Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:37, шпаргалка

Описание работы

Понятие и роль финансов.
Фин. деятельность государства и муниципальных образований: понятие, методы и принципы.
Формы фин. деятельности государства и местного самоуправления.
Фин. система РФ и ее развитие на современном этапе.
Министерство финансов РФ: правовое положение, структура, функции.
Финансовые органы в РФ, их правовое положение.
ФП как отрасль права: понятие, предмет, метод, отличие от других отраслей права.
Система ФП: понятие, строение, особенности.
Принципы ФП.

Работа содержит 2 файла

ответы по Финансовому праву 1.docx

— 175.47 Кб (Скачать)

В1

Финансы — это система  денежных отношений  по поводу аккумулирования, распределения и  использования фондов денежных средств в целях материального обеспечения выполнения гос-ных ф-ции и задач.

Признаки  финансов:

Понятие «финансы» рассматривают  в двух аспектах:

1) экономический аспект.

Финансы - экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения  и использования  денежных фондов в  целях выполнения задач и ф-ций  гос-ва, его тер-риальных подразделений, предприятий, организаций и  учреждений

2) материальный аспект.

Финансы - денежные средства, аккумулируемые в  гос-ных фондах специального назначения.

Финансы - денежные фонды гос-ва, его тер-риальных подразделений, предприятий  и учреждений, организаций.

Денежные  фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая  целевое направление  и относительную  самост-ность ф-ционирования.

Содержание  финансов - денежные отношения, благодаря  которым образуются денежные фонды гос-ва, его тер-риальных подразделений, предприятий, организаций, учреждений.

Виды  финансов:

1) централизованные - используются для  удовлетворения общих  нужд соответствующей тер-рии.

Централизованные  финансы включают денежные средства, которые аккумулированы:

а) в бюджете гос-ва;

б) в гос-ных внебюджетных фондах;

в) в гос-ном и  банковском кредитовании;

г) в личном и имущественном  гос-ном страховании;

2) децентрализованные - денежные фонды  предприятий, организаций,  учреждений, используемые  для производственных  и социальных целей  соответственно предназначению  названных субъектов  и в их масштабах.

К децентрализованным финансам относятся  денежные средства предприятий  и организаций  всех форм собств-сти, учреждений и общественных организаций, отраслевые и межотраслевые  внебюджетные фонды;

3) местные финансы  - совокупность денежных  средств, формируемых  и используемых  для решения вопросов  на тер-рии муниципальных  образований.

Ф-ции  финансов:

1) распределительная - способствует организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей соответственно потребностям общ-ва в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход;

2) контрольная - гос-во, используя финансы и финансовые категории, осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деят-тью экономических субъектов. С помощью финансов осущ-тся контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране.

стабилизационная  функция 

стимулирующая функция 

в2

Финансовая деят-ть гос-ва — это основанная на правовых нормах публичная деят-ть субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения.

Она осущ-тся посредством  привлечения денежных средств в фонды специального назначения путем распределения их между звеньями финансовой системы.

В ходе финансовой деят-ти производится образование, распределение и  использование гос-ных  и муниц-ных централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Гос-во сталкивается с необходимостью воздействия на различные  социально-экономические  процессы, на конкретных хозяйствующих субъектов и тер-риальные образования при помощи регулирования и направления денежных потоков, т. е. путем осуществления финансовой деят-ти.

Организационно-правовые особенности финансовой деят-ти гос-ва:

1) межотраслевой характер - в процессе финансовой деят-ти гос-ва и муниц-ных образований контролируется деят-ть и в др. сферах;

2) осущ-ние финансовой  деят-ти - происходит  в виде деят-ти  представительных  и исполнительных  органов власти;

3) сфера финансовой  деят-ти - относится  к ведению федеральных  органов власти, органов  власти субъектов  РФ и местных  органов.

Финансовая деят-ть муниц-ных образований — это осущ-ние соответствующим муниц-ным образованием в лице компетентных органов ф-ций по планомерному аккумулированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях осущ-ния публичных задач и ф-ций местного сообщества, а также делегированных полномочий гос-ва.

Онп направлена на решение задач местного значения, которые определены закон-вом о местном самоуправлении. Финансовая деят-ть муниц-ных образований осущ-тся через органы местного самоуправления.

Методы  финансовой деят-ти:

1) образование - денежные  средства образуются  путем обязательных  платежей, а также  путем добровольных  платежей;

2) распределение - при  распределении гос-ных  денежных средств применяются два основных метода: финансирование (безвозвратное и безвозмездное предоставление этих средств) и кредитование (выделение средств на началах возмездности и возвратности);

3) использование денежных  средств - поступление  в процессе финансовой  деят-ти денежных  средств в распоряжение  гос-ва, юр-ских и  физ-ких лиц, использование  их осущ-тся посредством  расчетных операций.Единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в РФ, устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75 КРФ).Принцип федерализма предполагает сочетание в ФДГ общефедеративных интересов с интересами субъектов РФ, обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми как при выполнении функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для жизнедеятельности и самостоятельности субъектов РФ

Принцип приоритета публичных  интересов в ФДГ и муниципальных образований, ее социальная направленность - предполагает государственное регулирование экономики, решение экономических вопросов местного значения, исходя из общезначимых задач общества. Содержание данного принципа образует ст. 2 КРФ, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита ПиСЧиГ – обязанность государства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В3

Финансовая  деят-ть осущ-тся  в правовой форме, влекущей правовые последствия, и в неправовой форме, не влекущей правовых последствий.

