Вексель. Операции с векселями. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 10:12, контрольная работа

Описание работы

Ценная бумага представляет собой документ, который выражает связанные с ним имущественные и неимущественные права, может самостоятельно обращаться на рынке и быть объектом купли-продажи и других сделок, служит источником получения регулярного и разового дохода. Таким образом, ценные бумаги выступают разновидностью денежного капитала, движение которого осуществляется посредствам последующее распределение материальных ценностей.

Содержание

Введение ……………………………………………………………3
Понятие векселя, виды и классификация………………………….4
Операции с векселями………………………………………………8
Государственное регулирование рынка ценных бумаг………….12
Вывод……………………………………………………………….18
Список использованных источников……………………………..21

Работа содержит 1 файл

РЦБ - копия.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

     В настоящее время российские коммерческие банки активно осваивают выпуск собственных краткосрочных долговых обязательств – банковских векселей. Банковские векселя – выдаваемые банками и их объединениями в целях мобилизации временно свободных денежных средств, оформляя денежные ссуды (вексельные кредиты), для сокращения дефицита платежно-расчетных средств в межхозяйственных связях.

     Банковский вексель отличается от классического коммерческого векселя тем, что в последнем первоначально присутствует, а здесь отсутствует (в отношении между векселедателем и векселедержателем) дебиторская и кредиторская задолженность. Банковский вексель – больше похож не на вексель, а на облигацию, а еще больше на депозитный сертификат, выпущенный как вексель. Банковский вексель – это в первую очередь деньги, а в а в корпоративных, в первую очередь продукция (товар). Банковские векселя могут быть процентные, дисконтные, рублевые, валютные.

     Преимущества  банковского векселя это его  ликвидность и надежность. Достоинство  банковского векселя отгоняет то обстоятельство, что в ряде регионов ими можно уплатить налоги в местный бюджет. Принимаются в качестве уплаты по просроченным платежам в Пенсионный фонд. Более того, порой, и государство расплачивается по своим долгам векселями (векселя авалированные Министерством финансов).

     Недостатками  банковских векселей является то, что  при расчетах ими между предприятиями у последних растет задолженность по текущим платежам в бюджет различных уровней (этот недостаток есть и у коммерческих векселей). Возможность переоценить банком своих кредитных возможностей, неоправданный выпуск долговых обязательств.

     В качестве ценных бумаг признаются только такие удостоверения прав на ресурсы, которые отвечают следующим фундаментальным требованиям:

  • обращаемость на рынке; доступность для гражданского оборота;
  • стандартность и серийность;
  • документальность;
  • регулируемость и признание государством;
  • ликвидность; рискованность;
  • обязательность исполнения.

     Обращаемость  – это способность ценной бумаги покупаться и продаваться на рынке, а также во многих случаях выступать в качестве самостоятельного платёжного инструмента, облегчающего обращение других товаров. Обращаемость указывает на то, что ценная бумага существует только как особый товар, который, следовательно, должен иметь свой рынок с присущей ему организацией, правилами работы на нём и т.д. Должны в основной массе принадлежать рынку, быть товарами и те ресурсы, отражением прав на которые являются ценные бумаги.

     Доступность для гражданского оборота. Способность  ценной бумаги не только покупаться и  продаваться, но и быть объектом других гражданских отношений, включая все виды сделок (займа, дарения, хранения и т.п.).

     Стандартность – ценная бумага должна иметь стандартное содержание (стандартность прав, которые представляет собой ценная бумага, стандартность участников, сроков, мест торговли, правил учета и других условий доступа к указанным правам, стандартность сделок, связанных с передачей ценной бумаги из рук в руки, стандартность формы любой бумаги и т.п.). Именно это делает ценную бумагу товаром, способным обращаться.

     Серийность  – возможность выпуска ценных бумаг сериями, классами, составляющая элемент такого их качества, как стандартность.

