Контрольная работа по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:36, контрольная работа

Описание работы

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Содержание

Возникновение аудита……………………………………………………………3
Виды аудита……………………………………………………………………….6
Список используемой литературы……………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

контрольная основы аудита.docx

— 30.40 Кб (Скачать)

Содержание

Возникновение аудита……………………………………………………………3

Виды аудита……………………………………………………………………….6

Список используемой литературы……………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение аудита

В России аудиторская деятельность – явление достаточно новое, обусловленное переходом к рыночной экономике. В начале 90-х годов, когда по мере акционирования предприятий сократилась сфера государственного контроля и ведомственные ревизионные службы прекратили свое существование, начался процесс массового создания аудиторских фирм.

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком  положении и функционировании, и  осуществляемый компетентным независимым  лицом, которое, исходя из установленных  критериев, выносит заключение о  качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение  мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в  определении достоверности и  правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за  соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно  занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также государства  как потребителя информации о  результатах деятельности предприятий.

Наличие достоверной информации позволяет  повысить эффективность функционирования  рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия экономических решений.

Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она  не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В условиях рынка предприятия, кредитные  учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения  по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Достоверность этих отношений должна подкрепляться  возможностью получать и использовать финансовую информацию всеми участниками  сделок. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Собственники и прежде всего  коллективные собственники – акционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоятельно убедиться  в том, что все операции предприятия, многочисленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным записям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий  и соблюдение ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики  и налогообложения.

Аудиторские проверки необходимы и  государственным органам, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения  достоверности интересующей их финансовой отчетности. 

Аудит имеет уже достаточно большую  историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий».

Возникновение аудита связано с  разделением интересов тех, кто  непосредственно занимается управлением  предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в  его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и  не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли  управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман  со стороны администрации существенно  повышали риск финансовых вложений. Акционеры  хотели быть уверены в том, что  их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение  предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения  финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно  было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его  безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело  сначала основного значения, однако с усложнением бухгалтерского учета  необходимым условием становится и  хорошая профессиональная подготовка аудитора.

Исторической родиной аудита считается  Англия, где с 1844 г. выходит серия  законов о компаниях, согласно которым  правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

В России звание аудитора было введено  Петром 1. Должность аудитора совмещала  в себе некоторые обязанности  делопроизводителя, секретаря и  прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Все три  попытки организации института  аудита (в 1889, 1912и 1928 г.) оказались неудачными.

Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. усилил потребность в услугах  бухгалтеров-аудиторов. В это время  резко ожесточаются требования к  качеству аудиторской проверки и  ее обязательности, увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах. 'После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся ..в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.  

 До конца 40-х гг. аудит в  основном заключался в проверке  документации, подтверждающей записанные  денежные операции, и правильной  группировке этих операций в  финансовых отчетах. Это был  так называемый подтверждающий  аудит.    После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.

Третий этап развития аудита —  его ориентация на возможный риск при проведении проверок или при  консультировании, предупреждение и  избежание риска; аудит, при котором  исходя из условий бизнеса клиента  проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества  максимальный. В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов. В Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции в области независимого финансового контроля действуют две профессиональные организации: бухгалтеров-экспертов, которые занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер,

Во всех развитых странах лицам, желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и  практической деятельности, а также  многочисленные экзамены. Представители  Палаты аудиторов, организации, объединяющей всех лиц этой профессии, регулярно  проверяют их работу, и исключение из Палаты аудиторов означает запрещение дальнейшей деятельности.

 

Виды аудита

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»  аудиторская деятельность, аудит  – это предпринимательская деятельность независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские  организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие  аудиту услуги. 
 
Аудит бывает нескольких видов: 
 
Внутренний 
 
Внешний 
 
Внешний аудит подразделяется на: 
 
Обязательный 
 
Инициативный 
 
По специальным заданиям 
 
Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудиторском объекте. 
 
Для этого необходимо предусмотреть выполнение следующих задач: 
 
составление плана и программы проведения аудита; 
 
определение видов, источников и методов получения аудиторских доказательств; 
 
проведение аудиторской проверки экономического субъекта; 
 
выражение мнения по результатам проведенного аудита о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. 
 
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта. 
 
Внешний аудит в Российской Федерации с точки зрения направлений аудиторской деятельности и отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, страховой аудит, аудит банков, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. 
 
По инициативности аудит подразделяется на обязательный, инициативный, по специальным зданиям. 
 
Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». 
 
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г. бухгалтерская отчетность организаций должна включать в себя аудиторские заключения, подтверждающие достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. 
 
Статья 7 «Обязательный аудит» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» определяется обязательный аудит, как обязательную ежегодную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. 
 
