Бюджетный процесс в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 13:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – обозначить задачи бюджетного процесса, установить круг участников бюджетного процесса и их полномочия. А также рассмотреть стадии бюджетного процесса в целом и по отдельности, на каждом уровне бюджетной системы: федеральном, региональном и уровне муниципальных образований в соответствии с действующим бюджетным законодательством.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2

1.Понятие, задачи и этапы бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса и их полномочия………………………………………………….4

2.Основы составления, рассмотрения и утверждения бюджетов………..7

3.Исполнение бюджета…………………………………………………….12

4.отчет об исполнении бюджета…………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………….20

Список литературы…………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

В соответствии с Федеральным законом №63-ФЗ от 26. 04.2007 г. реализован принцип рамочного законодательного регулирования основ составления проекта бюджета, с закреплением полномочий по установлению конкретного порядка составления бюджетов за исполнительными органами соответствующего уровня власти. Исходя из этого принципа, введены общие для всех уровней бюджетной системы нормы, устанавливающие:

     – общие требования к прогнозам социально-экономического развития;

     – требования к содержанию СПФ субъекта РФ и муниципального образования;

     – состав показателей, утверждаемых в проекте закона (решения) о бюджете и требования, прилагаемых к нему материалам и документам (в том числе – исключение из их состава материалов, реально не используемых при составлении бюджетов);

     – порядок и реализация долгосрочных целевых программ;

     – этапы и сроки составления проекта бюджета;

     – новые принципы планирования инвестиций;

     – условия прогнозирования доходов планирования бюджетных ассигнований, в том числе: раздельного планирования расходов на исполнение действующих и вновь принимаемых обязательств.

В основу бюджетного планирования предложено положить широко известный в международной практике метод «скользящей трёхлетки»4, при котором ранее утверждённые проектировки второго и третьего года становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года. При этом утверждение законом проектировок на второй и третий год не означает запрета на их корректировку следующем бюджетном цикле. Однако эти изменения не должны ухудшать положение главных распорядителей бюджетных средств и получателей межбюджетных трансфертов. Таким образом метод «скользящей трёхлетки» обеспечивает, с одной стороны, стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок и, с другой стороны, возможность их реагирования на меняющуюся ситуацию, реструктуризацию обязательств, реализацию новых приоритетов бюджетной политики.

В целях  повышения устойчивости бюджета введено понятие «условно утверждённые расходы», под которыми понимаются бюджетные ассигнования, не распределённые в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в ведомственной структуре расходов бюджета. Общий объём условно утверждаемых (утверждённых) расходов в случае принятия трёхлетнего бюджета не должен превышать:

     – на первый год планового периода – 2,5% общего объёма расходов бюджета;

     – на второй год планового периода – 5% общего объёма расходов бюджета.

Это позволяет  создать резерв на случай непредвиденного  сокращения расходов, который в случае подтверждения прогнозов доходов  может быть использован для принятия новых обязательств в очередном  бюджетном цикле.

Порядок и сроки представления, рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяются для федерального бюджета БК РФ, бюджета субъекта – законом субъекта РФ, местного бюджета – муниципальным правовым актом представительным органом муниципального образования. В БК РФ устанавливаются предельные сроки представления проекта бюджета на рассмотрение и утверждение его депутатским корпусом:

     – проекта федерального бюджета – до 26 августа;

     – проекта бюджета субъекта – до 15 октября;

     – проекта местного бюджета – до 15 ноября.

Принимая  во внимание принцип самостоятельности бюджетов, законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ и местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определить, процедуру рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения. При этом утверждение проекта закона (решения) должно быть обеспечено до начала очередного финансового года5.

В случае если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего года, то вводиться процедура временного управления бюджетом.

 

3. Исполнение бюджетов 

Исполнение  бюджетов – одна из стадий бюджетного процесса каждого уровня бюджетной  системы РФ, которая предусматривает  обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных  по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов. Эффективное и экономное использование бюджетных средств определяет возможность осуществления приоритетных положений бюджетной политики государства в целом, каждого субъекта РФ и муниципального образования.

В настоящее  время основные процедуры исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы страны, регламентирует Бюджетный кодекс РФ. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. С 01.01.2006 г. введено понятие «кассовое обслуживание исполнения бюджетов», которое возложено на органы Федерального казначейства (ст. 215 БК РФ), при этом под кассовым обслуживанием понимается проведение и учёт операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета. Основы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установлены в ст. 241 Бюджетного кодекса РФ .

Бюджеты всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы и подведомственности расходов.

