Адаптивное управление инновационным развитием предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:42, реферат

Описание работы

Динамичная рыночная среда оказывает многостороннее воздействие на необходимость изыскания возможностей создания и поддержание конкурентных преимуществ отечественных машиностроительных предприятий. Реализация этих возможностей способствует успешному противостоянию их в постоянно усиливающейся конкурентной борьбе. Мировая практика показывает, что победителем в этой борьбе оказывается то предприятие, которое ориентирует свою деятельность на инновационное развитие и главной целью стратегического плана ставит выпуск пользующейся спросом новой или модернизированной продукции, методов ее изготовления.

Работа содержит 1 файл

Адаптивное управление инновационным развитием предприятия.doc

— 96.00 Кб (Скачать)


АДАПТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ                                                     ПРЕДПРИЯТИЯ

 

                                                        Веселовская В.С. к.э.н., доцент

                         Казанский государственный торгово-экономический университет

                                                        Городилов А.Б. аспирант

                     Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева

 

              Динамичная рыночная среда оказывает многостороннее воздействие на необходимость изыскания возможностей создания и поддержание конкурентных преимуществ отечественных машиностроительных предприятий. Реализация этих возможностей способствует успешному противостоянию их в постоянно усиливающейся конкурентной борьбе. Мировая практика показывает, что победителем в этой борьбе оказывается то предприятие, которое ориентирует свою деятельность на инновационное развитие и главной целью стратегического плана ставит выпуск пользующейся спросом новой или модернизированной продукции, методов ее изготовления.

              Инновационное развитие предприятие закладывается на стадии научно-технической подготовки производства. Это делает научно-техническую подготовку производства определяющей стадией при формировании конкурентных преимуществ машиностроительных предприятий. Именно на этой стадии закладываются важнейшие показатели конкурентоспособности: качество, цена сроки вывода новой продукции на рынок. Главной задачей научно-технической подготовки производства является ускорение процессов создания и внедрения в производство новой техники и повышение эффективности подготовки производства и освоение новых видов продукции. Конкретные пути решения этих задач реализуются в результате изыскания и использования внутрипроизводственных резервов. Научно-техническая подготовка создает возможность внедрения инноваций, способность непрерывно адаптироваться к макро и микроэкономическим изменениям. Однако, все это возможно только за счет адаптивного управления инновациями. Только на основе адаптивного управления возможно обеспечить всесторонний учет требований рынка, действий конкурентов, поставщиков [19]. Экономическая устойчивость и конкурентоспособность являются стратегической целью адаптивного управления машиностроительным предприятием.

              Суть адаптивного управления научно-технической подготовкой производства состоит в том, чтобы во время сконцентрировать усилия менеджеров и специалистов на освоение и использование достижений научно-технического и социального прогресса и внедрения этих инноваций на предприятии. Другой, не менее важной задачей адаптивного управления, является задача повышения эффективности использования ресурсов предприятия на основе выявления и использования внутренних резервов. Использование инноваций позволяет реализовать внутренние резервы, действовать эффективнее, проникать на мировые рынки и обеспечивать предприятию сильные конкурентные позиции.

              Проблеме инновационного менеджмента посвящены работы многих зарубежных и отечественных ученых. Значительный вклад в формирование науки об инновациях внесли А.Г. Аганбегян [1], Ю.Д. Амиров [2], Б.Л. Бенцман [3], М.Н. Богинский [4], Л.М. Гамрат-Курек [5], В.Б. Гокун [6], А.В. Гугелев [7], Е.М. Карлик [9,10] В.В. Ковалев [11], Ф.А. Колсанова [12], Ю.П. Маркин [13], Г.В. Медведев [14], М.В. Якушев [18], А.В. Слюсарев [15] и др.

              Автор статьи признает важность и ценность этих работ и, не умоляя их ценности, отмечает, что в этих работах не нашли достаточного отражения вопросы повышения конкурентоспособности и оценки экономической эффективности в рамках современных рыночных теорий. Большинство фундаментальных исследований относятся к периоду плановой экономики, рассматривают только вопросы технической подготовки производства и не увязаны с адаптивным управлением в условиях рыночных отношений. Это обстоятельство определяет актуальность данной статьи.

              Анализ приведенных исследований свидетельствует, что до настоящего времени отсутствует единый подход к содержанию работ, включаемых в научно-техническую подготовку, не сложился единый понятийный аппарат по элементам инновационного развития, не уточнена классификация резервов инноваций, отсутствует четкая методология выявления и количественной оценки резервов.

