения  качества управления финансами организаций и преобразования финансового планирования обусловила необходимость широкого использования бизнес-планирования в целях улучшения рыночного функционирования российских предприятий. Современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг.

Определить бизнес-план можно  как документ внутрифирменного планирования, излагающий основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности фирмы, анализирующий риски, с которыми она может столкнуться, а также  определяющий способы решения финансово-хозяйственных  задач.

Бизнес-планирование в организации должно быть постоянным процессом. Предприятия должны ясно представлять себе потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы.

Финансовая сторона  исследования при составлении бизнес-плана  охватывает масштаб инвестирования, включая оборотный капитал, производственные и маркетинговые затраты, доходы от продаж и прибыль на вложенный капитал.

Бизнес-планирование в организации должно быть постоянным процессом. Предприятия должны ясно представлять себе потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы.

В России в настоящее время  законодательство не закрепляет обязательность разработки предпринимательскими организациями  бизнес-плана, соответственно не существует регламентированной его формы и  структуры, поэтому фирмы в зависимости  от целей, для которых разрабатывается  бизнес-план, могут изменять его  структуру и содержание. Состав и структура бизнес-плана зависят от целей и задач, поставленных перед ним. Оптимальная структура бизнес-плана, наиболее широко используемая в РФ, следующая:

  • резюме (представление бизнес-плана);
  • план маркетинга;
  • план производства;
  • организационный план;
  • план страхования;
  • правовое обоснование;
  • план управления инвестициями;
  • финансовый план.

Важнейшей частью бизнес-плана  является финансовый план, он составляется как для обоснования конкретных инвестиционных проектов и программ, так и для управления текущей и стратегической финансовой деятельностью. В нем обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана.

Финансовый план бизнес-плана  включает следующие разрабатываемые  документы:

1) прогнозный расчет объема  реализации продукции (услуг). Основная  задача - дать представление о  той доле рынка, которую предполагается  завоевать новой продукцией. Рекомендуется  составлять такой прогноз на  три года вперед с разбивкой  по годам. Этот раздел разрабатывается  на основе показателей плана  маркетинга, входящего в состав  бизнес-плана. 

2)план доходов и расходов, который включает следующие показатели:

доходы от реализации продукции (услуг), себестоимость реализованной  продукции, прибыль от реализации, общехозяйственные  расходы, прибыль до уплаты налога, налоги. Разработка этого документа  дает возможность выявить такие  моменты в деятельности предприятия, как доходность выпуска продукции, ее рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, взаимоотношения  предприятия с бюджетной системой, объем предполагаемой чистой прибыли, прибыль после уплаты налогов.

3)план движения денежных  средств – оценка потребности  в денежных средствах для нормального  функционирования предприятия, организации,  проверки синхронности денежных  поступлений и выплат, ликвидности  предприятия. 

4)прогноз бухгалтерского  баланса организации. Баланс активов  и пассивов составляется один  раз в год. Разница счетов  активов и пассивов позволяет  определить величину собственного  капитала фирмы. Рекомендуется  составлять на начало и конец  первого года реализации продукции.

5)план по источникам  и использованию средств должен показать источники получения средств и их использование. План дает возможность определить взаимосвязь между источниками средств и оборотным капиталом предприятия.

6)расчет точки достижения  самоокупаемости (безубыточности). Планируя создание нового предприятия  или выпуск новой продукции,  необходимо знать, когда и при  каких условиях начнется отдача  от вложенных в проект средств. 

Для этого проводится специальный  анализ соотношений между объемом  производства, затратами и доходом.

Точка безубыточности показывает тот момент, когда доход равняется издержкам, т.е. убытки и прибыль равны нулю.

 

Точка безубыточности (руб.) =

Удельн. марж. доход =

Точка безубыточности (шт.) =

 

Следует обратить внимание, что на точку безубыточности большое  влияние оказывают такие факторы, как изменение цен на продукцию, динамика постоянных и переменных затрат. При этом будет действовать следующая  закономерность: с ростом цен на производимую продукцию минимальный  объем производства соответствующий точке безубыточности, уменьшается, а при снижении цены возрастает. При увеличении постоянных расходов минимальный объем производства, соответствующий точке безубыточности, повышается. При росте переменных издержек сохранить безубыточность производства можно за счет увеличения минимального объема производства.

