Финансовое право: понятие, предмет, метод правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Понятие финансового права рассматривается в разных аспектах:
1) как отрасль российского права (основная роль финансового права);
2) отрасль правоведения, правовая наука;
3) учебная дисциплина.

Работа содержит 1 файл

финансовое право.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

 Основной метод  финансово-правового регулирования  – государственно-властные предписания  ожним участникам финансовых  отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделённых в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своём конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.        

 По своему содержанию  эти предписания касаются порядка  и размеров платежей в государственную  или муниципальную казну, целей  использования государственных  денежных средств и т.п. Такой  метод способствует своевременному и в полном объёме поступлению средств в распоряжение государства, их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными планами и программами, соблюдению режима экономии.        

 При использовании  государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.д.) в определённой части также действует метод властных предписаний.        

 Например, таким методом  государство устанавливает условие проведения государственных внутренних займов. Выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.         

 Особенности основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений.         

 Однако финансово-правовому  регулированию свойственны и   иные методы: рекомендации, согласования и т.д. В настоящее время такие методы получают всё более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений. Так, в законодательстве России содержится перечень местных налогов и сборов, из числа которых органы местного самоуправления определяют платежи для установления на своей территории.

Система и источники  финансового права.        

 Финансовое право  состоит из множества отдельных  финансово-правовых норм. Совокупность их выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы группируются в различные институты и более крупные подразделения (подотрасли, разделы), располагаемые в определённой последовательности и взаимной связи. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи регулируемых ими финансовых отношений, т.е. имеет объективную основу.        

 Следовательно, система  финансового права – объективно  обусловленное системой общественных финансовых отношений внетреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определённой последовательности.        

 Наиболее крупные  подразделения финансово права  – части. Оно состоит из  дух частей – Общей и Особенной.        

 К Общей части  относятся нормы финансового  права, которые закрепляют основные  общие принципы, правовые нормы  и методы финансовой деятельности  государства, систему государственных  органов и органов местного  самоуправления, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в данной области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для неё общее значение.        

 Нормы Общей части  финансового права конкретизируются  в его Особенно части. Особенная  часть состоит из нескольких  разделов включающих в себя  соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел.        

 В Особенную часть  финансового права входят разделы,  в которых сгруппированы нормы,  соответственно звеньям финансовой  системы.        

 Таким образом,  в системе финансового права  находит отражение финансовая система РФ как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев.        

 Научная обоснованность системы права построением на основе объективно существующих отношений даёт возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм и, следовательно, содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом своей активной роли.        

 Нормы финансового права  содержатся в большем числе  различных правовых нормативных  актов, или источников. К ним  относятся акты органов представительной  и исполнительной власти разных  масштабов и уровней, акты Президента  РФ.        

 Итак, источники финансового права, как и отрасли – это правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.        

 Главный источник  финансового права – Конституция  РФ. В ней закрепляются основы  правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным её направлениям соответственно используемым звеньям финансовой системы. Наибольшее внимание конституционное законодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется ролью государственного бюджета как центрального звена финансовой системы.        

 Какого-либо источника  по данной отрасли права в  целом, типа кодекса, не имеется.  Однако в настоящее время разработаны  проекты кодифицированного законодательства  по отдельным, главным направлениям финансовой деятельности – проекты Налогового кодекса РФ И бюджетного кодекса РФ.        

 Характерно, что на  современном этапе развития российского  государства усилилась роль законодательных  актов, то есть актов, принятых  представительными органами власти.        

 Согласно разделению  компетенции по правовому регулированию  области финансов, состав источников  финансового права имеет трёхуровневую  структуру:        

 а) нормативные  акты федерального уровня;        

 б) нормативные  акты субъектов Федераций;        

 в) нормативные  акты органов местного самоуправления.

Конституционные принципы финансовой деятельности.

1. Принцип федерализма.  Финансовая деятельность направлена  на сочетание общефедеральных  интересов с интересами субъектов  РФ.

2. Единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов.

3. Равноправие субъектов  Федерации. На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство.

