Анализ экономической прибыли в телекоммуникационной отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 23:37, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время общепризнанным подходом к оценке деятельности компании является ценностно-ориентированное управление (value-based management, VBM). Данная концепция стала широко распространяться в конце XX века, впервые появившись в американской управленческой культуре. Сейчас принципы и методы управления стоимостью активно используются американскими, канадскими, западноевропейскими, японскими компаниями, и постепенно находят применение в странах с развивающимся рынком капитала.

Работа содержит 1 файл

Экономическая прибыль.docx

— 221.97 Кб (Скачать)

Однако, несмотря на постоянный рост в течение последних нескольких лет доходов компаний, предоставляющих  услуги связи, ситуация начинает изменяться. В отрасли наблюдается снижение темпов роста доходов, поскольку рынок традиционной телефонии достиг своей точки насыщения. Рост доходов от услуг предоставления контента и доступа к ресурсам сети Интернет не достаточно высок и не позволяет компенсировать снижение доходов от предоставления голосовых услуг.

Можно сказать, что сейчас связь вышла за рамки традиционной телекоммуникационной модели. Предоставление голосовых услуг и передача текстовой информации в настоящее время составляет лишь часть услуг, которые обеспечивают операторы связи. Процесс глобализации, быстрые темпы развития Интернета, рост продаж коммуникаторов: все это послужило причиной роста доли VAS-услуг (Value Added Services) в выручке операторов. «Операторы во всем мире превращаются в игроков, зарабатывающих на телевизионном и музыкальном контенте, приложениях, мобильной рекламе. Они выполняют роль платежных систем, оказывают услуги определения местоположения, помогают контролировать уровень давления в нефтепроводах, тепловых системах, отслеживать логистические цепочки передвижения транспорта, обеспечивать работу платежных систем через передачу транзакций в процессинговый центр от банкоматов и т.д.» (http://www.tssonline.ru/newstext.php?news_id=65681). Таким образом, можно сделать вывод, что четко наблюдается изменение структуры доходов отрасли: доля доходов от мобильной связи и услуг передачи данных неуклонно растет, а фиксированной связи – снижается.

На данный момент в российской отрасли связи можно выделить несколько основных тенденций:

    • отсутствие взрывных темпов роста, что обусловлено зрелостью фиксированной связи и последствиями кризиса 2008-2009 г.;
    • развитие новых технологий, интеграция мобильных и фиксированных предложений связи (пакетирование услуг);
    • экстенсивный рост за счет региональной экспансии;
    • деятельность по слиянию и поглощению с альтернативными операторами связи с целью расширения предоставляемых услуг (ОАО «КОМСТАР-ОТС» в 2008 г. приобрело ЗАО «СТРИМ-ТВ», оператора платного телевидения и широкополосного доступа в Интернет);
    • оптимизация затрат через аутсорсинг и аутстаффинг;
    • процесс консолидации. Важно отметить, что с 2009 г. началось объединение региональных мобильных и крупных фиксированных операторов в единые структуры. Основная часть данного процесса завершилась в апреле 2011 г. и привела к укрупнению игроков на рынке.

В сентябре 2010 г. компания IBM Global Business Services выпустила краткий отчет «Telco 2015», который содержит четыре возможных сценария развития отрасли телекоммуникаций в мире. На рис. 1 представлены основные возможные сценарии развития, основанные на двух ключевых категориях переменных: потенциальные области возможного роста и доминирующая конкурентная модель отрасли.

Рисунок 1. Основные сценарии развития отрасли под воздействием определенного набора факторов

Учитывая основные тенденции  российского сектора телекоммуникаций,  наиболее вероятным сценариями развития данной отрасли в России является «схватка гигантов». Данный сценарий основан  на объединении операторов, их укрупнении с целью повышения конкурентоспособности  с альтернативными провайдерами услуг. При этом, данный сценарий является более динамичным и прибыльным по сравнению со сценариями «консолидация  выживших» и «рыночная встряска».

Основой всей телекоммуникационной отрасли России является Группа Компаний «Связьинвест», которая ранее включала в свои активы семь крупных межрегиональных компаний (МРК), а именно «ЦентрТелеком», «Уралсвязьинформ», «ВолгаТелеком», «Северо-Западный Телеком», «Южная Телекоммуникационная компания», «Сибирьтелеком», «Дальсвязь», активы оператора дальней связи ОАО «Ростелеком», а также оператора связи республики Дагестан ОАО «Дагсвязьинформ». «Связьинвест» является крупнейшим телекоммуникационным холдингом в России и крупнейшим государственным активом в секторе телекоммуникаций, так как основным акционером данной группы компаний является государство, в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Дочерним и зависимым компаниям ОАО «Связьинвест» принадлежит более 80% телекоммуникационной инфраструктуры РФ.

