Объективная необходимость и проблемы реализации пенсионной реформы в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:01, реферат

Описание работы

Пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения страны, одной из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, т.к. непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения и косвенно – всего трудоспособного. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития. Особенно важное значение оно приобретает в период радикальной экономической перестройки. Состояние системы пенсионного обеспечения в РФ в период перехода к рыночным отношениям стало одной из острейших социально-экономических проблем страны.

Работа содержит 1 файл

ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 18.83 Кб (Скачать)

ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ И  ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.В. Семагина,  Академия управления «ТИСБИ»

Пенсионное обеспечение  является сферой жизненно важных интересов  всего населения страны, одной  из самых важных социальных государственных  гарантий стабильного развития общества, т.к. непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения и косвенно – всего трудоспособного.  Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.  Особенно важное значение оно приобретает в период радикальной экономической перестройки.  Состояние системы пенсионного обеспечения в РФ в период перехода к рыночным отношениям стало одной из острейших социально-экономических проблем страны.

В результате резкого  скачка цен в 1992 г., не сопровождавшегося  принятием действенных мер по поддержанию покупательной способности  пенсии, доходы пенсионеров хронически отстали от уровня цен.  Ситуация с пенсионным обеспечением усугубилась еще и тем обстоятельством, что заработная плата практически перестала играть сколь-нибудь заметную роль при исчислении размера пенсии.

Принимаемые меры по повышению уровня пенсионного обеспечения - поэтапное «осовременивание» прошлых заработков для исчисления пенсий,  периодическое (раз в 3 месяца) увеличение минимального размера пенсий - не привели к ожидаемым результатам.

Серьезной проблемой  стало сужение финансовой базы пенсионного  обеспечения.  Наряду с этим численность занятых в народном хозяйстве  постоянно уменьшалась, усилился процесс уклонения от уплаты налогов.  В такой ситуации повышение страховых тарифов не могло бы решить проблемы стабильного финансирования пенсионного  обеспечения, поскольку оно ложилось бы на плечи законопослушных работодателей, численность которых неуклонно снижалась. Становился необходимым новый порядок, который бы позволил решать эти проблемы.  Сложившаяся в стране в 90-е годы XX века  экономическая ситуация предопределила необходимость совершенствования пенсионного законодательства одновременно в двух основных направлениях.

Первое направление  – внесение поправок, изменений  и дополнений в действующее законодательство, которое в основном было направлено на улучшение пенсионного обеспечения  отдельных категорий пенсионеров.

Второе  направление - законодательное обеспечение пенсионной реформы, одобренное Правительством РФ в 1995 году,  в котором предусматривалось существенное изменение параметров действующей пенсионной системы.

В рамках второго  направления совершенствования  пенсионного законодательства, связанного с законодательным обеспечением пенсионной системы, в 1995-2001 годах была проведена значительная работа, которая  привела к началу нынешней реформы системы пенсионного обеспечения с  1 января 2002 г.

Обострение проблем  в  пенсионном обеспечении было связано с появлением и быстрым нарастанием задолженности по выплате пенсий в 1995 году, а начиная с марта 1997 г., положение с обеспечением своевременной выплаты пенсий резко обострилось.

Объективными причинами  финансовой нестабильности пенсионной системы являлись, с одной  стороны, кризис неплатежей в народном хозяйстве, с другой - ее несоответствие изменившимся социально-экономическим условиям в стране.

Программа пенсионной реформы (1995 г.) предусматривала поэтапный  переход от всеобщей распределительной  системы к смешанной системе  пенсионного обеспечения, в которой  значительную роль играют накопительные  механизмы финансирования пенсий.

Однако финансово-экономический  кризис, разразившийся в августе 1998 года, и его  последствия сделали невозможной реализацию данной Программы.

Необходимые предпосылки  для законодательного обеспечения  реформы системы пенсионного  обеспечения сложились лишь в 2001 году.

