Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 23:29, контрольная работа

Описание работы

Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.

Содержание

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ РОССИИ. 2
СИСТЕМА БАНКОВ, ЕЁ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.
Принципы организации банковской системы 8
Проблемы и пути развития банковской системы Российской Федерации 10
Центральный и коммерческие банки, их функции и характер взаимодействия в современных условиях 14
Денежно-кредитная политика в России 17
Заключение 19

Список литературы 20

ЗАДАЧА

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

План 

  1. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ РОССИИ.                   2
  2. СИСТЕМА БАНКОВ, ЕЁ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.                                                                         
    1. Принципы организации банковской системы                                     8
    2. Проблемы и пути развития банковской системы Российской Федерации                                                                                              10
    3. Центральный и коммерческие банки, их функции и характер взаимодействия в современных условиях                                          14                                     
    4. Денежно-кредитная политика в России                                              17

    Заключение                                                                                                      19                                                                                              

    Список литературы                                                                                         20

          ЗАДАЧА.                                                                                                                  21 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ФИНАНСОВ РОССИИ.
 
 

Финансовая  система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений.  
 
Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков:

  • государственные финансы;
  • местные финансы;
  • финансы юридических и физических лиц.  
     
    Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.  
     
    Государственный бюджет выполняет следующие функции:
  • перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);
  • регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
  • стимулирующую (бюджетные, отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);
  • контрольную (через госбюджет осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

 
 
По уровню управления государственный  бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.  
 
Федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах.  
 
Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.  
 
Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц.  
 
Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.  
 
Структура финансовой системы представлена на рис. 1.1.  
 

Рис. 1.1. Финансовая система Российской Федерации

 
 
Особое место среди этих органов  занимает Министерство финансов РФ, основными  задачами которого являются:

  • совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
  • разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;
  • разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;
  • разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;
  • участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
  • осуществление государственного финансового контроля;
  • методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

 
 
Управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.  
 
Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды.  
 
На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает:

  • зачисление доходов на единый счет федерального бюджета;
  • распределение федеральных регулирующих налогов;
  • возврат излишне уплаченных сумм доходов;
  • учет доходов и составление отчетности о доходах.

     
    Финансирование расходов федерального бюджета включает в себя:

  • разрешение на осуществление платежа;
  • осуществление платежа.

     
    На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.  
     
    Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, с целью сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры:

  • предоплату счетов;
  • взаимозачетные операции;
  • товарообменные (бартерные) операции;
  • замену долга заемным обязательством с уплатой процентов;
  • задаток;
  • банковскую гарантию или поручительство;
  • залог;
  • цессию, т. е. уступку прав требования;
  • факторинг - покупку специализированной финансовой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассацию;
  • учет векселей и др.

     
    Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ - главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятии, независимые аудиторские фирмы и др.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. СИСТЕМА БАНКОВ, ЕЁ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

2.1. Принципы организации банковской системы

Основное  назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.  
Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.  
Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.  
В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т.п.  
В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности – частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность создания банков, основанных исключительно на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций в соответствии с Условиями открытия банков с участием иностранного капитала на территории Российской Феде-рации, утвержденными ЦБ РФ 08.04.93 г., понимаются:  
- совместные банки, т.е. банки, уставной капитал которых формируется за счет средств резидентов и нерезидентов;  
- иностранные банки - банки, уставной капитал которых формируется за счет нерезидентов;  
- филиалы банков-нерезидентов.  
В настоящее время Банковская система децентрализована, создана двухуров-невая банковская структура. Двухуровневая структура (в различных формах) существует длительный период в странах Западной Европы и Америки и оправдала себя.  
1. Верхний уровень занимает государственный банк (Центральный банк Российской Федерации), который диктует кредитную политику, но не вмешивается в дела самостоятельных банков нижнего уровня. Центральный банк стремится к стабилизации кредитной системы, избежанию кризисов и банкротств в банковской сфере, то есть осуществляет в большей или меньшей степени государственное регулирование кредитного сектора.  
2. Нижний уровень занимают коммерческие банки и иные небанковские финансово-кредитные институты (имеющие лицензию на осуществление банковских операций). В Законе о банковской деятельности они названы другими кредитными учреждения.  
Управление и контроль устойчивостью банковской системы.  
Устойчивость банковской системы является одной из гарантий бескризисного развития экономики. 
В связи с этим Центробанк РФ, отвечающий за устойчивость Банковской системы, формирует следующие Резервные и Страховые фонды:  
1. Фонд обязательных резервов. Банки перечисляют 20% от объема привлеченных ресурсов и перечисляют сверх того средства, если уставной капитал оплачен не полностью, а также если они нарушают установленные или экономические нормативы.  
2. Фонд компенсации в % ставках. Норматив отчислений в фонд компенсации разниц в % ставках устанавливается в размере 1 процента от прибыли коммерческого банка. Из фонда банкам выплачиваются компенсации если они теряют свои доходы при применении пониженных ставок. В фонд изымаются также все доходы коммерческих банков, полученные от применения ими процентных ставок по ссудам свыше предельных, установленных Банком России и другие незаконно полученные доходы от операций по производству и торговле материальными ценностями.  
3. Фонд страхования депозитов. Норматив отчислений устанавливается в размере 1% от прибыли коммерческого банка. Формирование указанного фонда в случае неплатежеспособности банка дает коммерческим банкам право компенсации вкладов и депозитов своим клиентам со стороны Банка России в двадцатикратном размере от величины фонда страхования депозитов.  
4. Фонд страхования коммерческих банков от банкротств. Норматив отчисления составляет 1% от прибыли. Формирование указанного фонда дает право коммерческим банкам получать ссуды Банка России на восполнение временного, сезонного недостатка ликвидности в двадцатикратном размере к оплаченной величине фонда.