              Научно-технический прогресс тесно связан с понятиями новшество, новация инновация. Эти понятия во многих исследованиях имеют неоднозначное толкование. Термин новация в Советском энциклопедическом словаре трактуется как латинское слово «novatio», буквально – обновление, изменение. Новшество подразумевает оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований. При создании новшества выполняются маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическая подготовка производства, производство и оформление результатов. Результатом внедрения новшества является инновация. Термин «инновация» заимствован из английского языка и в литературе часто используется в качестве синонима термина «нововведение». Впервые он был употреблен в начале XX века известным австрийским экономистом Йозефом Шумпетером при исследовании влияния научно-технических, технологических и организационных изменений на динамику экономического роста [17]. Под инновацией Й Шумпетер понимал определенную фазу внедрения новшества, воплощение изобретения, оригинальной идеи в реальном процессе.

              Особую актуальность термин инновация приобрел с середины XX века, когда состояние научно-технического потенциала превратилось в основной фактор поддержания экономической устойчивости предприятия в условиях влияния рынка. Рынок выдвигал требования создания новых идей, исследований и технических достижений. Следовательно, инновационное развитие предприятия требует тщательного маркетингового исследования, как самостоятельной стадии научно-технической подготовки производства, позволяющей предприятию адаптироваться к непредсказуемым изменениям внешней среды, обеспечивая его конкурентоспособность. Маркетинговые исследования направлены на своевременное выявление потребности в новых и модернизированных изделиях и формировании новых потребностей у покупателей. В условиях жесткой конкуренции предприятия должны вести поиск нужных потребителю товаров, организовать их эффективное производство с наименьшими затратами. В этой связи, по мнению авторов статьи, научно-техническая подготовка является важнейшей компонентой экономики предприятия. Она предполагает отбор и установление очередности освоения наиболее эффективных направлений научно-технического прогресса, освоение новых более прогрессивных инновационных наукоемких изделий,  совершенствование выпускаемых изделий, разработку и освоение новейших технологий, внедрение совершенных методов организации и инновационных методов управления.
              Авторы статьи предлагают под научно-технической подготовкой производства рассматривать комплекс взаимосвязанных процессов, включающих в себя: маркетинговые исследования, определяющие потребность в новых видах продукции; фундаментальные  и прикладные исследования, направленные на разработку новейших видов продукции и технологии ее изготовления; научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки предприятия по доводке новых образцов техники и изделий и их технологии производства до состояния достаточного для запуска в производство; конструкторскую подготовка производства, включающую в себя разработку конструкторской документации осваиваемых изделий; технологическую подготовку, включающую  в себя работы по, проектированию технологических процессов, по разработке маршрутной технологии, проектированию технологической оснастки, специального инструмента; организационную полготовки, включающую в себя организацию и управление на всех названных стадиях научно-технической подготовки производства. Комплекс процессов научно-технической подготовки производства представлен на рис. 1.

 

             Рис.1. Комплекс процессов научно-технической подготовки производства

              Суть адаптивного управления научно-технической подготовкой состоит в том, что оно ориентировано на разработку новой и модернизацию перспективной конкурентоспособной продукции и технологии. Оно создает условия для непрерывного совершенствования организации производства и целенаправленного использования внутренних резервов, создавая возможность эффективного развития и роста конкурентных преимуществ и эффективного реагирования на воздействия внешней среды. Под резервами понимаются неиспользованные и постоянно возникающие возможности роста и совершенствования производства, улучшение его конечных результатов - увеличение выпуска и реализации продукции, снижение ее себестоимости, роста прибыли. Процесс образования резервов непрерывен, так как связан с научно-техническим прогрессом, совершенствованием организации труда и управления.

              Авторы статьи под внутренними резервами инновационного развития понимают неиспользованные или частично использованные возможности эффективного развития предприятия на основе использования достижений научно-технического прогресса и совершенствовании организации маркетинговых исследований, научной, конструкторской и технологической подготовки производства с целью выпуска в короткие сроки конкурентоспособной продукции.

              В условиях ограниченности финансовых, энергетических и иных ресурсов, условиях нестабильности развития экономики, вопросы адаптивного управления инновационным развитием предприятия на основе наиболее полного использования внутренних резервов являются приоритетными, еще и по тому, что научно-техническая подготовка производства создает возможность использования резервов не только на всех стадиях подготовки производства, но и способствует экономии ресурсов в течение всего жизненного цикла продукции, включая стадию эксплуатации продукции у потребителя.

              Для принятия оптимальных управленческих решений по эффективному использованию ресурсов предприятия необходима четкая классификация резервов научно-технической подготовки. При этом необходим инструментарий, позволяющий рационально управлять процессом инновационного развития, определять приоритетные направления инновационных проектов и программ, оценивать их эффективность. Таким инструментарием является система сбалансированных показателей.

              Авторы статьи присоединяются к мнению [16] и считают, что существующее многообразии подходов к формированию системы управления инновационной деятельностью машиностроительного предприятия, рассматривают лишь отдельные аспекты и направления этой проблемы, а подходы комплексного управления инновационной деятельностью с использованием системы сбалансированных показателей в настоящее время отсутствуют, что также указывает на актуальность данной статьи.

