Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:47, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Работа содержит 1 файл

билеты по праву.doc

— 439.00 Кб (Скачать)
  1. Понятие финансового права. Место финансового права в системе российского права.

Финансовое право —  это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования  денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Особенности финансового  права раскрываются полнее при его  сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что  финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.

Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. Так, государственное (конституционное) право — ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами. Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.

Прослеживается связь  финансового права и с другими  отраслями российского права (трудовое, уголовное и др.), однако в рассмотренных  выше случаях она наиболее тесная.

 

  1. Характеристика финансовых правоотношений.

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают  в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов  в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег —денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

Выделяют два правовых элемента: 1) государственно-властный и 2) имущественный

Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений: физ лица, юр, гос образования (РФ, субъекты РФ) и муниципальные образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быт соответствующий орган гос власти (или гос или муниципальное образование в целом).

 

  1. Основные институты финансового права.

Финансовый институт – это совокупность юр. норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач, включая отношения по финансовому контролю и применению норм финансово- правовой ответственности. По институтам финн право подразделяется на следующие виды:

      • бюджетные правоотношения;
      • налоговые правоотношения;
      • неналоговые правоотношения;
      • финансовые правоотношения в области государственного кредита;
      • финансовые правоотношения в области страхования;
      • правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;
      • финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
      • финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;
      • валютные правоотношения.

 

  1. Правовые основы финансового контроля.

Финансовый контроль - проверка законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль:

а)контроль представительных органов власти:

- предварительный контроль;

- текущий контроль;

- последующий контроль;

б) президентский контроль - осуществляет

.Главное контрольное управление Президента РФ, его функции управления:

- контроль и проверка  исполнения федеральных законов,  указов и распоряжений Президента  РФ. Фед органы исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями;

- контроль и проверка  исполнения поручений Президента РФ и руководителя его Администрации;

- подготовка на основе  проведенных проверок информации для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

в)контроль исполнительных органов власти

общей компетенции. общей компетенции направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, а также сами реализуют финансовый контроль;

г) контроль финансовых кредитных органов осуществляется Министерством финансов РФ, входящими в него структурными подразделениями, органами Федерального казначейства;

д)ведомственный контроль - контроль министерств и ведомств за деятельностью подотчетных им предприятий, учреждений, организаций;

е)внутрихозяйственный финансовый контроль - является разновидностью ведомственного контроля;

ж) Аудиторский контроль - независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности, т. е. аудиторской деятельности;

з) общественный финансовый контроль.

Конституция РФ устанавливает:

1) права граждан на  участие в управлении делами государства;

2) обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

 

  1. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности.

Налоговое регулирование  предпринимательской деятельности осуществляется на основании НК РФ и федеральных законов о налогах и сборах. Налоги и сборы являются источниками формирования федерального, региональных и местных бюджетов. Налоги подразделяются на:

1) федеральные;

2) налоги субъектов  РФ (региональные);

3) местные.

В зависимости от плательщика:

1) юр лица;

2) физ лица.

Налогоплательщиками являются организации и физические лица, на которых возложена обязанность  уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объекты налогообложения:

1) имущество;

2) доходы (прибыль);

3) стоимость реализованных ТРУ либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговое законодательство закрепляет принципы однократности  налогообложения. Налоговые ставки, как правило, устанавливаются представительными  органами государственной власти. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

 

  1. Ответственность за нарушение налогового законодательства.

Налоговое законодательство закрепляет принципы однократности  налогообложения. Налоговые ставки, как правило, устанавливаются представительными органами государственной власти. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. В случае неуплаты или неполной уплаты налогов в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке. Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога.

 

  1. Метод финансово-правового регулирования.

Своеобразие предмета регулирования обусловливает и особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву.

Основной метод финансово-правового  регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования государственных денежных фондов и т.п.

При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Таким образом, государство устанавливает условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон, и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.

Особенности основного  метода финансового права заметно  проявляются в круге государственных  органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов.

Финансово-правовому  регулированию свойственны и  иные методы: рекомендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.

 Метод властных предписаний как метод финансово-правового регулирования используется наряду с методами рекомендаций и согласования. Метод рекомендаций используется главным образом между представительными органами власти РФ и ее субъектами, Правительством РФ.

Метод согласования используется для решения вопросов, возникающих в сфере финансовой деятельности государства, между органами, осуществляющими эту деятельность, а иногда – между сторонами, заключившими финансово-правовой договор. 

 

  1. Финансовое право как отрасль прав, наука, учебная дисциплина

Понятие “финансовое право” может употребляться в двух аспектах — как отрасль российского права и как отрасль правоведения.

Финансовое право являясь  отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие  в процессе осуществления финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право как  правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права  — это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь, теории права и государства.

Финансовое право как  учебная дисциплина, учебный курс предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.

Система курса финансового  права— это последовательность изложения, изучения финансово-правовых норм, позволяющая  более эффективно раскрыть их сущность и значение. Система курса финансового  права подразделяется на общую и особенную части.

В общей части курса выявляется единство финансового права, изучаются его предмет и метод правового регулирования, раскрывается специфика финансово-правовых норм, выявляются особенности форм и методов осуществления финансовой деятельности и финансового контроля, определяется место финансового права в общей системе российского права.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"