Дивидендная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 10:43, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ дивидендной политики предприятия.
В соответствии с поставленной целью основными задачами работы являются:
1. определение понятия и сущности дивидендной политики;
2. оценка основных факторов, определяющих формирование и проведение дивидендной политики;

Содержание

Введение…………………………………………………………….……....……3
1. Понятие, сущность и значение дивидендной политики……………………5
2. Факторы, определяющие дивидендную политику……………...…………..8
3. Основные теории дивидендной политики предприятия…………………13
3.1. Теория иррелевантности дивидендов …………………………….…13
3.2. Теория существенности дивидендной политики ……………..…..…15
3.3. Теория налоговой дифференциации………………………………....16
3.4. Сигнальная теория дивидендов………………………………….…..17
3.5. Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (или теория клиентуры)……………………………………………………….…18
4. Подходы к формированию дивидендной политики, ее типы………….19
5. Методики и формы выплаты дивидендов……………………………….21
Заключение……………………………………………………………..………27
Список литературы………………………………………………………...…30

Работа содержит 1 файл

ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛ..doc

— 296.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное  образовательное  учреждение  высшего профессионального  образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра «Финансы, денежное обращение и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Финансовые рынки» на тему

«Дивидендная политика предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2010 
СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….……....……3

1. Понятие, сущность и значение дивидендной политики……………………5

2. Факторы, определяющие дивидендную политику……………...…………..8

3. Основные теории дивидендной политики предприятия…………………13

3.1. Теория иррелевантности дивидендов …………………………….…13

3.2. Теория существенности дивидендной политики ……………..…..…15

3.3. Теория налоговой дифференциации………………………………....16

3.4. Сигнальная теория дивидендов………………………………….…..17

3.5. Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (или теория клиентуры)……………………………………………………….…18

4. Подходы к формированию дивидендной политики, ее типы………….19

5. Методики  и формы выплаты дивидендов……………………………….21

Заключение……………………………………………………………..………27

Список литературы………………………………………………………...…30

 

Введение

Динамично развивающиеся  компании требуют постоянного притока  инвестиций, необходимых для дальнейшего  развития, расширения и модернизации производства, освоения новых технологий и продукции. Привлечение инвестиций обязывает компании постоянно работать над повышением своей инвестиционной привлекательности.

Оптимизация дивидендной  политики играет одну из главных ролей  в достижении этой цели. Без дивидендной политики не может существовать разумная инвестиционная политика, так как при прочих равных условиях инвестор выбирает компанию, где помимо дохода от прироста капитала за счет курсовых разниц акций он получит стабильный дополнительный доход в виде дивидендов.

Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между  текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим  рыночную стоимость предприятия  и обеспечивающим стратегическое его развитие.

Распределение   прибыли   непосредственно   реализует   главную   цель управления ею –  повышение уровня благосостояния  собственников  предприятия. Оно  формирует пропорции между текущими выплатами им  дохода  на  капитал, в форме дивидендов, процентов и ростом этих  доходов  в  предстоящем  периоде, за  счет   обеспечения   возрастания   вложенного   капитала.   Распределение прибыли является основным  инструментом воздействия  на рост  рыночной  стоимости  предприятия.  В процессе  выбора  оптимальной  дивидендной  политики должны учитываться такие принципы как:   максимизация   совокупного   достояния акционеров, а так же  достаточного  финансирования  деятельности  предприятия.

В данной работе рассмотрены  вопросы  сущности, значения дивидендной политики предприятия, основные этапы ее формирования, а так же,  приведены существующие теории дивидендной политики. Основное же  внимание уделено проблеме выбора оптимального типа дивидендной политики и соответствующей методике дивидендных выплат.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ дивидендной  политики предприятия.

В соответствии с поставленной целью  основными задачами работы являются:

  1. определение понятия и сущности дивидендной политики;
  2. оценка основных факторов, определяющих формирование и проведение дивидендной политики;
  3. раскрытие основных теорий дивидендной политики;
  4. определение подходов к формированию дивидендной политики;
  5. определение методик дивидендных выплат.

 

 

 

 

  1. Понятие, сущность и значение дивидендной политики

Акционерное общество – коммерческая организация, учреждаемая и действующая в соответствии с уставом, которым определяется размер уставного капитала, разделенного на определенное количество акций одинаковой номинальной стоимости. Акционеры не отвечают по обязательствам акционерного общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций, в т.ч. и неоплаченных на данный момент. 

Уставный капитал – минимальная величина капитала, зарегистрированная в уставе хозяйственного общества. Равна номинальной стоимости акций, выпущенных акционерным обществом.

Акция – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Под дивидендом понимается доход акционера на одну акцию  за конкретный период времени, определенной с учетом дивидендной политики АО, его стратегических целей и задач и установленный собранием акционеров и советом директоров АО. Таким образом, получение дивидендов и их размер зависят от проводимой акционерной организацией дивидендной политики.

Оперируя представленными  категориями, перейдем непосредственно к определению дивидендной политики организаций. Дивидендная политика – это часть финансовой стратегии предприятия, направленная на оптимизацию пропорций между потребляемой и реинвестируемой долями прибыли с целью увеличения его рыночной стоимости и благосостояния собственников.

Вкладывая средства в  акцию, долю, пай в капитале предприятия, инвестор фактически становится его  совладельцем и получает право на участие в распределении получаемых доходов. В общем случае реализация данного права осуществляется в  виде изъятия в пользу владельцев части прибыли в различных формах. Для акционерных обществ реализация права на участие в распределении прибыли традиционно осуществляется в форме дивидендных выплат.

