Источники налогового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Задачей настоящей работы ставится хронологическое рассмотрение и анализ российского налогового законодательства, с целью выявления закономерностей, а также путей и перспектив его развития.
Кроме того, в первой главе работы рассматриваются общетеоретические вопросы налогового законодательства и налогового права.
Российская экономика, также как и экономика других стран, имеет свои национальные черты, и по этой причине не все нововведения будут желательными и эффективными в нашем государстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ НАЛОГОВОГО ПРАВА
2.1 КОНСТИТУЦИЯ
2.2 СПЕЦИАЛЬНОЕ НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
2.3 ОБЩЕЕ НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
2.4 ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ И СБОРАМИ
2.5 РЕШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ
2.6 НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВА 3. СООТВЕТСТВИЕ АКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ НАЛОГОВОМУ КОДЕКСУ РФ
ГЛАВА 4. ДЕЙСТВИЕ АКТОВ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ВО ВРЕМЕНИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

налоги курсач.docx

— 49.32 Кб (Скачать)

порядок списания безнадежных недоимок по федеральным  налогам и сборам (п.1 ст.59 НК РФ);

перечень  отраслей и видов деятельности, имеющих  сезонный характер (п.2 ст.64 НК РФ);

порядок ведения  Единого государственного реестра  налогоплательщиков (п.8 ст.84 НК РФ);

порядок и  размеры выплат, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам  и понятым (п.4 ст.131 НК РФ).

Примерами таких  нормативных правовых актов могут  служить Постановление Правительства  РФ от 10 марта 1999 г. №266 "О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков"3 и Постановление Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382 "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения".

Указы Президента РФ и Постановления Правительства  РФ подлежат обязательному официальному опубликованию (кроме актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) в "Российской газете" и Собрании законодательства РФ в течение 10 дней со дня их подписания.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, и  Постановления Правительства, затрагивающие  права и свободы человека и  гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, по общему правилу, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней со дня их официального опубликования.

Иные указы  Президента и постановления Правительства, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального  характера, вступают в силу со дня  их подписания;

в) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях также издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п.1 ст.4 НК РФ).

г) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые исполнительными органами местного самоуправления. В соответствии с п.1 ст.4 НК РФ исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях также издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

2. Акты органов специальной компетенции

К этой группе источников налогового права относятся  ведомственные подзаконные нормативные  правовые акты по вопросам, связанным  с налогообложением и сборам органов  специальной компетенции, издание  которых прямо предусмотрено  Налоговым кодексом РФ. Данные нормативные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Такими органами специальной компетенции являются:

Министерство  Российской Федерации по налогам  и сборам;

Министерство  финансов Российской Федерации;

Федеральная таможенная служба;

органы государственных  внебюджетных фондов и другие органы государственной власти.

Например, в  соответствии с положениями НК РФ ведомственными нормативными правовыми  актами Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам утверждаются:

форма требования об уплате налога (это предусмотрено п.5 ст.69 НК РФ);

форма налоговых  уведомлений (ст.52 НК РФ);

формы налоговых  деклараций и инструкции по их заполнению, если иное не предусмотрено законодательством  о налогах и сборах, формы расчетов по налогам и сборам (п.3 ст.31, п.3 ст.80 НК РФ);

особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и особенности учета иностранных  организаций (п.1 ст.83, п.1 ст.84 НК РФ);

форма заявления  и свидетельства о постановке налогоплательщика на учет, порядок  и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (ст.84 НК РФ);

формы извещения  и специальной декларации, предусмотренные  процедурой контроля за расходами физических лиц (ст.86.1 и ст.86.3 НК РФ);

форма решения  руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (ст.89 НК РФ);

форма и требования к составлению акта налоговой  проверки (п.3 ст.100 НК РФ);

форма акта, составленного  должностным лицом налогового органа при обнаружении фактов, свидетельствующих  о нарушении законодательства о  налогах и сборах лицами, не являющимися  налогоплательщиками, плательщиками  сборов или налоговыми агентами, и  требование к его составлению (п.3 ст.101.1 НК РФ);

Кроме того, Минфином РФ и Министерством по налогам  и сборам совместно издаются:

инструкции  по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным  налогам (п.7 ст.80 НК РФ);

ведомственные акты, определяющие порядок учета  доходов и расходов и хозяйственных  операций индивидуальными предпринимателями (п.2 ст.54 НК РФ).

2.5 Решения Конституционного Суда РФ

 

В последнее  время важным дискуссионным вопросом в российской юридической науке  остается вопрос, является ли источником права судебная и арбитражная  практика, в частности акты правосудия Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Как известно, Конституционный Суд РФ занимается толкованием Конституции России, т.е. уясняет и разъясняет смысл интерпретируемых норм. Результатом такого толкования является правовая позиция КС РФ - это прецедент толкования конституционной нормы, выраженный в мотивированной части Постановления КС РФ, т.е. имеет письменную форму и обладает нормативным значением.

Нормативное толкование Конституционного Суда РФ рассчитано на неоднократное применение, осуществляется в отношении широкого круга общественных отношений, к  тому же является официальным и обязательным. Правовая позиция Конституционного Суда РФ распространяется не только на участников конкретного конституционного спора, при рассмотрении которого она была сформулирована, но направлена неограниченному кругу лиц. Поэтому, как справедливо указывает Б.С. Эбзеев, все решения Конституционного Суда являются источниками права и им присуща материально-правовая сила закона.

Как указывает  Н.В. Витрук, на основе решений Конституционного Суда РФ законодательные органы, не дожидаясь отмены положений закона, противоречащих правовой позиции Конституционного Суда РФ, должны самостоятельно внести соответствующие коррективы в действующие законы.