Необходимость реформы  и определение ее приоритетов на период с 2001 по 2010 гг. обусловлены изменением социально-экономических условий в период после ее принятия и особенно после финансового кризиса августа 1998 года.  Структурные сдвиги произошли на рынке труда за счет значительно увеличившейся доли самозанятого населения, существенные изменения претерпела налоговая система  (с 1 января 2001 г. был введен в действие единый социальный налог взамен страховых взносов по обязательному социальному страхованию). Неблагоприятные тенденции прогнозируются (начиная  с 2007 года) в демографической сфере, отрицательные последствия которых для пенсионной системы будут усугубляться в этот период из-за уменьшения доли занятого населения и увеличения при этом пенсионеров и инвалидов.

Не следует забывать и об институциональных факторах, обусловивших необходимость проведения пенсионной реформы: изменение общественного  устройства (многообразие форм собственности  и экономическая свобода хозяйственной  деятельности – малый и средний  бизнес, фермеры и т.д.), отказ от жесткого регулирования трудовых отношений  и цен на продукцию. Это проявляется  в высокой дифференциации заработной платы и других  форм доходов и вызывает серьезные различия между регионами по прожиточному минимуму.  Действующая пенсионная системы находится в «координатах» экономических отношений давно ушедших в прошлое,  поэтому ее институты и механизмы не в состоянии нормально функционировать сегодня. Частичными изменениями здесь не обойтись. Общим и безусловным для любой пенсионной системы является вопрос создания государством правовых, организационных и экономических условий, обеспечивающих сохранение (согласно общественному договору) приобретенных работниками прав на пенсию такого размера, который был бы приемлемым как для их получателей, так и для плательщиков взносов.

Была поставлена задача модернизировать действующую пенсионную систему таким образом, чтобы результатом этой модернизации стал рост доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, направляемых  на создание резервов под будущие обязательства.

Пенсионным фондом РФ совместно с Минтруда РФ, Минэкономразвития  России и Минфином РФ была разработана  Программа пенсионной реформы в  России, которая после обсуждения Национальным советом по пенсионной реформе при Президенте РФ была одобрена Правительством РФ. Впервые в нашей  стране на столь высоком уровне рассматривались  основные направления реформирования пенсионной системы. Главной задачей  реформирования распределительной  пенсионной системы становится: 

  • установление тесной связи между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной страховых взносов, уплаченных за них в Пенсионный фонд РФ в период трудовой деятельности; 
  • постепенное повышение реального уровня пенсионного обеспечения граждан при условии поддержания финансовой устойчивости пенсионной системы; 
  • повышение реального размера пенсий при соблюдении финансовых ограничений, устанавливаемых бюджетом Пенсионного фонда РФ и федеральным бюджетом.

Реформирование пенсионной системы предполагает формирование трудовой пенсии из трех частей:

  1. Базовая часть трудовой пенсии, имеющая фиксированный размер, одинаковый для всех получателей государственных пенсий, выполнивших минимальные требования по трудовому стажу. Выплата базовой части пенсии осуществляется из сумм единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет.
  2. Страховая часть  зависит  от результатов труда конкретного человека, которые оцениваются на основании накопленных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой  работодателями страховых платежей за данного человека в Пенсионный фонд РФ в течение всей его трудовой  деятельности.
  3. Накопительная часть исчисляется из накопленных сумм страховых взносов (налога) и инвестиционного дохода, которые учитываются в  специальной части индивидуального лицевого счета и  выплачиваются  по достижении пенсионного возраста.

Созданная система  персонифицированного учета Пенсионного  фонда РФ должна быть полностью адаптирована к проблемам реформирования всей цепи отношений  между работодателями, Пенсионным фондом РФ, застрахованными лицами и пенсионерами – от уплаты страховых взносов до назначения и выплаты пенсии.

Целесообразно учесть и зарубежный опыт функционирования систем пенсионного обеспечения, где  накопительная система действительно  функционирует весьма эффективно, однако не в качестве основной, а дополнительной (к перераспределительной страховой системе) и добровольной схемы.  Причем в США, Франции, Англии аналогичные системы появились благодаря высоким доходам населения, стабильному состоянию и устойчивому развитию экономики, полному доверию населения к финансовым институтам.

Представляется, что  реализация этих условий позволит превратить систему пенсионного обеспечения  в систему, соответствующую лучшим мировым стандартам и достижениям  в этой сфере.

Информация о работе Объективная необходимость и проблемы реализации пенсионной реформы в РФ