     Документальность. Ценная бумага – это всегда определенный документ, содержащий все предусмотренные законодательством реквизиты. Отсутствие хотя бы одного из них влечёт недействительность ценной бумаги или её перевод в разряд иных обязательственных документов.

     Регулируемость  и признание государством. Документы, претендующие на статус ценных бумаг, должны быть признаны государством в качестве таковых, что обеспечивает их хорошую регулируемость и доверие публики к ним. Плохо регулируемые и не признанные государством бумаги не могут претендовать на статус ценных, как бы беспредельна ни была фантазия финансистов, предлагающих публике всё новые и новые финансовые продукты и услуги.

     Ликвидность – способность ценной бумаги быть быстро проданной, превратиться в денежные средства (в наличной или безналичной форме) без существенных потерь для держателя. Если рынок отказывается признать её ликвидность, реальность выраженных её прав, то ценная бумага превращается из товара в ничего нестоящий клочок бумаги. Необходимо отличать ликвидность конкретной ценной бумаги от: ликвидности фондового рынка в целом (способность рынка поглощать значительные количества ценных бумаг при незначительных колебаниях курсовой стоимости и низких издержках на реализацию); ликвидности предприятия, банка, инвестиционного института (степень ликвидности, готовности превращения в денежные средства активов предприятия с целью выполнения обязательств по привлеченным ресурсам).

     Рискованность – возможности потерь, связанные с инвестициями в ценные бумаги и неизбежно им присущие.

     Обязательность  исполнения. Законодательство не допускает  отказа от исполнения обязательства, выраженного ценной бумагой, если только не будет доказано, что ценная бумага попала к держателю неправомерным путём. 

     3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг 

     Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) обычно имеет следующие цели:

  • поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
  • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
  • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
  • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
  • в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;
  • воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

     Процесс регулирования на рынке ценных бумаг  включает:

  • создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
  • отбор профессиональных участников рынка; современный РЦБ, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
  • контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
  • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

     Государство на российском РЦБ выступает в качестве:

  • эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
  • инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
  • профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
  • регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
  • верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

     Государственное регулирование РЦБ – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

     Система государственного регулирования рынка включает:

  1. государственные и иные нормативные акты;
  2. государственные органы регулирования и контроля.

     Формы государственного управления рынка.

     Прямое  или административное управление РЦБ со стороны государства осуществляется путём:

  • установления обязательны требований ко всем участника РЦБ;
  • регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
  • лицензирования профессиональной деятельности на РЦБ;
  • обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
  • поддержания правопорядка на рынке.

     Косвенное, или экономическое, управление РЦБ осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

    1. систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них);
    2. денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
    3. государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
    4. государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

     Структура органов государственного регулирования  российского рынка ценных бумаг  в настоящее время ещё не сложилась.

     Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:

  • Федеральная комиссия по РЦБ(ФКЦБ);
  • Министерство финансов РФ (Минфин);
  • Центральный банк РФ (ЦБ);
  • Государственный комитет по антимонопольной политике;
  • Госстрахнадзор.

     ФКЦБ  имеет много полномочий в области  координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ.

     Минфин  РФ – министерство в составе Правительства  – регистрирует выпуски ЦБ корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ЦБ, осуществляет выпуск государственных ЦБ и регулирует их обращение.

     ЦБ  РФ – федеральный орган, действующий  на основании закона, регистрирует выпуски ЦБ кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ц. б. (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.

     Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

     Госстрахнадзор  регулирует особенности деятельности на РЦБ страховых компаний.

     Основные  законодательные акты, которыми регулируется российский РЦБ:

  • Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995–1996 гг.);
  • Закон «О банках и банковской деятельности» (1990 г.);
  • Закон «О Центральном банке Российской Федерации» (1995 г.);
  • Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (1991 г.);
  • Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992 г.);
  • Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.);
  • Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (1992 г.);
  • Закон об акционерных обществах (1996 г.);
  • Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.);
  • Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;
  • Постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.
 
 

 

     Вывод 

Информация о работе Вексель. Операции с векселями. Государственное регулирование рынка ценных бумаг