Отрасли права, которыми регламентируются отношения, складывающиеся в процессе функционирования банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 19:24, реферат

Описание работы

Становление и развитие кредитно-банковской системы — один из важнейших признаков осуществления экономических реформ. Это объясняется тем, что банковская система является центральным системообразующим элементом экономики любого типа, так как она выполняет функции по сбору аккумулированию свободных денежных средств. От успешной работы банковской системы зависят эффективность функционирования экономики в целом и экономический рост в стране.

Содержание

Введение стр.3
Система нормативно-правовых актов, регулирующих кредитные отношения стр.4
Конституция стр.5
Федеральные законы стр.6
Нормативно-правовые акты Центрального банка стр.8
Указы Президента стр.9
Акты Правительства стр.9
Акты министерств и ведомств стр.10
Финансовое право стр.11
Банковское право стр.13
Регулятивная функция банковского права стр.13
Система банковского права стр.14
Особенности банковского права стр.15
Управление банковской системой стр.15
Литература

Работа содержит 1 файл

финансовое право (банковское дело).doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Концепция финансового права  как подотрасли публичного права об образовании  и расходовании публичных  финансов основана на том, что именно эти  области публичных  функций имеют  особое экономическое  наполнение, которого нет в «общеадминистративном» праве, регулирующем публичное управление. Вместе с тем, полной самостоятельности финансового права не может быть: характер экономического наполнения норм финансового права зиждется на общеадминистративных началах, таких, как служебная, функциональная заданность, ограниченность публично-правовых имущественных обременений (в отличие от классической, в советской доктрине, речь шла исключительно о властном характере), в том числе налоговых обязательств, а также прямая связь расходования публичных финансов с административно-правовым раскрытием публичных функций.

 Особенности финансового права

  • императивность финансово-правового воздействия на общественные отношения
  • неравенство субъектов финансового права
  • сочетание властного и согласовательного характеров
  • конформизм (субъекты вступают в финансовые правоотношения в силу властных предписаний)
  • обособленность имущества субъектов
  • восстановительный характер финансовой ответственности

 

Банковское  право

Банковское право — межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью коммерческих банков и Центрального Банка Российской Федерации. В состав банковского права входят как нормы гражданского права (регулирующие создание и деятельность банков как коммерческих организаций, отношения между кредитными организациями и их клиентурой), так и финансового права (устанавливающие основные принципы кредитной системы, определяющие статус ЦБ РФ, регулирующие отношения между последним и коммерческими банками, создание и деятельность банков и других кредитных организаций как особых финансовых институтов). В этой связи нельзя считать банковское право только подотраслью финансового права. В отечественной юридической науке понятие «банковское право» появилось только в начале 1990-х гг., тогда же в ряде вузов появился одноименный учебный курс

Регулятивная  функция банковского  права

В основу регулирования  государством общественных отношений, и в  частности банковских, закладывается система организованного властного воздействия на объект управления и его поведение (банковская деятельность), а именно правовое регулятивное воздействие.

Механизм  правового регулирования  банковской деятельности складывается из двух основных элементов:

  • система государственных органов власти, осуществляющих регулирование, а точнее, управление в рамках своей компетенции, установленной законодательством;
  • совокупность форм, методов и способов, используемых этими органами в процессе регулирования банковской деятельности.

Процесс организации обеспечения  регулирования, равно  как и собственно регулирования банковской деятельности, представляет собой регулирование  общественных отношений  нормативным способом, а именно: ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» гласит, что правовое регулирование таких общественных отношений, как банковская деятельность, осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (включая Федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), а также нормативными актами Банка России. То есть законодатель предоставляет определенную группу регулятивных нормативных актов для банковских отношений.

Система банковского права

В настоящее время  банковское законодательство в Российской Федерации не образует целостной системы. Основные законодательные акты — Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также Гражданский кодекс Российской Федерации, содержащий положения об основных банковских сделках, и прочие нормативно-правовые акты, затрагивающие деятельность ЦБ РФ или банковскую деятельность. Но, конечно, подавляющим большинством источников банковского права являются акты Банка России.