1 апреля 2011 года 7 МРК и компания «Дагсвязьинформ» вошли в состав российской национальной телекоммуникационной компании «Ростелеком», завершив процесс консолидации. Вышеперечисленные межрегиональные компании звершили свою деятельность как отдельные юридические лица, но продолжают свое развитие как макрорегиональные филиалы крупнейшей на данный момент компании телекоммуникационной отрасли.  Данная реорганизация была произведена с целью создания интегрированной компании, занимающей лидирующие позиции на российском рынке связи. Кроме того, данный процесс позволит в перспективе получить синергетический эффект от объединения компаний. По расчетам консультантов McKinsey & Co и Roland Berger, совокупная приведенная стоимость синергий может составить около 30 млрд. руб [http://www.rt.ru/reorganization/purposes/].

Группа компаний «Связьинвест»  занимает лидирующие позиции в секторе  фиксированной связи. Основным драйвером развития компаний Группы становится сегмент новых услуг. Объединенный «Ростелеком» является крупнейшим Интернет-провайдером в регионах России, обслуживая около 6,75 млн абонентов широкополосного доступа и контролируя около 48% российского рынка услуг сети передачи данных. Группа «Связьинвест» также является четвертым консолидированным сотовым оператором в России, предоставляя услуги сотовой связи 13,6 млн мобильных абонентов. Однако лидирующие позиции на рынке мобильной связи принадлежат операторам «большой тройки»: ОАО «ВымпелКом», ОАО «МТС» и ОАО «Мегафон»:

Таблица 1. Распределение  долей на рынке сотовой связи  в 2009 г.

 

У операторов «большой тройки», федеральных операторов, есть значительные преимущества: масштаб бизнеса, большие  объемы средств, которые дают им возможность  проводить активную рекламу услуг  даже на главных телевизионных каналах, которые смотрят миллионы людей. Однако, даже у таких больших компаний есть довольно слабые места: недостаточно гибкая система управления, сложность  в оперативном контроле своих  региональных подразделений, высокие  затраты на персонал и высокие  административные расходы.

При анализе отрасли следует  также выделить несколько основных видов риска, характерных для  компаний данной отрасли. Во-первых, ужесточение конкурентной борьбы как результат высокого уровня проникновения услуг сотовой связи. Использование маркетинговых и ценовых инструментов с целью минимизации последствий данного риска приводит к снижению рентабельности вследствие удешевления тарифов. Кроме того, телекоммуникационные компании работают в условиях высокой динамики развития технологий и постоянной эволюции стандартов связи. Именно поэтому успешная деятельность зависит от способности быстро идентифицировать, перенять наиболее перспективные ноу-хау и адаптироваться к ним. Среди финансовых рисков наиболее значимыми являются валютный риск и риск процентных ставок, так как компании данной отрасли активно привлекают заемные средства. Стоит также отметить значимость регуляторного риска: изменений требований по лицензированию основной деятельности компаний может повлечь за собой рост неопределенности, которая будет сопряжена со значительными издержками.

Как было отмечено ранее, в  отрасли телекоммуникаций четко  прослеживается процесс консолидации компаний. В связи с этим, актуальными  рисками для компаний данного  сектора являются риски в области  слияний и поглощений. Если компании не смогут найти привлекательные возможности для приобретений или не смогут эффективно управлять созданным объединенным активом, то это может негативно отразиться на деятельности бизнеса.

Таким образом, телекоммуникационная отрасль является очень динамичным сектором экономики, учитывая высокую  степень неопределенности, процессы консолидации, а также последствия  ухудшения экономической ситуации в стране. Именно поэтому на данном этапе развития отрасли выявление значимых факторов создания экономической прибыли является важной задачей для любого управленца с целью принятия стратегически верных решений, так как рост стоимости компании улучшает ее репутацию, вызывает рост доверия среди потребителей и потенциальных инвесторов, что способствует успешному развитию компании в дальнейшем.

Для выявления ключевых факторов экономической прибыли, специфических для компаний телекоммуникационной отрасли, мы рассматриваем несколько гипотез. 