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если: 
 
·  организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества; 
 
·  организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого служат предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого выступают добровольные отчисления физических и юридических лиц; 
 
·  объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за год превышает в 500 тысяч раз установленный размер оплаты труда, или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда; 
 
·  организация является государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если объем выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации МРОТ или сумма активов баланса, превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством МРОТ. 
 
Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены. 
 
Однако перечень субъектов обязательного аудита должен осуществляться в отношении других организаций или индивидуальных предпринимателей, если предусмотрен федеральным законом. 
 
Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями, аудитора-предприниматели проводить аудит не могут. 
 
Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
 
Инициативный аудит проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль и анализ состояния бухгалтерского учета, в целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценки применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др. 
 
Проведение инициативного аудита может быть обусловлено несколькими причинами. 
 
Во-первых, многие предприятия, особенно экс-государственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутреннему контролю, прошедшие в последние годы процедуру приватизации и акционирования  и превратившиеся в акционерные общества, лишились контроля со стороны специальных органов. Во-вторых, текучесть бухгалтерских кадров, которая, в свою очередь, вызывается различными обстоятельствами – недостаточно высокой оплатой, нежелание руководства новых экономических структур относиться к главному бухгалтеру, как  к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др. В-третьих, низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образованных. 
 
Руководители предприятий и организаций, сталкивающиеся с такими проблемами сами обращаются в аудиторские фирмы с просьбами о помощи. 
 
Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим. При тематическом аудите контролю и анализу подвергаются только определенные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности. 
 
Если инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения инициативного аудита,  не отличается от проведения обязательного аудита. 
 
При проведении инициативного аудита в зависимости от пожеланий клиента в план аудиторской проверки могут быть добавлены следующие пункты. 
 
Аудит учредительных документов и расчетов с учредителями – подтверждение законных оснований деятельности экономического субъекта на протяжении всего периода его функционирования от момента регистрации до фактической реорганизации или ликвидации. Выделяется 4 направления проверки: аудит учредительных документов; аудит формирования уставного капитала; аудит расчетов с учредителями; аудит налогообложения при формировании уставного капитала и при расчетах с учредителями. 
 
Аудит отчетности экономического субъекта. В этой связи можно выделить следующие направления проверки: 
 
Федеральному закону «О бухгалтерском учете»; 
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» 
Налоговому кодексу Российской Федерации 
 
Перед проверкой отчетности представляемой в государственные органы и другим пользователям отчетности, аудитору необходимо проверить  инвентаризации соответствующих статей баланса незавершенного производства, товаров и материальных ценностей, основных средств, денежных средств, расчетов. При проверке отчетности аудитор  руководствуется: 
 
·  инструкциями по заполнению форм отчетности; 
 
·  формой учета; 
·  данными инвентаризации, предшествующей становлению годового отчета. 
 
Проверка проводится по двум направлениям: 
 
·  проверка взаимоувязки показателей отчетности между собой по всем формам отчетности; 
 
·  проверка правильности заполнения форм отчетности на основании Главной книги и других регистров бухгалтерского учета. 
 
Аудит учета расчетов по налогам и сборам проводится по следующим направлениям: 
 
·  проверка начисления и уплаты федеральных налогов; 
 
·  проверка начисления и уплаты региональных налогов; 
 
·  проверка начисления и уплаты местных налогов. 
 
 При проверке расчетов по налогам и сборам проверяется первичная документация, а также правильность расчетов. 
 
Аудит по специальным аудиторским заданиям проводится по проверке отдельных статей бухгалтерского учета и отчетности, качественного состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов) регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта. 
 
Порядок проведения аудита по специальным аудиторским заданиям и его виды определены в российском правиле (стандарте) «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям». К таким видам услуг можно отнести аудит по проверке отдельных статей отчетности, например, состояние дебиторской и кредиторской задолжности, наличия и состояния материально-производственных запасов, основных средств. 
Сюда относятся и такие услуги, как: 
 
·  заключение по специальному аудиторскому заданию по юридической и экономической экспертизе договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения; 
 
·  заключение по специальному аудиторскому заданию о бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности, отличными от российских правил бухгалтерского учета; 
 
·  заключение по специальному аудиторскому заданию об отчете подготовленном за ряд смежных лет; 
 
·  заключение по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов. 
 
Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита – помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах. 
 
При этом под внутренним аудитом понимается система контроля над соблюдением установленного порядка, ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля, которая: 
 
организуется экономическим субъектом; 
 
регламентируется внутренними документами; 
 
действует в интересах руководства экономического субъекта и (или) собственников. 
 
Внутренний аудит – один из способов контроля над эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта. 
 
Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом – его руководством и (или) собственниками в зависимости от: 
 
А) содержание и специфики деятельности экономического субъекта; 
 
Б) объемов экономической деятельности экономических субъектов; 
 
В) система управления экономического субъекта; 
 
Г) состояние внутреннего контроля. 
 
