Валютное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 08:48, реферат

Описание работы

До начала 1990-х гг. имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением валютными ценностями, запрещались. С переходом к рыночной экономике экономические связи России с иностранными государствами всё больше расширяются. Соответственно объёмы операций с иностранной валютой и иными валютными ценностями увеличиваются, а значит — развивается валютное законодательство. В валютные отношения вступают частные лица, фирмы, банки с целью осуществления международных расчётов, кредитных и валютных операций в России. Термин «валюта» означает бумажные кредитные деньги, эмитируемые официальными денежными властями какого-либо государства. Но кроме национальной валюты во всех странах обычно обращаются и другие платежные средства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
3
Глава 1. Общая характеристика валютного права России как института российского финансового права…………………………...

6
§1. Понятие валютного права и его место в системе права……………..
6
§2. Валютная политика………………………………………………………
7
§3. Предмет и метод валютного права. Понятие правового режима валютных операций………………………………………

11
Глава 2. Принципы валютного права………………………………….
14
Глава 3. Источники валютного права………………………………….
18
Список литературы……………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

валютное право.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой в российской правовой системе, выступает нормативным актом прямого действия и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ в ст. 71 относит валютное регулирование к исключительному ведению Российской Федерации. Данное положение логично следует из ст. 8 Конституции РФ, закрепляющей одну из основ конституционного строя — единство экономического пространства, что предполагает единое регулирование валютных операций на всей территории страны. Таким образом, рассматриваемое положение Конституции РФ является правовой основой установления единообразного правового регулирования валютных отношений на всей территории РФ.

Источниками валютного  права являются решения Конституционного Суда РФ, который, в частности, осуществляет толкование Конституции РФ. В соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Акты или их отдельные  положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции РФ и не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Из указанных положений  видно, что Конституционный Суд  РФ, выполняя возложенные на него функции, осуществляет в строго определеёных пределах и правотворчество.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ валютное законодательство РФ состоит из указанного Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов. В настоящее время действует ряд федеральных законодательных актов, которые в той или иной мере регулируют валютные отношения, например: Гражданский кодекс РФ  (ст. 140, 141, 317), Налоговый кодекс (п. 5 ст. 45, п. 5 ст. 46 и др.), Таможенный кодекс РФ (ст. 12, 158 и др.), Закон о Банке России (ст. 4, 35, 68 и др.), Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с последующими изменениями (ст. 5, 30 и др.) и др.

Федеральный закон № 173-ФЗ предусматривает право органов  валютного контроля издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесённым к их компетенции валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. Данные акты не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций. При этом Федеральный закон № 173-ФЗ не указывает (в том числе и в гл. 4 «Валютный контроль») вопросы, применительно к которым органы валютного контроля вправе издавать свои акты. Статья 12 Закона РФ № 3615-1 прямо предусматривала, что указанные органы вправе определять порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов. Надо полагать, что Федеральный закон № 173-ФЗ содержит возможность сохранения указанного объема полномочий за органами валютного контроля. Это потенциально может быть раскрыто в принятых в соответствии с ним федеральных законах и актах органов валютного регулирования.

Принципиальным для  правильного применения норм валютного  законодательства РФ является правило, закреплённое в ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу участников валютных операций. Таким образом, при возникновении разногласий у участников валютных операций и органов валютного контроля, основанных на различном толковании норм валютного права, для установления факта наличия или отсутствия валютного правонарушения необходимо учитывать ясность и определённость содержания соответствующих норм. Если содержание нормы валютного права не позволяет уяснить ее суть, есть противоречия, то очевидно, что отсутствуют основания, позволяющие говорить о наличии в поведении участников валютных операций состава правонарушения (нарушения такой нормы права).

Международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Статья 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» определяет международный договор РФ как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международные договоры РФ, содержащие соответствующие нормы, применяются к валютным отношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из самого международного договора следует, что для его применения требуется издание внутреннего государственного акта. Нормы международных договоров РФ имеют приоритет над нормами валютного законодательства РФ. В случае противоречия между национальным законодательством и нормами международного договора применяются правила международного договора.

Наиболее важным международным договором в данной области следует признать Статьи Соглашения Международного валютного фонда. Указанный документ был подписан 22 июля 1944г. участниками Международной валютно-финансовой конференции, проходившей в г. Бреттон-Вудс (США), и вступил в силу с 27 декабря 1945 г.

Членство в МВФ предполагает  принятие государствами-членами ряда существенных обязательств в области валютного регулирования и контроля и, соответственно, учёт положений Статей Соглашения МВФ в национальном законодательстве.

В настоящее время членами МВФ являются около 170 стран. Россия является членом МВФ с 1 июня 1992 г.

Немаловажное значение для понимания перспектив развития валютного законодательства РФ имеет Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве, учреждающее партнёрство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (1994 г.)

