Бюджетный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы исследовать бюджетный процесс в РФ. Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:
- описать бюджетный процесс как составную часть бюджетного планирования;
- рассмотреть организационные основы бюджетного планирования;
- охарактеризовать бюджетный процесс в РФ, в субъекте (регионе) РФ и на муниципальном уровне.
Теоретической основой настоящей работы являются труды специалистов в области государственных финансов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Бюджетный процесс как составная часть бюджетного планирования……………………………………………………………….5
2. Организационные основы бюджетного планирования...…………......9
3. Бюджетный процесс в РФ……..………………………………………11
4. Бюджетный процесс в субъекте (регионе) РФ……………………….15
5. Бюджетный процесс на муниципальном уровне……………………..18
Заключение……………………………………………………………….....21
Список используемой литературы…………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Бюджетный процесс (контрольная).doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     Бюджетный процесс 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

     Введение…………………………………………………………………….3

    1. Бюджетный  процесс как составная часть  бюджетного планирования……………………………………………………………….5

    2. Организационные  основы бюджетного планирования...…………......9

    3. Бюджетный  процесс в РФ……..………………………………………11

    4. Бюджетный  процесс в субъекте (регионе) РФ……………………….15

    5. Бюджетный  процесс на муниципальном уровне……………………..18

      Заключение……………………………………………………………….....21

      Список используемой литературы…………………………………………23 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

      Бюджет, денежное обращение — это зеркало  государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.1

      В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

   Актуальность  данной темы заключается в том  что, в разработке и осуществлении финансово-бюджетной политики и управлении бюджетной системой бюджетный процесс играет важную роль.

   В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

      Характер  решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. В данной работе объектом исследования выступают экономические отношения по поводу составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. Предметом исследования является бюджетный процесс.

      Таким образом, цель данной работы исследовать  бюджетный процесс в РФ. Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

      - описать бюджетный процесс как составную часть бюджетного планирования;

      - рассмотреть организационные основы бюджетного планирования;

      - охарактеризовать бюджетный процесс в РФ, в субъекте (регионе) РФ и на муниципальном уровне.

    Теоретической основой настоящей работы являются труды специалистов в области  государственных финансов.

    Методологической основой исследования, для решения поставленных целей и задач работы, являются общеизвестные методы: обобщения, элементы моделирования, элементы исторического, сравнительно-правовой анализ литературных источников и документов, информационно-правовой и иные методы научного анализа и исследования.

    Практическая  значимость данной работы обусловлена тем, что проведенное комплексное исследование представляет интерес для работников и специалистов в области финансов.

    Структура работы определяется ее объектом, целями и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, пяти разделов, заключения и  списка использованной литературы. 
 
 
 
 

  1. Бюджетный процесс как составная часть  бюджетного планирования
 

     Выполнение  государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.1

     Бюджетное планирование — это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

     Финансово-бюджетная  политика предполагает определение  целей и задач в области  финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

     Финансово-бюджетная  политика осуществляется главным образом  в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюджетного процесса.

      Совокупность  действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению  финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.

      Финансово-бюджетная  политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, другие контрольные органы исполнительной власти).1

      Органы, наделенные в соответствии с законодательством  бюджетными полномочиями, т. е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс. Такими полномочиями наделены:

      • органы представительной и исполнительной власти;

      • финансовые и налоговые органы;

      • органы денежно-кредитного регулирования  и органы государственного финансового контроля;

      • главные распорядители бюджетных  средств и распорядители бюджетных средств;

      • государственные целевые внебюджетные фонды.

      Представительные  органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

      Исполнительные  органы власти осуществляют сводное  финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

      Банк  Российской Федерации совместно  с Правительством России разрабатывает  и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

      Главный распорядитель бюджетных средств  — это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

      Распорядитель бюджетных средств — это орган  исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.1

      Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это  организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

      Контрольно-счетные  органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

      Все перечисленные выше органы власти и  учреждения являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает:

   • сводное финансовое планирование и  прогнозирование;

   • составление, рассмотрение и утверждение  проекта бюджета;

   • исполнение бюджета в течение  бюджетного года;

   • анализ и контроль исполнения бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Организационные  основы бюджетного планирования 

     Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность государственных  и местный органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению государственных и местных бюджетов.

     Он  охватывает отдельные стадии бюджетного процесса и его продолжительность  колеблется в зависимости от длительности его составления и рассмотрения в представительном органе власти до двух лет и более трех лет.

      В Российской Федерации бюджетный  период, т. е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

      Представительные  органы государственной власти и  местного самоуправления осуществляют следующие формы контроля:

  • Предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов или решений о бюджете, а также иных проектов по бюджетно-финансовым вопросам;
  • Текущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, представительных органов, а также в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.
  • Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Информация о работе Бюджетный процесс