Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере ОАО «Трансвит»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
1. Проанализировать и дать оценку уровню управления кредиторской и дебиторской задолженностью на предприятии ОАО «Трансвит».
2. Разработать предложения по совершенствованию процесса управления кредиторской и дебиторской задолженностью на предприятии ОАО «Трансвит».

Содержание

Введение
1. Теоретические основы управления кредиторской и дебиторской задолженностью предприятия
1.1 Сущность и образование дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
1.2 Методика анализа и оценки дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
2. Анализ и оценка уровня управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия (на примере ОАО «Трансвит»)
2.1 Организационно-экономическая оценка деятельности предприятия ОАО «Трансвит»
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ динамики, состояния и эффективности управления движением дебиторской и кредиторской задолженности предприятия
3. Предложения по совершенствованию процесса управления дебиторской и кредиторской задолженностью ОАО «Трансвит»
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью предприятия
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления кредиторской задолженностью предприятия
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная ФМ.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

 

По итогам 2009 года видно, что имеется негативное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения (не соблюдается ни одно из приведенных неравенств).

Активы ОАО «Трансвит» не покрывают соответствующие им по сроку погашения обязательства.

Анализ коэффициентов ликвидности показал, что по итогам 2007г. значение коэффициента текущей ликвидности (1,45) не соответствует норме. При этом нужно обратить внимание на имевшее место за рассматриваемый период (2007г.) негативное изменение - коэффициент снизился на -0,16. Значение коэффициента быстрой (промежуточной) ликвидности тоже не соответствует норме - 0,67 при норме 1,0 и более. Это свидетельствует о недостаточности у ОАО «Трансвит» ликвидных активов (т.е. наличности и других активов, которые можно легко обратить в наличность) для погашения краткосрочной кредиторской задолженности. Третий из коэффициентов, характеризующий способность организации погасить всю или часть краткосрочной задолженности за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, имеет значение (0,02) ниже допустимого предела (0,2). Более того, следует отметить отрицательную динамику показателя - в 2007г. коэффициент абсолютной ликвидности снизился на -0,01. На последний день 2008г. при норме 2,0 и более коэффициент текущей (общей) ликвидности имеет значение 0,95. При этом нужно обратить внимание на имевшее место за 2008г. негативное изменение - коэффициент снизился на -0,5.

Значение коэффициента быстрой (промежуточной) ликвидности также не соответствует норме - 0,64 при норме 1,0 и более. Это свидетельствует о недостаточности у ОАО «Трансвит» ликвидных активов (т.е. наличности и других активов, которые можно легко обратить в наличность) для погашения краткосрочной кредиторской задолженности.

Третий из коэффициентов, характеризующий способность организации погасить всю или часть краткосрочной задолженности за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, имеет значение (<0,01) ниже допустимого предела (0,2). При этом нужно обратить внимание на имевшее место в течение анализируемого периода (2008г.) негативное изменение - коэффициент абсолютной ликвидности снизился на -0,01.

На последний день анализируемого периода коэффициент текущей ликвидности имеет значение ниже нормы (0,13 против нормативного значения 2,0 и более). Более того, следует отметить отрицательную динамику показателя - в течение анализируемого периода коэффициент текущей ликвидности снизился на -0,81.

Для коэффициента быстрой ликвидности нормативным значением является 1,0 и более. В данном случае его значение составило 0,08. Это означает, что у ОАО «Трансвит» недостаточно активов, которые можно в сжатые сроки перевести в денежные средства, чтобы погасить краткосрочную кредиторскую задолженность.

Ниже нормы, как и два другие, оказался коэффициент абсолютной ликвидности (<0,01 при норме 0,2 и более). При этом, c начала периода коэффициент практически не изменился.

 

 


3. Предложения по совершенствованию процесса управления кредиторской и дебиторской задолженностью предприятия ОАО «Трансвит»

 

3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью предприятия

ОАО «Трансвит» необходимо выполнять следующие мероприятия поскращению дебиторской задолженности:

1) Проведение ежедневного мониторинга оплаты за продукцию. Отдел продаж предприятия должен ежедневно отслеживает оплату, в случае нарушения сроков предпринимаются меры (направление уведомлений на ограничения, предарбитражных предупреждений).

