Финансовые ресуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и определение сущности такой финансовой категории как финансовые ресурсы на макроуровне (государство) и микроуровне (предприятия, домашние хозяйства).
В рамках поставленной цели автор попытался решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность государственных финансовых ресурсов, определить состав государственных финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВА
1.1 Определение финансовых ресурсов государства
1.2 Состав финансовых ресурсов и методы их мобилизации
1.3 Источники формирования финансовых ресурсов и направления их использования
1.4 Государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства
2. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА
2.1 Состав финансовых ресурсов субъекта РФ
2.2. Источники формирования финансовых ресурсов региона
2.3. Роль финансовых ресурсов в социально-экономическом развитии территории.
3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1 Финансовые ресурсы предприятий, особенности их формирования
3.2 Использование финансовых ресурсов на предприятиях в условиях рынка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

finasovye_resyrsy_gosydarstva.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

              По ро­ли в об­ще­ст­вен­ном про­из­вод­ст­ве рас­хо­ды го­су­дар­ст­вен­но­го бюд­же­та под­раз­де­ля­ют­ся на две час­ти: од­на свя­за­на с раз­ви­ти­ем ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ст­ва, со­вер­шен­ст­во­ва­ни­ем его от­рас­ле­вой струк­ту­ры, дру­гая ис­поль­зу­ет­ся на со­дер­жа­ние и даль­ней­шее раз­ви­тие не­про­из­вод­ст­вен­ной сфе­ры. Эко­но­ми­че­ская груп­пи­ров­ка бюд­жет­ных рас­хо­дов по их об­ще­ст­вен­но­му на­зна­че­нию от­ра­жа­ет вы­пол­няе­мые го­су­дар­ст­вом функ­ции - эко­но­ми­че­скую, со­ци­аль­ную, обо­рон­ную и др. В со­от­вет­ст­вии с об­ще­ст­вен­ным на­зна­че­ни­ем все рас­хо­ды бюд­же­та мо­гут быть под­раз­де­ле­ны на че­ты­ре груп­пы: на­род­ное хо­зяй­ст­во, со­ци­аль­но- куль­тур­ные ме­ро­прия­тия, обо­ро­на, управ­ле­ние. Ос­но­ву от­рас­ле­вой груп­пи­ров­ки рас­хо­дов го­су­дар­ст­вен­но­го бюд­же­та со­став­ля­ет об­ще­при­ня­тое де­ле­ние эко­но­ми­ки на от­рас­ли и ви­ды дея­тель­но­сти. Ис­хо­дя из не­го рас­хо­ды в про­из­вод­ст­вен­ной сфе­ре под­раз­де­ля­ют­ся по от­рас­лям на­род­но­го хо­зяй­ст­ва: на раз­ви­тие про­мыш­лен­но­сти, сель­ско­го хо­зяй­ст­ва, ка­пи­таль­но­го строи­тель­ст­ва, транс­пор­та, свя­зи, тор­гов­ли и др.; в не­про­из­вод­ст­вен­ной - по от­рас­лям и ви­дам об­ще­ст­вен­ной дея­тель­но­сти: на на­род­ное об­ра­зо­ва­ние, куль­ту­ру, здра­во­охра­не­ние, со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние, го­су­дар­ст­вен­ное управ­ле­ние и т.д. В го­су­дар­ст­вен­ном бюд­же­те со­хра­ня­ет­ся по­ка це­ле­вое на­зна­че­ние вы­де­ляе­мых ас­сиг­но­ва­ний, от­ра­жаю­щее кон­крет­ные ви­ды за­трат, фи­нан­си­руе­мых го­су­дар­ст­вом.

              Раз­ба­лан­си­ро­ван­ность оте­че­ст­вен­ной эко­но­ми­ки, тя­же­лое фи­нан­со­вое по­ло­же­ние стра­ны вы­дви­ну­ли на пер­вый план дву­еди­ную за­да­чу - со­кра­ще­ние бюд­жет­ных рас­хо­дов и од­но­вре­мен­ное по­вы­ше­ние эф­фек­тив­но­сти ис­поль­зо­ва­ния бюд­жет­ных средств.

 

2. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА

 

2.1 Состав  финансовых  ресурсов  субъекта  РФ

 

              Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.

              Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов РФ и населением, живущим на территории данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами. Финансы субъектов РФ включают:

•  средства бюджета субъекта РФ;

• государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;

•   другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.

              В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта РФ.

              Состав финансовых ресурсов субъекта РФ представлен на рис. 2.1.

 

Рис. 2.1. Состав финансовых ресурсов субъекта РФ[6]

 

2.2. Источники формирования финансовых ресурсов региона

 

              Состав и размеры доходов, поступающих в государственный бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований данного субъекта РФ в форме отчислений от федеральных налогов и сборов (трансферты, целевые поступления, субсидии, субвенции, дотации и др.), определяются соглашением между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ, если они прямо не установлены федеральным законодательством.

              Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

              В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

              К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

              К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:

— средства, получаемые от продажи регионального имущества;

— средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;

— средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

— средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;

— плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

— доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

— часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

— другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;

— доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

              В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

              В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенным законом о бюджете.

              Иные неналоговые доходы поступают в региональные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Федерации.

              Финансовая помощь от федерального бюджета в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета

              Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично — в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в федеральное налоговое законодательство.

              Обособленной частью финансовых ресурсов региона являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые могут быть постоянно действующими или создаваться на определенный период времени. Создание и организация их деятельности регулируется федеральным и региональным законодательством. В субъектах Федерации принимаются как общие законодательные акты, так и специальные законы о создании конкретных фондов.

              Бюджетные фонды создаются в составе регионального бюджета как обособленные бюджетные средства для:

— целевого финансирования наиболее приоритетных отраслей региональной экономики;

— ликвидации неблагоприятных последствий от возникновения чрезвычайных ситуаций;

— социально-экономических, экологических, научно-технических и иных значимых для региона программ и мероприятий.

              Внебюджетный фонд — обособленная часть финансовых ресурсов региона, не входящая в состав регионального бюджета и имеющая самостоятельные источники формирования и целевое направление использования.

              В регионах формируются и действуют:

— территориальные подразделения федеральных внебюджетных фондов;

— региональные внебюджетные фонды, средства которых являются региональной собственностью;

— внебюджетные фонды муниципальных образований.

 

2.3. Роль финансовых ресурсов в  социально-экономическом  развитии территории.
 

              Конституцией РФ предусмотрены следующие условия осуществления полномочий местными органами местного самоуправления:

• четкое разграничение компетенции между уровнями публичной власти, наделение органов местного самоуправления правами в сфере местных финансов;

• независимое формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и иных взносов;

• завершение формирования финансово-экономической базы местного самоуправления в рамках системы налогообложения и бюджетных реформ;

• улучшение системы бюджетного и налогового регулирования, прежде всего посредством:

— перераспределения средств, выделенных из федерального бюджета для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, обеспечения финансовой независимости муниципальных образований для решения проблем, относящихся к их компетенции;

— выработки принципов взаимодействия между государственными органами власти и местными органами, включая взаимодействие при осуществлении определенных государственных полномочий, переданных местным органам;

— установления минимальных государственных социальных стандартов как основы расчетов при осуществлении межбюджетных отношений;

• активное формирование муниципальной собственности как важного компонента финансово-экономической базы местного самоуправления;

• развитие рынка недвижимости;

• проведение инвестиционной политики, обеспечивающей привлечение доходов населения и ориентированной на участие представителей малого и среднего бизнеса.

              Механизмом решения вышеперечисленных проблем должно быть установление такого бюджетного и налогового регулирования, которое обеспечивает формирование минимальных местных бюджетов и создает условия для оптимизации базы налогообложения муниципальных образований.

              При упоминании основных финансово-бюджетных проблем местного самоуправления, указанных в «Основных положениях государственной политики...» важно отметить, что подобные проблемы существуют на протяжении многих лет. Несмотря на некоторые изменения в практике принятия федеральных законов, бюджеты муниципальных образований все еще несбалансированны и бедны. Между тем во всех странах, имеющих местное самоуправление, местные органы самоуправления играют решающую роль в достижении социального консенсуса, экономического благосостояния и стабильного развития не только в пределах подотчетной им территории, но и в стране в целом. Для этой цели местные органы должны обладать необходимыми финансовыми ресурсами.

 

3. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

3.1 Финансовые ресурсы предприятий, особенности их формирования

 

Понятие финансовых ресурсов в отечественной практике было введено впервые при составлении первого пятилетнего плана страны, в состав которого входил баланс финансовых ресурсов. Однако при широком использовании в теории и практике этого термина его толкование весьма различно. Между тем, однозначное и обоснованное толкование  сущности данной категории важно для ее полного понимания и практического осуществления финансовой работы на предприятии, фирме.

Итак, разграничим понятия связанные с функционированием финансов и финансовых ресурсов предприятий. Деньги – это вид универсального товара, используемый как всеобщий эквивалент, посредством которого соизмеряется стоимость других товаров. Денежные средства – совокупность средств предприятия, представленная денежным (наличным или безналичным) оборотом. Наличный оборот может быть представлен кассой предприятия,  а безналичная  форма – счета в банках, платежные поручения, аккредитивы и т.д. Таким  образом, деньги  есть форма выражения стоимости. В случае финансовых отношений – распределяемой стоимости. Фонды денежных средств (денежные  фонды) – обособленная часть денежных средств предприятия, имеющая узкоцелевое назначение (амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд потребления и т.д.). Фондовая форма образования и использования средств, как правило, регламентируется предприятием, относительно стабильна, легче контролируема.  Нефондовая форма денежных средств – средства в расчетах, по платежам бюджетно-кредитной системе. [7]

Информация о работе Финансовые ресуры