Право на получение дивидендов дают как привилегированные, так  и обыкновенные акции. Согласно отечественному законодательству в уставе акционерного общества должен быть определен минимальный размер дивиденда по привилегированным акциям. Дивиденды по обыкновенным акциям выплачиваются только после покрытия всех затрат, уплаты процентов по выпущенным облигациям, взятым кредитам, налогов и дивидендов по привилегированным акциям. Таким образом, права владельцев обыкновенных акций на получение части дохода от деятельности общества удовлетворяются в последнюю очередь.

Одним из существующих источников финансирования предприятия считается нераспределенная прибыль, выплата дивидендов уменьшает величину прибыли направленную на реинвестирование. Решения о порядке и размере выплаты дивидендов является решение о финансирование деятельности предприятия и влияет на размер привлекаемых источников капитала. Чем больше ожидаемые дивиденды и темпы их прироста, тем больше теоретическая стоимость акций и благосостояния акционеров в краткосрочной перспективе. Однако выплаты дивидендов уменьшает возможность рефинансирования прибыли в долгосрочной перспективе, что может отрицательно сказаться на доходах и благосостоянии собственников.

Важнейшей задачей дивидендной политики является нахождение оптимального сочетания интереса акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть чистой прибыли направляется на выплату дивидендов, тем меньшая часть остается на самофинансирование, что ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки и платежеспособности. Вместе с тем, если акционеры не получат достаточной прибыли на инвестированный капитал и начнут избавляться от ценных бумаг данного предприятия, снизится его рыночная стоимость и нынешние собственники утратят контроль над акционерным капиталом.

Теоретически выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов: влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров? Если да, то какова должна быть оптимальная их величина?

Утвердительный ответ  на первый вопрос не вызывает сомнения. Дивидендная политика, как и управление структурой капитала компании, оказывает существенное влияние на изменение благосостояния ее владельцев. Для того чтобы подтвердить эту очевидную истину, вспомним одну из основных моделей оценки акций – модель Гордона:

Vt =Dt :( r – g )

где Vt  – теоретическая стоимость акции; Dt – ожидаемый дивиденд очередного периода; r – приемлемая доходность (коэффициент дисконтиро–вания); g – ожидаемый темп прироста дивидендов.

Из данного представления  видно, что чем больше ожидаемый дивиденд и чем выше темп его прироста, тем больше теоретическая стоимость акции. Повышение стоимости акции равносильно увеличению благосостояния акционеров. Таким образом, напрашивается вывод о целесообразности наращивания величины дивиденда во времени. Однако такой вывод чересчур прямолинеен, можно рассуждать и несколько иначе.

Во-первых, выплата дивидендов предполагает, что компания имеет в своем распоряжении крупную сумму свободных наличных денег; очевидно, что такая предпосылка верна не всегда. Ситуация, когда компания испытывает нужду в наличных денежных средствах, встречается гораздо чаще, причем это не обязательно связано с неудовлетворительным финансовым состоянием. Во-вторых, выплата дивидендов уменьшает возможности рефинансирования прибыли, что может отрицательно сказаться на последующих прибылях компании, в том числе на благосостоянии ее владельцев. В-третьих, восполнять нехватку финансирования после оттока средств в связи с выплатой дивидендов придется путем мобилизации других источников; это потребует времени и расходов. При такой схеме рассуждений напрашивается вывод: большие дивиденды невыгодны.

Дивидендная политика, также, оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены ее акций. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что фирма, в акции которой они вложили свои деньги, работает успешно. Дивиденды начисляются с определенной периодичностью и в сознании инвестора связываются, как правило, с заработанной фирмой прибылью. Совокупный доход акционеров за определенный период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций, поэтому, определяя оптимальный размер дивидендных выплат, руководство может повлиять на стоимость предприятия в целом.

Формирование дивидендной  политики  акционерных обществ  включает следующие основные этапы:

  • оценка основных факторов, определяющих формирование и проведение дивидендной политики;
  • выбор типа дивидендной политики и методики выплаты дивидендов;
  • разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики;
  • определение уровня дивидендов на одну акцию (показатель дивидендного выхода);

•  оценка эффективности проводимой дивидендной политики.

В данной курсовой работе рассмотрим основные теории и  типы дивидендной политики, методики выплаты дивидендов.

2. Факторы, определяющие дивидендную политику

В любой  стране имеются определенные нормативные  документы, в той или иной степени, регулирующие различные стороны хозяйственной деятельности, в том числе и порядок выплаты дивидендов. Кроме того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общих тенденциях в отношении выплаты дивидендов.

Существуют и некоторые другие обстоятельства формального и неформального, объективного и субъективного характера, влияющие на дивидендную политику. Приведем наиболее характерные из них.

Ограничения правового характера. Собственный капитал компании состоит из трех крупных элементов: акционерный капитал, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль. В большинстве стран законом разрешена одна из двух схем — на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход.

В частности, в СIIIА и Великобритании действуют  три общих правила, имеющие непосредственное отношение к дивидендной политике: а) правило чистых прибылей; б) правило эрозии капитала; в) правило неплатежеспособности.

Согласно  первому правилу дивиденды могут  выплачиваться только из прибыли  текущего и прошлых периодов. Второе правило тесно корреспондирует с первым — запрещена выплата дивидендов за счет уставного капитала (произведение номинальной стоимости акции на число акций в обращении). Согласно третьему правилу компания не может выплачивать дивиденды будучи неплатежеспособной (под неплатежеспособностью имеется в виду ситуация, когда сумма обязательств перед кредиторами превышает величину реальных активов).

В России дивидендная  политика акционерными обществами должна строиться в соответствии с законодательством, в частности основным регулятором является ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ. Согласно указанному нормативному акту акционерное общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов, если выполняется одно из следующих условий:

Информация о работе Дивидендная политика