Классификация финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение вопросов, касающихся определения понятия финансового контроля, раскрытии его сущности, определение функций.
Эти вопросы очень подробно исследованы и освещены в специальной литературе многими авторами, в частности Ю.А.Данилевским, Л.Н.Овсянниковым, О.Н.Горбуновым, В.В. Бурцевым, Н.И.Химичевым и др.

Содержание

Введение … . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава I. Понятие, сущность и элементы финансового контроля . . . . . . .
Глава II. Классификация финансового контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
§ 1. Классификация финансового контроля по формам, по времени и по органам государственной власти . . . . . . . .
§ 2. Классификация финансового контроля по сфере деятельности . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

     Важной  по значимости является камеральная  проверка (предварительный контроль). До настоящего времени ей уделяли  недостаточное внимание, хотя камеральная  проверка при ее правильной организации  является основой для проведения документальной проверки.

     По  мере создания компьютерных сетей и  баз данных определяющую роль будет  играть текущий контроль, связанный  с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке  и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которых будет осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков. К текущему контролю можно отнести мониторинг крупных предприятий, рейдовые проверки мобильных групп и т.д.

     В практической работе необходимо сочетать предварительный, текущий и последующий контроль с целью охвата большого количества налогоплательщиков, повышения качества проводимых проверок и увеличения налоговых поступлений.

     Выбор метода контроля зависит от оценки итогов работы и тенденции развития хозяйствующего субъекта за определенный период времени.

     Налоговый контроль наряду с такими направлениями  деятельности как контрольная, охватывает еще рассмотрение жалоб налогоплательщиков и налоговые консультации.

     Практика  работы налоговых органов показала, что в последнее время увеличилось количество обращений налогоплательщиков в налоговые органы.

     Особенно  важным моментом налогового контроля является обеспечение доступности  налогоплательщикам системы обеспечения  доступности налогоплательщикам системы  налоговых консультаций.

     Налоговые консультации являются частью работы с налогоплательщиками, поскольку  они позволяют повысить доверие  налогоплательщиков к налоговой  системе путем своевременного предоставления разъяснений на их вопросы по налогообложению16.

     Результативность контроля в налоговой сфере находится в прямой зависимости от соблюдения основополагающих принципов его организации, среди которых можно выделить главный - правомочность. Налоговые органы обязаны осуществлять контроль в пределах своих полномочий и в соответствии  с уровнем компетенции, установленным действующим законодательством.

     Налоговая практика различает два основных принципа борьбы с налоговыми правонарушениями: предупреждение и наказание.

     Важным  условием для снижения числа правонарушений является расширение сферы принципа предупреждения. Налоговые органы должны вести массово-разъяснительную работу по предупреждению возможности возникновения налоговых нарушений, оказание консультативно-методической помощи налогоплательщикам, своевременному освещению изменений налогового законодательства, публикации наиболее типичных нарушений и обзорных писем по итогам рассмотрения жалоб налогоплательщиков и итогам судебной практики.

     Практика  показывает, что в отдельных случаях  работники налоговых органов  превышают свои служебные полномочия. Типичными являются факты наложения излишних штрафных санкций, незаконного привлечение к административной ответственности, неправильного применения норм налогового законодательства, некачественное и поверхностное проведение проверок. В ряде случаев документальные проверки проводятся неквалифицированно и некачественно оформляются их результаты, разногласия и возражения налогоплательщиков рассматриваются недостаточно внимательно и объективно.

     Таким образом, можно выделить два основных направления повышения эффективности налогового контроля: совершенствование налогового законодательства и совершенствование методов работы налоговых органов во взаимоотношении с налогоплательщиками17.

     Контроль  в сфере государственной банковской деятельности. В качестве подконтрольных объектов выступает две группы субъектов:

     а) банки, в числе которых первоочередное место занимают банки, находящиеся  в государственной собственности; б) клиенты банков.

     Негосударственные банки проверяются на предмет  соблюдения установленных государством правил ведения банковских операций. В государственных банках помимо этого проверяется законность операций по формированию, распределению и расходованию ссудных фондов, которые представляют собой собственность государства.

     Клиента банков проверяются на предмет: а) соблюдения правил ведения банковских операций; б) выполнение финансовых обязательств, вытекающих из договоров государственного банковского кредитования. Здесь, в  свою очередь, контролируется: а) целевое  использование полученной от государственного банка ссуды; б) своевременность погашения этой ссуды и уплаты процентов по ней.

     При контроле за такими банковскими операциями, как производство безналичных перечислений, банковский контроль смыкается с  другим видом финансового контроля - контроле за соблюдением правил денежного обращения.

     Основным  субъектом банковского контроля выступает Национальный банк Республики Казахстан. Согласно статье 62 Указа  Президента Республики Казахстан, имеющий  силу Закона, от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан»: «Национальный Банк Казахстана является единственным органом, имеющим право осуществлять проверку всех финансово-хозяйственной деятельности банков Республики Казахстан и их филиалов».

     Он  может поручить проверку деятельности банков и их филиалов аудиторской организации (аудитору), которая в этом случае будет выполнять роль агента банковского контроля.

     Следующим видом финансового контроля является контроль в сфере государственного страхования.