4. Самостоятельность  финансовой деятельности органов  местного самоуправления. Органы  местного самоуправления руководствуются  в своей деятельности законодательством  РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды. Устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым законодательством.

5. Социальная направленность финансовой деятельности. РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

6. Участие граждан  РФ в финансовой деятельности. Каждый гражданин РФ имеет  право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

7. Принцип гласности.  Обязательность опубликования финансовых  законов. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина. Не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

8. Принцип плановости. Выражается в том, что деятельность  государства по образованию, распределению  и использованию финансовых ресурсов  осуществляется на основании  финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

9. Принцип законности. Означает необходимость строгого  соблюдения требований законодательства  всеми участниками финансовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственный и муниципальный финансовый контроль

3.1. Понятие государственного и муниципального финансового контроля

Государственный и муниципальный финансовый контроль является составной частью финансового  контроля в широком смысле слова. Помимо государственного и муниципального финансового контроля существует и негосударственный финансовый контроль. Он представлен финансовым контролем независимых аудиторских служб, внутренним финансовым контролем частных предприятий, некоммерческих организаций и т.д.

Объектом финансово-правового  регулирования является только государственный  и муниципальный финансовый контроль, который осуществляется органами государственного финансового контроля и органами местного самоуправления.

Существование государственного и муниципального финансового контроля обусловлено  контрольной функцией финансов. Выполнение этой функции обеспечивает контроль за собиранием, распределением и использованием государством и муниципальными образованиями  денежных средств бюджета и государственных и муниципальных внебюджетных фондов. В связи с этим финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. на стадиях собирания, перераспределения и использования денежных средств.

Непосредственной целью  государственного и муниципального финансового контроля является обеспечение  эффективности финансовой деятельности государства и муниципальных  образований. Ведь с помощью финансового  контроля государство следит за тем, чтобы все запланированные средства своевременно поступали в государственные фонды, а также за целевым использованием выделенных государственных средств.

В широком понимании  целью государственного и муниципального финансового контроля, как и всякого другого, является создание научно обоснованной финансовой политики, создание фиктивного финансового механизма.

Содержанием государственного и муниципального финансового контроля являются различные операции, осуществляемые в форме проверок и ревизий государственными органами, органами местного самоуправления, а иногда и банками и направленные на обеспечение эффективности финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Конкретно государственный  и муниципальный финансовый контроль осуществляется в форме следующих операций:

– проверок выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны физических лиц и организаций;

– проверок и ревизий целевого выделения государством и муниципальными образованиями запланированных денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов (государственных и местных);

– проверок и ревизий целевого использования средств, выделенных из бюджетов;

– проверок правил ведения кассовых операций на предприятиях, а также правил работы с валютной выручкой;

– ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций и др.

Государственный и муниципальный  финансовый контроль отличается от экологического, от различных видов технического контроля по объекту. Объектом государственного и муниципального финансового контроля является не состояние окружающей природной среды, не технические механизмы, а денежные процессы, имеющие место при формировании, распределении и использовании государственных и муниципальных фондов денежных средств. Непосредственным предметом государственного и муниципального финансового контроля являются бухгалтерские отчеты, балансы, сметы и другие документы.

С юридической  точки зрения государственный и  муниципальный финансовый контроль представляет собой финансово правовой институт. Он включает в себя нормы, регулирующие отношения по поводу осуществления финансового контроля в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Институт государственного и муниципального контроля является комплексным институтом финансового права, поскольку он включает нормы, являющиеся одновременно составляющими других финансово-правовых институтов. В частности, правовые нормы, регулирующие бюджетный контроль, являются составной частью бюджетного права как подотрасли финансового права, а нормы, регулирующие финансовый контроль в сфере налогообложения, использования средств государственных внебюджетных фондов, валютного регулирования и т.д., являются, соответственно, составными частями налогового права как подотрасли права финансового, института расходов государственных внебюджетных фондов, финансово-правового института валютного регулирования и т.д.

Информация о работе Финансовое право: понятие, предмет, метод правового регулирования