              Адаптивное управление научно-технической подготовкой производства на основе выявления и использования внутренних резервов требует классификации резервов. Авторы статьи разделяют мнение [15], что в качестве классификационного признака целесообразно рассматривать источники возникновения резервов по каждому процессу научно-технической подготовки производства – маркетинговых исследований, научной подготовки производства, конструкторской подготовки, технологической подготовки, организационной подготовки. Для оценки резервов, эффективности их использования  и управления необходима система показателей.

              На стадии научной подготовки производства на основе фундаментальных и прикладных исследований проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по доведению результатов научных исследований до состояния пригодного к запуску в производство новых изделий. Авторы исследования предлагают следующие показатели, характеризующие эффективность научной подготовки: удельный вес новых изделий  в общем объеме выпуска предприятия, коэффициент обновления продукции, удельный вес продукции, соответствующий высшему мировому уровню. Эти показатели характеризуют степень адаптированности предприятия на запросы рынка, результативность адаптивной системы управления научной подготовкой производства. Процесс разработки новой продукции требует значительных затрат трудовых, материальных и денежных ресурсов. Создаваемая техника обеспечит получение экономии живого и овеществленного труда при ее производстве, только в том, случае если она будет своевременно выведена на рынок. Предприятие может понести убытки из-за длительных сроков разработки новых образцов, устаревших, не сойдя с конвейера, поэтому очень важно использовать резервы, позволяющие сократить время научной подготовки производства. Главным направлением сокращения сроков научной подготовки производства является автоматизация научных исследований, ОКР.

              Конструкторская подготовка производства является следующим шагом к освоению новой продукции и заключается в проектировании этой продукции, а также занимается совершенствованием выпускаемой продукции. Она осуществляется в соответствии с Единой системой конструкторской документации (ЕСКД).

              На стадии конструкторской подготовки закладываются основные возможности сокращения трудовых и материальных ресурсов за счет: оптимального применения стандартных и покупных изделий, освоенных ранее производством и соответствующих современному уровню техники; рациональному ограничению номенклатуры размеров, предельных отклонений конструктивных элементов, видов материалов и покрытий; достижению необходимой степени взаимозаменяемости деталей и узлов, обеспечению наивыгоднейших способов изготовления и ремонта, и максимального удобства в эксплуатации. Обязательным условием конструкторской подготовки является соблюдение требований стандартизации и унификации. Важность стандартов состоит в том, что они устанавливают и регламентируют на определенный период прогрессивные требования, нормы, методы, правила, распространяемые на сами изделия, на факторы и условия , влияющие на их качество.

              Конструкторская унификация представляет собой ограничение разнообразия изготовляемых типоразмеров деталей и узлов конструкции путем заимствования из ранее выпущенных конструкций. Уровень стандартизации и унификации определяется системой коэффициентов: унификации (Ку), повторяемости (Кповт), стандартизации (Кст), конструктивной преемственности (Кпр).

              Конструкторская подготовка – это трудоемкий и продолжительный процесс освоения новой продукции, поэтому помимо резервов производства и эксплуатации новой продукции, возможность использования которых закладывается конструкторской подготовкой, очень важно сократить цикл самой конструкторской подготовки, так как затягивание сроков освоения новой продукции и вывод ее на рынок может привести к потере конкурентоспособности предприятия. Основными резервами сокращения сроков конструкторской полготовки является автоматизация проектирования изделий, переход на твердотельное, гибридное моделирование, к электронной предварительной сборке, совершенствование организации и мотивации труда работников [15]. Мероприятия, направленные на реализацию внутренних резервов конструкторской подготовки производства, представлены на рис. 2.

             

Рис.2. Мероприятия, направленные на реализацию внутренних резервов конструкторской подготовки

              Технологическая подготовка производства следует за конструкторской подготовкой. Она обеспечивает полную готовность предприятия к выпуску новой продукции с заданным качеством и минимальными трудовыми и материальными затратами.

              Технологическая подготовка производства осуществляется в соответствии с требованиями стандартов Единой системы технологической подготовки производства (ЕСТПП).

              На стадии технологической подготовки закладывается экономия трудовых и материальных затрат за счет: обеспечения высокой технологичности конструкции, путем тщательного анализа технологии изготовления каждой детали и технологической оценки возможных вариантов ее изготовления; проектирования прогрессивных технологических процессов, программ для станков с числовым программным управлением, разработку технических заданий на спецоснастку, специальное технологическое оборудование, специальных инструментов; разработки рациональных межцеховых технологических маршрутов на основе структурного анализа изделия; тщательной технологической оценке возможностей цехов на основе расчета производственных мощностей и пропускных способностей; разработки прогрессивных технологических нормативов трудоемкости, норм расхода материалов,  режимов работы оборудования.

Информация о работе Адаптивное управление инновационным развитием предприятия