В соответствии со ст.6 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения КС РФ обязательны не только для участников конституционного спора, но и для иных субъектов права.

Поэтому важнейшим  здесь становится то обстоятельство, что фактически Конституционный  Суд РФ в определенных пределах выполняет  правотворческую функцию, осуществляя  конкретизацию норм Конституции  РФ.

Конституционный Суд РФ создает новые нормы, в  особенности процедурного характера, восполняет пробелы Конституции.

Как указывал Л.В. Лазарев, прецеденты, создаваемые КС РФ, как и акты, собственно толкования, имеют нормативно-регулирующее значение и в этом смысле также являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами, распространяющимися на неопределенный круг случаев и субъектов конституционно-правовых отношений.

Правовые  позиции КС РФ в отношении проблем  налогообложения, как правило, выражены в особой форме. КС РФ в ходе рассмотрения дел о проверке конституционности нормативных актов о налогах и сборах толкует конституционные нормы и формулирует основные принципы налогообложения и сборов. В случае, если нормативные акты о налогах и сборах противоречат этим принципам, КС РФ объявляет эти акты не соответствующими Конституции РФ.

Поэтому изучение правовых позиций КС РФ по вопросам налогообложения и сборов в основном состоит в изучении сформулированных в постановлениях КС РФ основных принципов  налогообложения и сборов, определении  их содержания, сфер и способов применения.

В ряде постановлений  КС РФ выделил важнейшие критерии, которым должна отвечать практика налогообложения  в правовом демократическом государстве.

Таким образом, решения Конституционного Суда РФ, содержащие нормы, так или иначе  регулирующие налогообложение, являются важными источниками налогового права. Достаточно напомнить, что правовые позиции КС были во многом учтены при принятии Налогового кодекса РФ.

В отношении  же судебной и арбитражной практики в целом необходимо отметить, что  хотя вопрос о судебной практике как  источнике права является дискуссионным, нельзя не признать, что акты правосудия - решения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации оказывают существенное влияние на практику применения налогового законодательства.

2.6 Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

 

Положениями ч.4 ст.15 Конституции РФ предусмотрено, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Следовательно, в российскую правовую систему введено две категории международно-правовых норм. Причем, согласно Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. При этом под общепризнанными принципами и нормами международного права следует понимать нормы, содержащие основополагающие принципы международного права, и общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Вторую категорию составляют нормы, содержащиеся в международных договорах России.

Налоговым кодексом РФ также предусмотрено, что "если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации" (ст.7 НК РФ).

При этом следует  учитывать, что в соответствии со ст.57 Конституции РФ международные договоры по вопросам налогообложения могут применяться лишь после их ратификации Федеральным Собранием РФ.

В настоящее  время выделяют две группы международных  актов, являющихся источниками налогового права России:

1) международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения, признанные цивилизованными нациями. К актам такого вида следует относить, например, Европейскую социальную хартию, которая была принята 18 октября 1961 г., и вступила в действие в 1965 г. и ряд др.;

2) международные межправительственные конвенции по вопросам налогообложения. К актам такого вида относят, например, многочисленные соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые Российской Федерацией с различными странами, Соглашение от 25 ноября 1998 г. о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками СНГ, двухсторонние соглашения об оказании административной помощи по налоговым делам (они заключаются между налоговыми органами различных стран в целях обмена информацией, усиления налогового контроля и т.д.), международные соглашения, носящие в основном индивидуальный характер и направленные на освобождение от уплаты налогов представительств и штаб-квартир конкретных международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ФИФА, МОК и т.д.) в странах пребывания и ряд других.

 

Глава 3. Соответствие актов законодательства о налогах и сборах налоговому кодексу РФ

 

Главным условием действия нормативных правовых актов  законодательства о налогах и  сборах является их полное соответствие положениям Налогового кодекса РФ. В его ст.6 определены признаки, по которым тот или иной нормативный правовой акт может быть признан несоответствующим. В частности, таковым является:

нормативный правовой акт о налогах и сборах, изданный органом, не имеющим в соответствии с Налоговым кодексом права издавать подобного рода акты, либо изданный с нарушением установленного порядка  издания таких актов;

нормативный правовой акт о налогах и сборах, отменяющий или ограничивающий права  налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных  внебюджетных фондов, установленные  настоящим Налоговым кодексом;

нормативный правовой акт о налогах и сборах, изменяющий определенное Налоговым  кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, иных лиц;

нормативный правовой акт о налогах и сборах, запрещающий действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные Налоговым  кодексом;

нормативный правовой акт о налогах и сборах, запрещающий действия налоговых  органов, таможенных органов, органов  государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные  или предписанные Налоговым кодексом;

нормативный правовой акт о налогах и сборах, разрешающий или допускает действия, запрещенные Налоговым кодексом;

нормативный правовой акт о налогах и сборах, изменяющий установленные настоящим  Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, иных лиц, обязанности  которых установлены Налоговым  кодексом;

нормативный правовой акт о налогах и сборах, изменяющий содержание понятий и  терминов, либо использующий эти понятия  и термины в ином значении, чем  они используются в Налоговом  кодексе;

нормативный правовой акт о налогах и сборах, иным образом противоречащий общим  началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Налогового кодекса.

Нормативные правовые акты о налогах и сборах признаются не соответствующими Налоговому кодексу при наличии хотя бы одного из указанных выше обстоятельств. Признание нормативного правового акта не соответствующим Налоговому кодексу РФ по общему правилу осуществляется в судебном порядке, однако, Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.

Информация о работе Источники налогового права