 
Управление и контроль за устойчивостью банковской системы заключается в выполнении банками определенных условий, обеспечивающих выполнение 12 основных нормативов.  
Н1-минимальная достаточность капитала - соотношение капитала банка и суммарного объема активов, взвешенных с учетом риска.  
Н2-минимальная текущая ликвидность - отношение суммы активов к сумме обязательств банка по счетам до востребования более половины ликвидных активов представлено остатками по счету "Операции с государственными ценными бумагами".  
Н3-норматив мгновенной ликвидности банка-отношение суммы высоколиквидных активов к обязательствам банка до востребования.  
Н4-максимальный риск по долгосрочным кредитам - отношение кредитов сроком свыше года к капиталу и долгосрочным депозитам.  
Н5-минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов. Соотноше-ние ликвидных активов и суммарных активов. Суммарные активы рассматриваются как активы-нетто.  
Н6-максимальный размер риска на одного заемщика - отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику к капиталу банка.  
Н7-максимальный размер риска по крупным кредитам - соотношение совокупной величины крупных кредитов и 50% гарантий к капиталу банка.  
Н8-максимальный размер риска на одного кредитора - соотношение величины вклада по счетам одного кредитора к капиталу банка.  
Н9-максимальный размер кредитов, предоставленных одному акционеру –отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику-акционеру, к капиталу банка.  
Н10-максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдеру. Отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных инсайдерам, к капиталу банка.  
Н11 - максимальный размер привлеченных вкладов населения. Соотношение общей суммы вкладов граждан и капитала банка.  
Н12-максимальное использование собственных средств для приобретения акций одного юридического лица. Процентное соотношение инвестируемых и собственных средств.