Право должно рассматривать как некий элемент сознания, поведения, деятельности и отношений людей, выражающий их сопричастность друг другу, сотрудничество, причастность к единому сообществу, которое может и должно управлять собой. Такая воля общества, право должны получать внешнюю форму выражения — закон, имеющий юридическую силу воздействия. Право реализуется через государственные структуры; или же, содержась в сознании, традициях и обычаях людей, осуществляется непосредственно. Однако, чтобы та или иная воля была закреплена законодательно, она должна отвечать общественной или государственной необходимости.

Банковская  система Российской Федерации является двухуровневой, где  первый уровень занимает Центральный банк Российской Федерации, ко второму относятся кредитные организации: коммерческие банки и иные небанковские финансово-кредитные институты. Управление, осуществляемое государством, различается по способам и процедурам относительно применения их к первому и второму уровням банковской системы, что обусловлено неравным положением и значением субъектов. Такое разделение существенно для регулирования банковской деятельности в целом и влияет на него.

Государство силой закона в  процессе правового регулирования возводит управляющую систему из соответствующих по компетенции объекту управления государственных органов, определяет порядок их функционирования, устанавливает правила осуществления банковской деятельности. Следовательно, в понятии организационного обеспечения государственного регулирования банковской деятельности при установлении правовых основ государство реализует свое право регулирования банковских правоотношений, а также организует систему своего управляющего воздействия на банковскую деятельность

Особенности банковского права

Регулирование банковской деятельности особо специфично, поскольку оно  представляется как  процесс по установлению правил осуществления  банковской деятельности в России в порядке  законодательной  и иной нормотворческой деятельности. Президент Российской Федерации и Государственная Дума Российской Федерации контролируют Банк России, последний осуществляет контроль и надзор за соблюдением банковского законодательства коммерческими банками и иными небанковскими финансово-кредитными институтами, применяет принуждение в случае допущения нарушений установленных правил поведения наряду с судебной властью (но суд может применить принуждение к любым из субъектов банковской системы).

Управление банковской системой

Президент России как важнейший  субъект в управлении банковской системой, будучи главой государства, руководит всеми  вопросами экономического, в том числе  кредитно-финансового, характера, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции Российской Федерации). Президент представляет Государственной Думе кандидатуру Председателя Банка России и ставит вопрос об освобождении его от должности (ст. 83 Конституции Российской Федерации); он направляет трех человек в Национальный банковский совет; с ним согласовываются и кандидатуры членов Совета директоров Банка России. В связи с этим Центральный банк обязан обеспечить Президента Российской Федерации всей необходимой информацией о состоянии и функционировании банковской системы.

Согласно  ст. 5 Федерального закона "О  Центральном банке  Российской Федерации (Банке  России)" Банк России подотчетен Государственной  Думе. Государственная  Дума в сфере управления банковской деятельностью  реализует следующие полномочия:

  • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
  • назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее - Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;
  • направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
  • рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
  • рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
  • принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
  • проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
  • заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Совет Федерации тоже является участником системы  государственного управления в банковской сфере. Он направляет двух человек в Национальный банковский совет (ст. 12 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").

Роль  Правительства Российской Федерации складывается во взаимодействии с  Банком России. В России Центральный банк определен Конституцией Российской Федерации как независимый от других органов государственной власти субъект, подотчетный только Государственной Думе, он независим от Правительства и проводит более самостоятельную финансовую политику, в отличие от достаточно распространенного в мировой практике подчинения центрального банка министерству финансов и проводящего финансовую политику правительства.

 

Литература

Конституция Российской Федерации, принята всенародным  голосованием 12.12.1993 г., "Российская газета", №237 от 25.12.1993 г.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть  первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ, СЗ РФ от 05.12.1994 г., №32, ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть  вторая) от 26.11.1996 г. №14-ФЗ, СЗ РФ от 29.01.1996 г., №5, ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть  третья) от 26.11.2001 г. №146-ФЗ, "Российская газета", №233, от 28.11.2001 г.

http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn08/04.shtml

http://mosuruslugi.ru/articles/16/

http://duch.ucoz.ru/publ/1-1-0-54

http://www.consultant.ru/popular/budget/budgethelp/ 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Отрасли права, которыми регламентируются отношения, складывающиеся в процессе функционирования банковской системы