2) Проведение ревизии дебиторской задолженности по видам ДЗ, срокам образования, группам потребителей:

      ежемесячно формировать отчеты по дебиторской задолженности в разрезе отделений и по предприятию в целом;

      ежеквартально производить инвентаризацию дебиторской задолженности по каждому потребителю. На основании данной отчетности составлять планы мероприятий на текущий месяц по повышению уровня расчетов с потребителями и ликвидации необоснованного роста задолженности, где указываются сроки и ответственные лица  за выполнение запланированных мероприятий. В графе «отметка об исполнении» фиксировать результаты встреч, переговоров и других запланированных мероприятий.

3) Проведение переговоров с потребителями  о соблюдении условий договоров.

Регулярно проводить встречи с руководителями крупных предприятий для решения вопросов по своевременной и полной оплате приобретенной продукции и погашения дебиторской задолженности.

4) Ежемесячно  составлять графики ограничения поставки продукции потребителям - неплательщикам в соответствии с условиями заключенных договоров и законодательством РФ.

За период с 01 января по 23 декабря 2010 год:

 

мероприятия

количество

сумма, руб.

включено в график

148

16188,92

отправлено уведомлений

90

2 676,20

оплачено

46

14 818,84

гарантийные письма

14

3 334,4

 

5) Ведение претензионно - исковой работы. Ежемесячно формировать и направлять в структурные подразделения  приказ о передаче исковых заявлений в  арбитражный суд и суды общей юрисдикции по взысканию дебиторской задолженности за приобретенную продукцию.

За 11 месяцев текущего года  в целом по предприятию подано исков 22 шт. на сумму 10228,3 руб., вынесены решения о взыскании задолженности 8 шт. на сумму  6 678,1 руб., поступила оплата в сумме 6 306,4 руб.

За период с 01 по 23 ноября 2010 г. предприятием для взыскания дебиторской задолженности направлено:

исковых заявлений  37 шт. на сумму 12 584 руб., из которых оплачено 13 шт.
на сумму   3 132 руб.;

претензий  16 шт.  на сумму 9 509 руб., из которых оплачено 5 шт. 
на сумму 2654 руб.

 

 

3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления кредиторской задолженностью предприятия

 

Организация имеет определенные проблемы с кредиторской задолженностью и эти проблемы не уменьшились в отчетном году по сравнению с прошлыми годами.

В данном случае необходимо:

постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, особенно по отсроченным задолженностям;

установить определенные условия кредитования дебиторов, например:

покупатель получает скидку 2% в случае оплаты полученного товара в течение 10 дней с момента получения;

покупатель оплачивает полную стоимость, если оплата совершается в период с 11- го по 30-й день кредитного периода;

в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплачивать штраф, величина которого будет зависеть от момента оплаты;

по возможности ориентироваться на большое число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими покупателями;

следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.

К концу отчетного периода кредиторская задолженность увеличилась. С одной стороны, кредиторская задолженность - наиболее привлекательный способ финансирования, так как проценты здесь обычно не взимаются. С другой стороны, из-за больших отсрочек по платежам у предприятия могут возникнуть проблемы с поставками, ущерб репутации из-за неблагоприятных отзывов кредиторов, судебные издержки по делам, возбужденным поставщиками.

Снижению задолженности способствует эффективное управление ею посредством анализа давности сроков. Такой анализ выявит, кто из кредиторов долго ждет оплаты и, скорее всего, начнет проявлять нетерпение.

Предприятию ОАО «Трансвит» необходимо, прежде всего, рассчитываться в первую очередь с долгами перед бюджетом, по социальному страхованию и обеспечению, так как отсрочки по этим платежам обычно влекут за собой выплату штрафов. Затем необходимо четко структурировать долги перед поставщиками и подрядчиками, и выявить какие из них требуют безотлагательного погашения. На предприятии ОАО «Трансвит» рекомендуется прибегнуть к механизму взаимозачетов.