 Необходим прогноз  бухгалтерского баланса, т.к. на  его основе выполняются расчеты  всех показателей финансового  состояния организации и дается финансовая оценка результатов запланированных в бизнес-плане действий. Балансовый план подводит итог экономической и финансовой деятельности компании и позволяет проверить прогноз прибылей (убытков) и движения наличных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Сущность финансового планирования. Принципы и методы финансового планирования на предприятии.

Финансовое планирование – это планирование всех доходов  и направления расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством  составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

   При плановой экономике  каждое предприятие  на основе  контрольных цифр, которые доводились  до него вышестоящей организацией, в обязательном порядке рассчитывали  техпромфинплан.

   С переходом на  рыночные отношения предприятиям  никто не устанавливает контрольных  цифр и не требует представлять  и утверждать финансовые и  другие планы.  Это привело  к тому, что некоторые предприятия  стали меньше уделять внимания  прогнозам, расчётам и планированию  своей деятельности, следствием  чего является банкротство.

   В настоящее время  сами предприятия должны понимать  важность и необходимость грамотных  расчётов на перспективу своей  деятельности по планам:  производства  продукции, работ, услуг; издержек  на выпуск продукции; инвестиций; социального развития коллектива  предприятия; по финансовому плану.

   Цель финансового  планирования – повышения эффективного  использования долгосрочных и  краткосрочных денежных ресурсов. В процессе планирования разрабатываются  мероприятия по повышению доходности  капитала, стабильности фирмы, минимизации  рисков и т. д.

   Качество принимаемых  решений в области финансов  целиком зависит от качества  финансового планирования.

   Для того, чтобы планирование было качественным и комплексным, следует руководствоваться следующими принципами:

  1. непрерывностью планирования;
  2. научностью;
  3. нацеленностью планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на достижение максимальной прибыли;
  4. взаимной увязкой и координацией.

   В российской практике  применяются различные методы  планирования:

  1. Балансовый метод.

Наиболее применяемый на предприятии  метод. Суть его заключается в  составлении различных балансов и достижения их сбалансирования, например: баланс доходов и расходов, бухгалтерский  баланс, кассовый баланс, баланс рабочей  силы и заработной платы и т. д. Балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:

Он+П = Р+Ок , где

Он – остаток средств фонда на начало планового периода, руб.;

П – поступление средств в фонд, руб.;

Р – расходование средств фонда, руб.;

Ок – остаток средств фонда на конец планового периода, руб.

 

  1. Нормативный метод.

Нормативный метод  заключается  в том, что при планировании применяется  целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (( нормы расходов сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоёмкость, нормативы использования машин и оборудования, длительность производственного цикла, нормы запасов товарно – материальных ценностей). Использование этого метода возможно, если на предприятии есть обширная и эффективная нормативная база.

  1. Метод планирования по производственно – экономическим факторам.

Данный метод рассчитан  на учёт влияния внутренних и внешних  факторов, изменяющих производственные и финансовые показатели. Расчет ведётся от базовых показателей: выручки от реализации, себестоимости продукции и т. д.  В планируемом году эти показатели могут меняться в зависимости от заложенных в планирование решений: рост или снижение объёма реализации, снижение или увеличение затрат на производство и реализацию продукции, освоение новых видов продукции или услуг, изменение цен и рентабельности производства, влияние инфляции. Учёт этих изменений даёт  достаточно точный прогнозный характер планирования.

   В новых экономических  условиях планирование полностью  зависит  от администрации  предприятий и организаций, поэтому  применяется Метод Моделирования.  В основе большинства разрабатываемых  планов лежат методологические  подходы прошлых лет. Планирование  на многих предприятиях начинается  с объёма производства, а надо  решать, сколько можно реализовать  продукции. Появились различные  типы классификации финансовых  планов: по уровням – стратегический  и тактический; по методам планирования  – системный и ситуационный  подходы (разработка сценариев  будущих ситуаций, экспертные оценки, методы математического моделирования  и др.); по срокам – на длительный  период и год с любой степенью  детализации. 

Информация о работе Финансовое планирование как основной фактор эффективной работы предприятия