В соответствии с Соглашением  его стороны обязуются разрешить  проведение в свободно конвертируемой валюте любых текущих платежей между резидентами России и членами Европейского сообщества, связанных с движением товаров, услуг I или физических лиц. Также сторонами Соглашения должно обеспечиваться свободное движение капитала между резидентами России и Европейского сообщества в форме прямых инвестиций, производимых в компании, созданные в соответствии с законами принимающей страны, и перевод за границу этих инвестиций, включая любые компенсационные платежи, вытекающие из принятия мер, таких как экспроприация, национализация, или мер, имеющих эквивалентный эффект, и извлечённой из них прибыли. При этом Россия может применять ограничения на прямые инвестиции российских резидентов,  при последующей возможной их отмене с учётом всех соответствующих валютных, налоговых и финансовых факторов.

Статья 55 Соглашения гласит, что важным условием для укрепления экономических связей между Россией и Европейским сообществом является сближение законодательства. Россия стремится к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества, в частности, в области правового регулирования предпринимательской деятельности, банковской деятельности, финансовых услуг, конкуренции.

С точки зрения регулирования международными договорами отдельных видов валютных операций необходимо обратить внимание на Женевскую Конвенцию, устанавливающую единообразный закон о переводном и простом векселе (1930 г.), Женевскую Конвенцию, имеющую целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях (1930 г.), и Женевскую Конвенцию, устанавливающую единообразный закон о чеках (1931 г.).

Акты валютного законодательства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием актов валютного законодательства РФ считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». По истечении 10 дней после дня официального опубликования указанные законы вступают в силу, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел РФ в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Бюллетене международных договоров». Международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами.

Акты органов валютного  регулирования также подлежат обязательному официальному опубликованию. Так, нормативные акты Банка России (положения, инструкции, указания) официально публикуются в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России». Согласно ст. 7 Закона о Банке России до официального опубликования нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных его Советом директоров.

Неопубликованные акты валютного законодательства РФ и  акты органов валютного регулирования  не применяются (абз. 4 ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ). Однако данное положение не распространяется на нормативные акты или их отдельные положения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. Государственная тайна представляет собой сведения, защищаемые государством в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Исчерпывающий перечень видов информации, составляющих государственную тайну, приведён в ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» с последующими изменениями. Применительно к валютному регулированию и валютному контролю целесообразно обратить внимание на состав сведений, составляющих государственную тайну, в области внешней политики и экономики (п. 3 ст.5). К таким сведениям, в частности, относятся сведения:

  • о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
  • о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

Однако в любом случае исходя из положений ч. 3 ст. 15 Конституции  РФ нормативные правовые акты, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, не могут  применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Акты валютного законодательства РФ и нормативные акты органов  валютного регулирования, являясь нормативными актами федерального уровня, вступают в силу одновременно на всей территории РФ. По общему правилу указанные акты применяются к отношениям, возникшим после вступления их в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Практическую реализацию положения об обратной силе норм валютного  законодательства можно продемонстрировать на примере установленного Федеральным законом № 173-ФЗ порядка действия индивидуальных разрешений, выдававшихся Банком России резидентам, на проведение валютных операций, связанных с движением капитала. Такие разрешения выдавались в соответствии с разрешительным правовым режимом проведения указанных операций, установленным ст. 2 Закона РФ № 3615-1. Федеральный закон № 173-ФЗ не предусматривает возможность выдачи подобных разрешений, кроме того, прямо запрещает установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений на проведение валютных операций (ч. 3 ст. 5).

Согласно ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ установленные в соответствии с этим Федеральным законом ограничения «не применяются к валютным операциям, счетам (включая их режим) резидентов в банках за пределами территории РФ, а также к случаям не зачисления на счета резидента в уполномоченных банках получаемой им иностранной валюты, если для совершения валютной операции, открытия такого счёта, а также не зачисления иностранной валюты резидентом до вступления в силу настоящего Федерального закона были получены разрешения органа валютного контроля». В указанном случае резиденты в течение срока действия разрешений должны руководствоваться их условиями. По истечении срока действия разрешений валютные ограничения, установленные в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ, применяются к валютным операциям и порядку использования счетов, которые будут осуществляться или использоваться в будущем.

Акты валютного законодательства РФ и нормативные акты органов  валютного регулирования по общему правилу прекращают своё действие в результате их непосредственной отмены вновь принятыми нормативными актами соответствующей юридической силы или при наступлении событий, указанных в самих актах.

В качестве исключительных случаев прекращения действия актов  валютного законодательства РФ, постановлений  Правительства РФ в области валютного регулирования или отдельных положений таких актов можно рассматривать признание их не соответствующими Конституции РФ решением Конституционного Суда РФ. Кроме того, подзаконные нормативные акты, регулирующие валютные отношения и затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также отдельные их положения могут прекратить свое действие на основании решения Высшего Арбитражного Суда РФ о признании их не соответствующими закону или на основании решения Верховного Суда РФ о признании их недействующими, а также в связи с противоречием закону.

Информация о работе Валютное право