Правовой  формой осущ-ния гос-ной  деят-ти явл-ся однородное по своим внешним  признакам (характеру  и юридическим  последствиям) функционирование гос-ных органов  по руководству обществом  путем принятия правовых актов.

Финансово-правовые акты — это решения  органов гос-ной  власти или органов  местного самоуправления, принятые в

определенной  форме, в пределах соответствующей  компетенции и  регулирующие вопросы  финансовой деят-ти.

Финансово-правовые акты классифицируются по различным основаниям: по юридическим свойствам, юридической

природе, по органам, их издающим, по сферам регулируемых отношений и др.

Правовая  форма финансовой деят-ти явл-ся результатом воплощения в жизнь ф-ционального взаимодействия гос-ва и права.

В деят-ти гос-ва 3 правовые формы: правотворческая  деят-ть; правоучредительная деят-ть; правоприменительная  деят-ть.

Нормативный финансово-правовой акт федерального уровня — это письменный док-т, принятый федеральным  органом гос-ной  власти в пределах своей компетенции, имеющий официальный  хар-р и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование  финансовой деят-ти.

Нормативные финансово-правовые акты федерального уровня принимаются по вопросам финансовой деят-ти, отнесенным Конституцией РФ к предметам  ведения РФ и предметам  совместного ведения  РФ и ее субъектов.

Среди них выделяются законы и подзаконные  акты.

Нормативный финансово-правовой акт субъекта РФ —  это письменный док-т, принятый органом  гос-ной власти субъекта РФ в пределах своей  компетенции, имеющий  официальный хар-р  и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование  финансовых отношений  внутри соответствующего субъекта РФ.

Нормотворчество субъектов РФ в  финансовой сфере  обусловлено наличием у них собственной  финансовой компетенции.

Они принимаются и  по определенным вопросам финансовой деят-ти муниц-ных образований.

Их  систему образуют законы и подзаконные  акты.

Финансово-правовой акт органа местного самоуп-ния — это  публичный, официально обозначенный док-т, принятый управомоченным органом местного самоуп-ния, имеющий  юр-скую силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование властных отношений.

Ведущим финансово-правовым актом местного самоуп-ния  явл-ся устав соответствующего муниц-ного образования: района, города, района в городе, поселка. Принятие устава муниц-ного образования и  внесение в него изменений  и дополнений относятся  к исключительной компетенции представительного  органа муниц-ного образования 

Устав муниц-ного образования  подлежит гос-ной  регистрации в  порядке, установленном  законом субъекта РФ. Регистрация явл-ся гарантией законности деяте-ти органов  местного самоуп-ния, в т.ч. и в финансовой сфере.

Органы  местного самоу-ния, являясь органами публичной власти на своей тер-рии, в целях осуществления

финансовой  деят-ти наделены правом издавать нормативные  правовые и правоприменительные  акты: постановления, решения, положения, примерные положения, временные положения, типовые положения, правила, временные  правила, инструкции, временные инструкции, типовые договоры, регламенты.

Финансово-правовые акты органов местного самоуп-ния должны соответствовать  ФЗ, законам субъекта РФ, подзаконным актам  органов гос-ной  власти. Эти акты м.б. предметом рассмотрения в суде общей компетенции и арбитражном суде; надзор осущ-тся органами прокуратуры.

Признаки  финансово-правовых актов органов  местного самоуправления:

подзаконность; пространственная ограниченность их юр-ской силы; обязательность для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями, расположенными в границах соответствующего муниц-ного образования; отсутствие необходимости утверждения со стороны органов гос-ной власти; возможность обжалования в судебном порядке или опротестования в порядке прокурорского надзора.

Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые соответствующими субъектами (гос-ными, муниц-ными органами, предприятиями, учреждениями, организациями) в  процессе своей финансовой деят-ти и содержащие плановые показатели по аккумулированию, распределению и  использованию финансов на определенный период.

К их числу можно  отнести бюджеты  всех уровней бюджетной  системы; бюджеты  гос-ных и муниц-ных  внебюджетных фондов; сметы бюджетных  учреждений; и др. Финансово-плановые акты имеют юр-ское значение и порождают юр-ские последствия, т.к. оформляются актами гос-ных органов или органов местного самоуп-ния. 

В4

финансовая  система гос-ва - система  форм и методов  аккумулирования, распределения  и использования  фондов денежных средств  гос-ва, муниципальных  образований, предприятий, учреждений, организаций, отраслей народного  хоз-ва.

Финансовая  система РФ включает в себя: 1) гос-ную  бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов  Федерации и бюджетов местного самоуправления; 2) внебюджетные специальные  фонды; 3) гос-ный и  банковский кредит (все  вышеозначенные институты  относят к централизованным финансам, которые  используются для  регулирования экономики  и социальных отношений  на макроуровне); 4) фонды  страхования (имущественного и личного) и 5) финансы  хозяйствующих субъектов  и отраслей, относящиеся  к децентрализованным финансам, которые  используются для  регулирования и  стимулирования экономики  и социальных отношений  на микроуровне.

Вопросы по финансовому праву.doc

— 34.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"