Кроме всего прочего, у предприятия недостаточно ликвидных активов для погашения краткосрочной кредиторской задолженности. Значение коэффициента быстрой ликвидности показало, что у предприятия ОАО «Трансвит» недостаточно активов, которые можно в сжатые сроки перевести в денежные средства, чтобы погасить краткосрочную кредиторскую задолженность.

 

 


Заключение

 

Целью исследования являлось проведение анализа кредиторской и кредиторской задолженностями на примере ОАО «Трансвит» и разработка рекомендаций по совершенствованию их управления на исследуемом предприятии.

Был проведен анализ и дана оценка кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, рассмотрено управление кредиторской и дебиторской задолженностями предприятий. Был проведен экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности производственного предприятия ОАО «Трансвит».

Выяснилось, что структура активов предприятия характеризуется значительным увеличением активов, притом, что собственный капитал увеличился в меньшей степени. Отстающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов следует рассматривать как негативный фактор.

В анализируемых периодах 2007-2009 гг., из трех вариантов расчета показателей покрытия запасов и затрат собственными оборотными средствами положительное значение имеет только рассчитанный по последнему варианту (СОС3), следовательно, финансовое положение организации можно характеризовать как неустойчивое. Более того, два из трех показателей покрытия собственными оборотными средствами запасов и затрат за 2009г. ухудшили свои значения.

По итогам 2009г. финансовое положение ОАО «Трансвит» можно охарактеризовать как критическое. Ключевые показатели финансового положения организации имеют критическое значение. При этом в 2009г., судя по состоянию и динамике показателей прибыли и рентабельности, организация получила отличные финансовые результаты.

Далее был проведен анализ динамики, состояния и эффективности управления движением кредиторской и дебиторской задолженности предприятия. Коэффициент автономии организации охарактеризовал степень зависимости организации от заемного капитала. Полученное здесь значение говорит о полной зависимости предприятия ОАО «Трансвит» от заемного капитала. Часть собственных средств организации находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Коэффициент маневренности собственного указывает на отсутствие у предприятия собственного капитала, что крайне негативно характеризует положение организации. Материально-производственные запасы фактически приобретены за счет заемных средств, поскольку у ОАО «Трансвит» предназначенные для этого собственные оборотные средства отсутствуют. По коэффициенту краткосрочной задолженности видно, что величина краткосрочной кредиторской задолженности исследуемого предприятия значительно превосходит величину долгосрочной задолженности (98% и 2% соответственно). При этом в течение рассматриваемого периода существует тенденция уменьшения доли долгосрочной задолженности.

Комплексный анализ дебиторской и кредиторской задолженности ОАО «Трансвит» позволил сделать следующий вывод:

На основании анализа управления дебиторской и кредиторской задолженностью ОАО «Трансвит» можно заключить, что перспективы развития деятельности предприятия являются обширными. Данное предприятие может и должно являться лидером среди подобных в регионе, при условии соблюдения принципов разумного управления кредиторской и дебиторской задолженностью, увеличивая тем самым получение прибыли, выполняя задачи удержания рыночной доли.

 


Список литературы

 

1. Баранникова Н.П. Справочник финансиста предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 493.

2. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. - М: Дело и сервис, 2007. - С. 36

3. Звягин С.А. Анализ дебиторской задолженности для целей бухгалтерской экспертизы /Звягин С.А.//Бухгалтерский учет. - М., 2007. - № 10.- С. 76.

4. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М: Финансы и статистика, 2007. - С. 528

5. Парушина Н.В. Финансовый анализ: Анализ дебиторской и кредиторской задолженности./Парушина Н.В.//Бухгалтерский учет. - М., 2008. - № 4. - С. 48.

6. Юкаева B.C. Управленческие решения: Учебное пособие. - М.: ОПС,   2005. - С 220.

 

 

 



Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере ОАО «Трансвит»