2.2. Проблемы и пути развития банковской системы Российской Федерации

Известно, что  в последние годы банковская система испытывала серьезные трудности (кризис валютного рынка в 1994 г., кризис банковской ликвидности в 1995 г., крах фондового рынка 17 августа 1998 г.).  
Решение проблем развития банковской системы России усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные:  
- постоянно меняется законодательная база;  
- разгул преступности в стране - как следствие - желание мафиозных структур прибрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское;  
- стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль - как следствие - развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в целом..  
Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должка измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника - хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время. Необходимо, путем вдумчивого изучения зарубежной практики, восстановить утраченные рациональные принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на многовековой опыт рыночных финансовых структур.  
Рассмотрим причины и последствия банкротства банков.  
Три главных нежелательных обстоятельства могут послужить причиной банкротства банка:  
-         невозврат ссуды или потеря стоимости других активов;  
-         неликвидность;  
-         убытки от основной деятельности.  
Каждое из этих обстоятельств ведет к уменьшению собственного капитала банка. Когда собственный капитал банка падает ниже нуля, банк становится неплатежеспособным: его пассивы (обязательства) превосходят его активы. В этой ситуации ревизоры банков обычно настаивают на том, чтобы банк прекратил свою деятельность. 
С момента возникновения банковского дела нестабильность, вызванная банкротствами отдельных банков, массовыми изъятиями вкладов с проводимой политикой частичного резервного покрытия, объективно подталкивала государство к расширению практики регулирования банковского дела. С помощью регулирования государство пытается защитить вкладчиков от финансовых потерь и избежать разрушительных для экономики последствий банкротств банков. 
К числу трех важнейших типов мероприятий, с помощью которых государство пытается обеспечить надежность и стабильность банковской системы, относятся: 
-         проведение банковских ревизий;  
-         проведение централизованных банковских операций;  
-         страхование депозитов.  
Ключевым вопросом этой проблемы является подрыв доверия со стороны вкладчиков к банку.  
В условиях перехода к рыночной экономике оптимальная кредитная политика коммерческого банка во взаимоотношениях с клиентами должна строиться исходя из интересов участников кредитных отношений.  
Развитие рыночных отношений в России, нестабильное законодательство, "частые изменения" фискальной политике Правительства и другие внешние причины (наряду со стратегией развития и тактикой действия) вынуждают российские банки периодически пересматривать свои приоритеты в кредитовании реального сектора.  
В качественно новых условиях перед национальной банковской индустрией как  
составной частью экономики России объективно стоят два принципиальных вопроса:  
- во-первых, какую роль ей предстоит сыграть в осуществлении структурной перестройки экономики страны;  
- во-вторых, как она должна развиваться в будущем.  
Доминирующей тенденцией развития российских банков становится активная концентрация капитала. Формируется ядро крупнейших банков. На долю первых 30-ти по величине активов уже сейчас приходится 66% совокупных активов банковской системы. Другим проявлением тенденции концентрации банковского капитала стало сокращение количества кредитных организаций под действием рыночных процессов конкуренции и концентрации  (их количество уменьшилось за два последних года в 1,5 раза — с 2600 до 1700).  
Концентрация капитала и активов крупнейших банков сопровождается их экспансией на международных рынках капитала. Некоторые конкретные цифры показывают масштабы проникновения отечественных кредитных учреждений на международные финансовые рынки: на 1 января 1998 г. в общем объеме привлеченных российскими банками межбанковских кредитов доля иностранных банков составила 70,8%, за 1997 г. о на увеличилась примерно в 1,5 раза. Такого результата удалось добиться, несмотря на жесточайший кризис на мировых фондовых рынках, существенно подорвавший доверие у инвесторов к кредитным учреждениям развивающихся стран.  
На фоне ускорения темпов сокращения, общего количества действующих кредитных организаций достаточно устойчивую и динамично развивающуюся подгруппу в банковской системе России составляют банки с участием иностранного капитала. Удельный вес их количества возрос с 7,3% на 1 января 1998 г. до 8,4% на ту же дату 1999 г. Объем иностранных инвестиций в капитал российских банков за прошлый год составил 4,13% совокупного уставного капитала всей банковской системы. При этом лимит привлечения иностранного капитала (12%) не исчерпан. За последние два года наблюдался рост числа банков, контролируемых нерезидентами. Большинство из них входит в группу 200 крупнейших банков. Необходимо отметить, что со стороны таких банков усиливается конкуренция за лидирующие позиции в банковской системе России. Это ставит вопрос об уточнении принципов регулирования их деятельности, чтобы снизить риск внезапной миграции иностранного капитала.  
Следует особо подчеркнуть, что в условиях финансового кризиса, разразив-шегося 17 августа, в стране сохранилось достаточно много банков, которые не относятся к категории проблемных даже в это непростое время. Свою устойчивость и возможность продолжения нормального рабочего процесса показал целый ряд средних российских банков.  
Причины надежности этих банков в условиях кризиса в том, что они не вкладывали значительных средств в государственные ценные бумаги, не брали под залог ГКО кредиты у банков-нерезидентов, не участвовали в доходном «прокручивании» бюджетных средств, не увлекались игрой на рискованном межбанковском рынке. Основным направлением их деятельности оставалось качественное обслуживание традиционной клиентуры, кредитование предприятий реального сектора под высоколиквидные залоги. В результате случаи невозврата или просрочки кредитов у них относительно редки. Проводимая сегодня реструктуризация банковской системы вызывает необходимость продуманного адекватного ее регулирования со стороны ЦБ РФ с учетом норм международного банковского опыта.  
Основными путями достижения банками цели повышения прибыльности деятельности на современном этапе являются:  
-                   автоматизация банковских расчетов;  
-         совершенствование существующих банковских продуктов и ввод новых услуг;  
-         расширение сети банкоматов и электронных систем обслуживания;  
-         развитие систем автоматизации, в частности подсистемы «банк - клиент»;  
-         расширение клиентской базы за счет привлечения на обслуживание юридических лиц.  
Основные положения современных подходов к эффективному управ-  
лению финансовыми ресурсами коммерческих банков определяются рядом факторов: 
-         меняется содержание приоритетов банковской политики, которая рассматривается в широком смысле как с позиций банка так и кредитора и заемщика;  
-         развитие кредитных рынков (национальных и международных) предполагает изменение сути банковской деятельности с учетом требований рынка. Возникает необходимость в проведении банковского менеджмента, маркетинга, внедрения новейших технологий, изучения и покрытия экономических рисков с целью наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов банков с минимальными затратами;  
-         социально- экономическая роль банков в рыночном хозяйстве предполагает расширение сферы и повышение качества банковских услуг. При этом, банкротства банков последних лет крайне негативно сказались на отношении к банкам со стороны клиентов;  
-         вступление отечественной экономики на путь рыночных преобразований предопределяет ее развитие в русле общемировых тенденций;  
-         формируя современную кредитную политику, коммерческие банки все в большей степени ориентируются на знания и опыт, существующие в мире.  
Однако, в нынешних условиях достижения западной экономической теории не могут  в полной мере отвечать специфике российского банка и применимы лишь в той части, которая отвечает национальным особенностям:  
1.     Налогового законодательства;  
2.     Методов бухгалтерской отчетности;  
3.      Взаимоотношений хозяйствующих субъектов РФ.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"