Рыночная структура, в  рамках которой взаимодействуют  российские телекоммуникационные компании, - олигополия. По сути, на данном рынке  существует ряд доминирующих фирм, которые имеют преимущество в  издержках, которое возникает вследствие наличия большего опыта функционирования в отрасли и эффекта масштаба. Три компании, «большая тройка», занимают 82% рынка. Остальные менее крупные фирмы представляют собой конкурентное окружение. Региональным компаниям важно наращивать свою стоимость, увеличивая тем самым привлекательность для инвесторов. Однако, в условиях жесткой ценовой борьбы региональные компании, как правило, теряют конкурентные преимущества и разрушают свою стоимость. Падение рентабельности вследствие уменьшения тарифов является значимым риском для компании, влияющим на их финансовые результаты. Кроме того, разрушение стоимости связано с неэффективной деятельностью менеджмента и нестабильной ситуацией в отрасли. Гипотеза 1 заключается в том, что структура рынка, на котором происходит взаимодействие игроков, оказывает значимое влияние на создание экономической прибыли.

Использование более дешевых  источников финансирования может привести к снижению затрат на капитал и  способствовать росту стратегической эффективности компании. Таким образом, политика финансирования, которая определяется соотношением заемных средств к  собственным (D/E), является значимым фактором, оказывающим влияние на создание или разрушение экономической прибыли. В результате, гипотеза 2 состоит  в том, что структура используемых источников финансирования является значимым детерминантом эффективности компании.

В последние годы интерес  к российским телекоммуникационным компаниям растет со стороны иностранных  инвесторов. Исследования зарубежных [Black B., 2001; Adjaoud F., Zeghal D., Andaleeb S., 2007] и отечественных [Ивашковская И.В., 2009] авторов показывают, что экономическая прибыль может зависеть от качества менеджмента и работы совета директоров компании. Гипотеза 3 формулируется следующим образом: наличие в собственности компании достаточно крупной доли, принадлежащей иностранным инвесторам, положительно влияет на создание экономической прибыли.

Практически все российские компании были основаны в период с 1993 по 1995 г. Однако, многие зарубежные компании осуществляют свою деятельность в течение  гораздо большего временного промежутка. С точки зрения теории, чем старше компания, тем более вероятно, что  она достигла стадии зрелости. Это  приводит к тому, что данные компании обладают меньшим потенциалом создания экономической прибыли и зачастую разрушают свою стоимость. Гипотеза 4 состоит в том, что количество лет операционной деятельности компании оказывает влияние на возможность  создания экономической прибыли.

В ходе исследования будет  также проведен анализ влияния степени  развития рынка капитала на создание экономической прибыли, так как  в выборку входят компании как  с развивающегося рынка капитала, так и с развитого. Включение  дамми-переменной в регрессионную  модель покажет является ли данный показатель важным при создании стоимости  компании или же данный показатель является малозначимой переменной.

Многие эксперты считают, что одним из основных показателей  деятельности компаний является среднемесячный доход на одного абонента или ARPU. Данный показатель характеризует эффективность абонентской базы компаний, хотя он и не лишен ряда недостатков. В частности, операторы рассчитывают ARPU как среднее арифметическое. Однако распределение доходов на пользователя не является симметричным. Это означает, что более рационально использовать среднегеометрический метод расчета. Основным способом повышения данного показателя является экспансия операторов мобильной связи на новые рынки: мобильное цифровое телевидение, VAS, доступ в Интернет. Данный показатель является, безусловно, важным фактором, оказывающим влияние на создание экономической прибыли компаний. Однако, в связи с тем, что многие компании не публикуют в своей отчетности данный показатель, данный фактор в модель исследования включен не будет.

Следует отметить, что в  данной работе не будет исследовано  влияние различных факторов, связанных  с операционной деятельностью компании, таких как изменение операционной маржи, ежегодные темпы роста доходов, изменение величины капитальных вложений и др. Это связано с тем, что положительное влияние данных показателей очевидно. Более того, данные факторы были ранее исследованы на выборке, в которую вошли 11 компаний телекоммуникационной отрасли России и которая включает наблюдения с 2002 по 2007 г. [Ивашковская, Кукина, 2009]. Анализ факторов выявил положительное влияние всех вышеперечисленных операционных индикаторов деятельности компании на создание экономической прибыли телекоммуникационным компаниями.

Информация о работе Анализ экономической прибыли в телекоммуникационной отрасли