     Страховая деятельность подвергается довольно тщательной правовой регламентации, а равно и значительному контролю со стороны государства. Для этой цели нередко создаются специализированные органы государственного страхового надзора18. Но когда предметом контроля выступают негосударственные страховые организации, выражающие собой частные финансы страхования, этот государственный контроль не выражает собой осуществление финансовой деятельности государства и соответственно - государственного финансового контроля.

     Предметом государственного финансового контроля в сфере страхования, в основном, являются два момента:

     а) осуществление государственного страхования (т.е. страхование имущественных  интересов государства, финансируемое  за счет государственных денежных фондов). В настоящее время такое страхование осуществляется в отношении некоторых категорий государственных служащих, чья деятельность носит характер повышенной опасности (военнослужащие, работники правоохранительных органов и т.п.). Предметом контроля в данном случае выступает правильность использования тех денежных средств, которые государство отпускает на оплату страхования своих имущественных интересов и своих государственных служащих;

     б) деятельность государственных страховых  организаций. Предметом контроля выступает  законность и целесообразность использования денежных фондов этих страховых организаций. Следует иметь в виду, что в рыночных условиях государственные страховые организации создаются крайне редко.

     «Государственный  контроль за положением дел на страховом  рынке осуществляется уполномоченным органом государства и другими государственными органами в пределах их компетенций»19.

     Финансово-хозяйственный  контроль - это контроль за соблюдением  установленного государственного порядка  формирования, распределения и использования децентрализованных государственных денежных фондов.

     При данном виде контроля существует следующее  контрольное отношение, построенное  по схеме «государственный контрольный  орган - лицо, тратящее государственные  деньги».

     В качестве подконтрольных объектов при данном виде финансового контроля выступают государственные предприятия и учреждения.

     Субъектами  этого вида контроля выступают контрольные  органы Министерства финансов и субъекты государственного внутриве-домственного контроля. 
 

Заключение 

     В настоящей работе были рассмотрены вопросы, цель которых состояла в определении понятия финансового контроля, раскрытие сущности, определении функций финансового контроля.

     Подводя итог работы необходимо остановиться на следующих основных моментах.

     Финансовый  контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из определенных элементов: а) субъект контроля; б) объект контроля; в) предмет контроля; г) цели контроля; д) методы осуществления контроля. При помощи рассмотрения этих элементов, дается следующее понятие финансового контроля:

     «Финансовый контроль - это действие государственных  органов по проверке выполнения участниками  финансовой деятельности государства  своих финансовых обязанностей перед  ним».

     Далее рассматривается сущность государственного финансового контроля, которая выражается в следующем:

     1) выявление ошибок и злоупотреблений;

     2) обеспечение их устранения;

     3) анализ факторов их возникновения  и разработка мер по их предотвращению  в будущем (профилактика и т.д.).

     Как и любое явление, финансовый контроль строится на определенных принципах, которые являются условием достижения поставленных целей и задач. Поэтому в завершении первой главы рассматриваются следующие принципы: принцип независимости, объективности, законности, гласности, ответственности, сбалансирован-ности и системности.

     Во  второй главе дана классификация  финансового контроля. Было освещено, как проводится финансовый контроль, в какой последовательности. В  каких сферах деятельности осуществляется финансовый контроль.

     Были указаны субъекты контроля, осуществляющие контрольную деятельность в различных сферах деятельности государства. 

 

      Список использованной литературы 

Нормативные акты:

     1. Конституция Республики Казахстан,  от 30.06.95 г.

     2. Закон Республики Казахстан, от 24.12.96. «О валютном регулировании».

     3. Указ Президента Республики Казахстан,  имеющий силу закона, от 30.03.95. «О  Национальном Банке Республики  Казахстан».

     4. Закон Республики Казахстан, от 18.12.00 «О страховой деятельности».

     5. Положение «О Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета», от 19.04.96.

     6. Положение «О комитете Казначейства  Министерства Финансов Республики  Казахстан», от 24.05.99.

     7. Положение «Об Агентстве финансовой  полиции Республики Казахстан», от 27.02.2001.

     8. Проект Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». 

Специальная литература 

     1. Горбунов О.Н. «Финансовое право». Москва, 1996.

     2. Худяков А.И. «Финансовое право  Республики Казахстан». Алматы, 2001.

     3. Худяков А.И. «Страховое право Республики Казахстан». Алматы, 1997.

     4. Худяков А.И. «Налоговое право  Республики Казахстан». Алматы, 1998.

     5. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. «Финансовое  право». Москва, 2000.

     6. Цыпкин С.Д. «Советское финансовое  право». Москва, 1982.

     7. Химичев Н.И. «Финансовое право». Москва, 1999.

     8. Бурцев В.В. «Государственный  финансовый контроль: методология  и организация». Москва, 2000.

     9. Белобжецкий И.А. «Финансовый  контроль и новый хозяйственный  механизм». Москва, 1989.

     10. Данилевский Ю.А. «Финансовый  контроль в СССР и пути его совершенствования». Москва, 1989.

     11. Иткин Ю.М. «Организация финансового  контроля в переходный период  к рыночной экономике». Москва, 1991.

     12. Черноморд П.В. «Финансовый контроль  в условиях перехода экономики  к рыночным отношениям». Москва, 1992.

     13. Пагосян Н.Д. «Счетная палата  РФ». Москва, 1998.

     14. Овсянников Л.Н; «Еще раз о  необходимости государственного  контроля и путях его усиления». //Президентский контроль. 1999. N4.

Информация о работе Классификация финансового контроля