Функции внутреннего аудита могут выполнять: 
 
·  специальные службы внутреннего аудита; 
 
·  отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта; 
 
·  ревизионные комиссии (ревизоры); 
 
·  сторонние организации, привлекаемые для цели внутреннего аудита; 
 
·  внешние аудиторы, привлекаемые для целей внутреннего аудита. 
 
Таким образом, для осуществления функции внутреннего аудита не обязательно наличие аудиторской лицензии. 
 
Внутренний аудит создается для оптимизации деятельности экономического субъекта, содействия руководства в выполнении его обязанностей, а также с целью его информирования и консультирования. 
 
Как правило, функции внутреннего аудита включают: 
 
·  проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем; 
 
·  проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам; 
 
·  проверки соблюдения законов и других нормативных актов, также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников 
 
·  проверки деятельности различных звеньев управления; 
 
·  оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучения и оценку контрольных процедур в филиалах, в структурных подразделениях экономического субъекта; 
 
·  проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта; 
 
·  работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля; 
·  оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения; 
 
·  специальные расследования отдельных случаев, например, подозрений в злоупотреблениях; 
 
·  разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления. 
 
Для облегчения работы аудитора в использовании результатов внутреннего аудита разработано российское правило (стандарт) аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита». 
 
Аудиторская организация применяет положения правила (стандарта) только в отношении деятельности внутреннего аудита, относящиеся к аудиту бухгалтерской отчетности. Деятельность таких служб, например, как служба экологического аудита, аудиторской организацией не оценивается. 
 
Если аудиторская организация решит использовать работу внутреннего аудита, она должна продолжить ее изучение, ознакомиться с рабочими документами внутреннего аудита и убедиться в том, что: 
 
А) соответствующие программы и объем работы внутреннего аудита отвечают целям внешнего аудита; 
 
Б) работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформляется; 
 
В) выводы (заключения) внутренних аудиторов достаточно обоснованны полученными ими данными и соответствует существующим обстоятельствам, а содержание отчетов подготовленных внутренними аудиторами, соответствует результатам выполненной ими работы; 
 
Г) зона повышенных рисков, известные специалистам экономического субъекта, учитывается при планировании работ и проверяется внутренним аудитом; 
 
Д) отношение руководства и (или) собственников к замечаниям, предложениям и вопросам, поставленным внутренними аудиторами, конструктивное. 
 
Содержание, сроки и объем проверок конкретной работы внутреннего аудита зависят от: 
 
·  оценки внешними аудиторами аудиторского риска; 
·  существенности объекта проверки; 
 
·  предварительной оценки службы внутреннего аудита. 
 
Указанная работа может включать: тестирование объектов, уже проверенных внутренним аудитом; проверку других интересующих объектов; наблюдение за процедурами внутреннего аудита; иные приемы проверки по усмотрению аудитора. 
 
Аудиторская организация должна иметь право свободно и в полном объеме обращаться с внутренними аудиторами. 
 
Для эффективного использования работы внутреннего аудита аудиторской организации следует: 
 
рассмотреть планы работы службы внутреннего аудита за интересующий период и обсудить его на возможно более ранней стадии аудита; 
 
·  определить порядок встреч с сотрудниками службы внутреннего аудита; 
 
·  заранее договориться о сроках проведения работ, объеме аудиторской выборки, уровнях тестов, методах определения выборки и порядке документального оформления выполненной работы, которая будет проведена внутренними аудиторами. 
 
При использовании работы внутренних аудиторов на эффективность аудиторской проверки может влиять выполнение следующих действий: 
 
А) взаимная координация планов аудиторской проверки; 
 
Б) обмен отчетами; 
 
В) регулярные рабочие встречи; 
 
Г) сводный и открытый взаимный доступ к рабочей документации; 
 
Д) совместное представление отчетов руководству и (или) собственникам экономического субъекта; 
 
Е) общий порядок документирования аудита.

 
Аудиторская организация должна иметь  доступ к интересующим ее отчетам  внутреннего аудита и быть информирована  по любому важному вопросу.

Список используемой литературы

  1. Правило (стандарт) аудиторской деятельности: Офиц. издание / Сост. Ю.А. Данилевский. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2008. С. 127.
  2. Аудит Монгомери / Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М. О Рейли, М.Б. Хирм. Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007. С. 40.  
  3. Аудит: учебник для вузов/В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова и др.; Под ред. Проф. В.И. Подольского – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2003 – 583с.
  4. Андреев В.Д. Практический аудит: справочн. пособие.- М.: «Экономика», 1994.
  5. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: учебное пособие. – М.: ИПК ФБК – ПРЕСС - 1999г. 
  6. Камышанов П. И. Знакомьтесь: аудит (организация и методика проверок). – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1994г.
  7. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ от 07.08.01.

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Финансовому праву"