Принцип единства кассы предусматривает  зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление расходов с единого счёта бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации6.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств, вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

     Исполнение  бюджетов включает в себя:

     – исполнение по доходам (ст. 218 БК РФ);

     – исполнение по расходам (ст. 219 БК РФ);

     – исполнение по источникам финансирования дефицита бюджета

     (ст. 219 БК РФ).

Исполнение  бюджетов осуществляется на основе сводной  бюджетной росписи, бюджетных росписей главных распорядителей, бюджетных  росписей распорядителей средств и кассового плана. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи, бюджетной росписи главных распорядителей (распорядителей) устанавливается соответствующим финансовым органом; по государственным внебюджетным фондам – соответствующим органом управления. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесений изменений в неё осуществляется руководителем финансового органа. Показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

Бюджетная роспись составляется, утверждается и ведётся главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств или главным администратором источников финансирования дефицита бюджета. Ими же в установленном порядке вносятся изменения в бюджетную роспись. Показатели бюджетной росписи должны соответствовать бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств, утверждённых сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств.

Утверждённые  показатели сводной бюджетной росписи  по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года. Наряду со сводной бюджетной росписью на каждом уровне бюджетной системы соответствующий финансовый орган составляет кассовый план (смотри ст. 217 БК РФ).

Бюджеты бюджетной системы РФ обладают иммунитетом, который представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом РФ. В целях обеспечения целевого и рационального использования средств бюджетное законодательство не допускает размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получения дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счёт размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передачи полученных доходов в доверительное управление.

Исполнение  бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в  соответствии со сводной бюджетной росписью в порядке, установленном финансовым органом.

Финансовый  год завершается 31 декабря. Завершение операций органами Федерального казначейства по распределению поступлений отчётного  финансового года между бюджетами  бюджетной системы Российской Федерации и их зачисление в соответствующие бюджеты в первые пять рабочих дней текущего финансового года. Бюджетные ассигнование, лимиты бюджетных обязательств и предельные объёмы финансирования текущего финансового года прекращают своё действие 31 декабря.

Необходимо  сказать о бюджетном учёте  и бюджетной отчётности. Бюджетный  учёт представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации обобщения  информации в денежном выражении  о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учёт осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию РФ.

Бюджетная отчётность РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляется соответственно Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ, финансовыми органами муниципальных образований на основании сводной бюджетной отчётности соответствующих главных администраторов бюджетных средств. Бюджетная отчётность является годовой, отчёт об исполнении бюджета является ежеквартальным и утверждается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Годовой отчёт об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном органе, подлежит внешней проверке 7. Далее Бюджетным кодексом предусмотрено представление, рассмотрение и утверждение годового отчёта об исполнении бюджета законодательным (представительным) органом в форме закона (решения). На всех стадиях бюджетного процесса осуществляется финансовый контроль. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Отчет об исполнении бюджета 

В конце  каждого года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении бюджета в целом и бюджета каждого внебюджетного фонда в отдельности. На основании этого распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам.                                                                                                      В отчетах бюджетных учреждений отражаются степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.                                                                 Главные распорядители сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений. Получатели бюджетных средств, предоставленных в форме субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, готовят отчеты по расходам указанных средств. Минфин РФ как главный распорядитель бюджетных средств по указанным расходам готовит сводный отчет о расходах федерального бюджета, осуществленных путем предоставления субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.  Минфин РФ либо иной уполномоченный орган исполнительной власти совместно с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом готовит сводный отчет о расходовании средств бюджета, вложенных в уставные капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений.      Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных им по государственным заказам.    Федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям8. 

Ежегодно  не позднее 1 июня Правительство РФ представляет в Думу и Счетную  палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный год в форме федерального закона.                                                     Одновременно с отчетом об исполнении бюджета за отчетный год в Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.                                                                                                                            Отчет об исполнении федерального бюджета составляется в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении закона о бюджете на отчетный год.                                                             Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Думу одновременно со следующими документами и материалами:                              отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства РФ и Президента РФ;                                                                                                отчетом Минфина РФ и иных уполномоченных органов о пре*доставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов; отчетом Минфина РФ и иных уполномоченных органов о пре*доставленных государственных гарантиях; отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по видам; отчетом о доходах, полученных от использования государственного имущества; сводными отчетами о выполнении заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг; сводными отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям; реестром федеральной государственной собственности на пер*вый и последний день отчетного года; отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на пер*вый и последний день отчетного года; отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.                       Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении бюджета в течение 4,5 месяцев после представления Правительством РФ указанного отчета в Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок. Заключение Счетной палаты РФ включает:  заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главно*му распорядителю с указанием выявленных сумм нецелевого использования средств, руководителей органов государствен*ной власти или получателей бюджетных средств, принявших решение о нецелевом использовании средств, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;

Информация о работе Бюджетный процесс в РФ