Бюджетный процесс: понятие, функции, стадии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – дать определение бюджетного процесса, рассмотреть его основные принципы и все стадии бюджетного процесса, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства и его функции.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в современных условиях многократного повышения значения механизма обеспечения функционирования бюджетной сферы, обострения бюджетных горизонтальных (между субъектами Федерации) и вертикальных (между центром и регионами, субъектами Федерации и муниципальными образованиями) противоречий, катастрофического снижения бюджетной дисциплины проблема эффективности бюджетного строительства и бесперебойного функционирования бюджетной системы приобретает особую актуальность, но в рамках финансовой науки не исследовалась.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 5
1. 1 Понятие бюджетного процесса 5
1. 2 Участники бюджетного процесса 6
II. СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 11
2. 1 Стадия составления проекта бюджета 11
2. 2 Стадия рассмотрения и утверждения бюджета 13
2. 3 Стадия исполнения бюджета 16
2. 4 Отчет об исполнении бюджета 20
III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 23
3. 1 Понятие ответственности за нарушение бюджетного законодательства 23
3. 2 Понятие и составы нарушений бюджетного законодательства 25
3. 3 Применение мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

КУрсачек по ФинаНсИКу (ГОТОВО).doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Федеральное Государственное Образовательное  Учреждение Среднего Профессионального Образования

Государственный Колледж Наркоты и Растаманства 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

на тему:

Бюджетный процесс: понятие, функции, стадии 
 
 
 

Подготовил: студент 4 курса гр.

Девушка красавица 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

,2011 

 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств, региональных и местных фондов денежных средств, необходимых государству и местному самоуправлению для выполнения своих задач и функций. Бюджет – финансовая основа функционирования государства и местного самоуправления, центральное звено финансовой системы общества, с которым связаны все ее звенья.

     Как правовая категория бюджет – основной финансовый план государства или местного самоуправления, роспись доходов и расходов.

     Указанные отношения регламентируются нормами  финансового права, которые в  совокупности образуют бюджетное право.

     Бюджетное право основная подотрасль финансового права, включающая в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, регламентирующие бюджетный процесс, формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства страны.

  В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в  ведении Российской Федерации. Бюджету  государства (федеральному бюджету) придается  высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.

  Цель  моей работы – дать определение бюджетного процесса, рассмотреть его основные принципы и все стадии бюджетного процесса, а также  ответственность за нарушение бюджетного законодательства и его функции.

     Актуальность  выбранной темы состоит в том, что в современных условиях многократного повышения значения механизма обеспечения функционирования бюджетной сферы, обострения бюджетных горизонтальных (между субъектами Федерации) и вертикальных (между центром и регионами, субъектами Федерации и муниципальными образованиями) противоречий, катастрофического снижения бюджетной дисциплины проблема эффективности бюджетного строительства и бесперебойного функционирования бюджетной системы приобретает особую актуальность, но в рамках финансовой науки не исследовалась. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

     1.1 Понятие бюджетного процесса

     Наименее  исследованными областями в современной  финансовой науке являются различные  механизмы обеспечения эффективности бюджетного строительства и бесперебойного функционирования бюджетной системы.

     Основным  организационным механизмом, эффективное  функционирование которого выступает необходимым и достаточным условием нормальной работы бюджетной системы, является бюджетный процесс, а равно бюджетная классификация. Охранительный механизм обеспечения эффективности бюджетного строительства и бесперебойного функционирования бюджетной системы — это бюджетный контроль и ответственность нарушения бюджетного законодательства.

     Под бюджетным процессом понимается регламентированная регулируемая процессуальными нормами бюджетного права сдельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и всех участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов внебюджетных фондов, их утверждению, исполнению, а также утверждению отчетов об их исполнении. Правовой основой бюджетного процесса в России выступают положения Конституции Российской Федерации, бюджетного кодекса и принятые в рамках, очерченных нормами бюджетного кодекса, нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления. В основе этих правовых норм, на которых и базируется бюджетный процесс, положены основные принципы бюджетной системы России, в частности такие, как ежегодность бюджета (краткосрочность бюджетного планирования) и конкретность (специализированность) бюджетных показателей.

     Ежегодность бюджета означает, что бюджет составляется (а закон о бюджете принимается) сроком на один финансовый год, который соответствует календарному году (с 1 января по 1 декабря).

     Принцип специализации бюджетных показателей означает, что бюджеты всех уровней бюджетной системы России составляются по единой бюджетной классификации — обязательной группировке доходов и расходов по общим признакам с присвоением отдельным разделам бюджета точных наименований и порядковых номеров1. 

     1.2 Участники бюджетного процесса

     Круг  участников бюджетного процесса очерчен  в ст. 152 бюджетного кодекса. В систему  органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят органы финансовые, денежно-кредитного регулирования, государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.

     Участниками бюджетного процесса являются:

     • Президент Российской Федерации;

     • органы законодательной (представительной) власти:

     • органы исполнительной власти — высшие должностные лица субъектов Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы;

     • органы денежно-кредитного регулирования  — Банк России;

     • органы государственного и муниципального финансового контроля;

     • государственные внебюджетные фонды;

     • главные распорядители и распорядители бюджетных средств:

     • иные органы, на которые федеральным  и региональным законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

     • получатели бюджетных средств —  бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.

     В нормативных правовых актах, принимаемых  на региональном и местном уровнях, может уточняться и конкретизироваться состав участников бюджетного процесса2.

     Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль над исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль над исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы России, осуществляют другие полномочия в соответствии с бюджетным кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства России, субъектов Федерации, актами органов местного самоуправления. Аналогичные полномочия законодательные (представительные) органы осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.

     Органы  исполнительной власти, органы местного самоуправления составляют проект бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполняют бюджет. Для этого они осуществляют сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль над исполнением бюджета. Кроме того, эти органы представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления. Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.

     Органы  государственного, муниципального финансового  контроля осуществляют контроль над исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов этих бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства России, субъектов Федерации, актов органов местного самоуправления.

     Полномочия  этих органов определяются бюджетного кодекса, Законом о Счетной палате Российской Федерации, а также законами субъектов Федерации о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти.

     Следующую группу участников бюджетного процесса составляют главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной власти России, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

     Главный распорядитель средств федерального бюджета наделен самым широким кругом полномочий. Так, он выступает в суде от имени казны России по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности, а также по искам подведомственных предприятий и учреждений, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности.

     Главный распорядитель средств бюджета  субъекта Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

     Следующий участник бюджетного процесса — получатели бюджетных средств. Ими выступают в бюджетных правоотношениях бюджетные учреждения или иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

     Под бюджетным учреждением понимается организация, созданная органами государственной власти России, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов3.

     Федеральное казначейство либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно расходует средства, полученные за счет внебюджетных источников.

     Наконец участниками бюджетного процесса, осуществляющими  отдельные операции со средствами бюджета, выступают кредитные организации, которые могут привлекаться для осуществления расчетных операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Правовой статус кредитных организаций регулируется Конституцией, законами о банках и банковской деятельности, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о валютном регулировании и валютном контроле и др.

     Под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для  извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковскую деятельность (банковские операции и банковские сделки). При классификации кредитных организаций по юридическому статусу в зависимости от круга осуществляемых банковских операций и банковских сделок выделяют банки и небанковские кредитные организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджетный процесс: понятие, функции, стадии