Бюджетный процесс и его этапы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Бюджетный процесс, включает в себя этапы составления проекта бюджета, рассмотрения и утверждения его органом законодательной власти и исполнения бюджета. В основе разработки проекта бюджета лежит прогноз социально-экономических процессов, которые будут происходить в стране, на территории субъекта РФ или муниципального образования. Подготовке проекта бюджета предшествует анализ итогов экономического развития, составление прогноза основных социально-экономических параметров, планирование институциональных изменений.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 38.31 Кб (Скачать)
gn="justify">     Третий, заключительный этап бюджетного процесса — это исполнение бюджета. Он начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным органом  власти и продолжается в течение  всего бюджетного периода. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета  соответствующего уровня — федерального, регионального или местного.

     Исполнение  бюджета по доходам — это обеспечение  полного и своевременного поступления  в бюджет отдельных видов доходов, в первую очередь, налогов и других обязательных платежей, по каждому  источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом.

     Исполнение  бюджета по расходам, означает ритмичное  финансирование мероприятий, предусмотренных  законом о бюджете в пределах утвержденных сумм.

     Для того, чтобы в процессе исполнения бюджета обеспечить правильное и  экономически обоснованное распределение  средств, составляется детальный оперативный  план поступления доходов и осуществления  расходов по отдельным статьям бюджетной  классификации и периодам времени, называемый бюджетной росписью. Бюджетная  роспись — это документ о поквартальном  распределении доходов и расходов бюджета устанавливающий распределение  бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств. Она является основной для исполнения бюджетов всех уровней.

     Исполнение  бюджета находится в сфере  ответственности правительства. Исполнение отдельных статей бюджета должно осуществляться в соответствии с  утвержденным планом, и исполнительная власть не вправе вносить существенных изменений в его структуру. Но при этом существует определенная свобода  действий правительства. Она необходима для того, чтобы государство могло  оперативно реагировать на изменения  ситуации в экономике, социальной сфере, внешней политике страны. Для этого  создаются резервные фонды президента и правительства. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения по различным  направлениям расходов, но они должны осуществляться в пределах утверждения  ассигнований.

     Существует  определенная технология взаимодействия участников бюджетного процесса, их деятельность регулируется нормативно-правовыми  документами. Это позволяет исполнять  бюджет в значительной степени в  автоматическом режиме. Например, поступление  налоговых доходов в бюджет государства  определяется действующим законодательством, которое устанавливает базу обложения, ставки налогов, порядок их исчисления и сроки уплаты, распределение  по уровням бюджетной системы. В  развитие законодательства принимаются  методики, инструкции и другие документы, которые четко регламентируют работу налоговых органов. Многие виды расходов бюджета также жестко регламентированы. Это относится, например, к социальным выплатам и внебюджетным трансфертам. Если бюджетная система страны функционирует  стабильно, в автоматическом режиме может исполняться большая часть  ее доходов и расходов.

В процессе исполнения бюджета нередко возникает  экономия по отдельным статьям расходов или дополнительные поступления  из доходных источников. Образующаяся в итоге сумма превышения доходов  над расходами, именуемая свободными бюджетными средствами, зачисляется  в бюджет. Решение об использовании  свободных бюджетных средств  принимается законодательной властью  как поправка к закону о бюджете.

 

 

1.4. Основные  функции Федерального казначейства  по исполнению бюджета

     В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Казначейство — это орган  исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета. Казначейства существуют в большинстве  стран мира.

     В России органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, которая входит в состав Министерства финансов. Федеральное  казначейство организует и исполняет  федеральный бюджет. Оно осуществляет операции со средствами бюджета, открывает  и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в  Центральном банке, а также ведет  лицевые счета распорядителей средств  и бюджетополучателей.

     Казначейство  ведет сводный реестр главных  распорядителей, распорядителей и получателей  средств федерального бюджета, оно  осуществляет регистрацию бюджетных  учреждений, деятельность которых финансируется  из бюджетных средств. К функциям казначейства относится предварительный  и текущий контроль за исполнением  бюджета, составление отчета о его  исполнении. При выявлении нарушений  оно направляет распорядителям средств, бюджетополучателям и банковским учреждениям  представления с требованием  об их устранении, обеспечивает контроль за выполнением этих требований.

     Казначейство  обладает правом приостанавливать операции по лицевым счетам распорядителей и  получателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке  средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции  оно может налагать штрафы.

     Система органов казначейства в России создана  по территориальному принципу и включает три уровня. 

Главное управление Федерального казначейства. Осуществляет свою деятельность на федеральном уровне. Его главной задачей является сводный учет доходов и расходов федерального бюджета, управление бюджетными средствами на счетах казначейства, а также информирование высших органов власти о ходе исполнения федерального бюджета.

Управление  Федерального казначейства по субъектам Федерации.

Отделения Федерального казначейства по городам, районам и районам в городах (кроме городов районного подчинения). Осуществляют формирование доходной части  бюджета на соответствующих территориях, обеспечивают целевое финансирование расходов по отдельным бюджетополучателям, а также информируют вышестоящие  органы о ходе исполнения федерального бюджета на данной территории.

     Исполнение  федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств  в Центральном банке и его  учреждениях (главных управлениях, расчетно-кассовых центрах). Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определение их режима принадлежит  Федеральному казначейству; открывать  или закрывать бюджетные счета  без соответствующего его решения  нельзя. Между банком и органом  казначейства заключается договор  на обслуживание счета. Банки несут  ответственность за своевременное  и правильное зачисление и списание средств по этим счетам на основании  расчетно-денежных документов.

     Основным  принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Он означает зачисление всех доходов и поступлений  на единый бюджетный счет и осуществление  всех предусмотренных расходов с  единого счета. Соблюдение данного  принципа необходимо для обеспечения  единства бюджетной системы сглаживания  неравномерности поступления доходов  в бюджет как по времени, так и  по территориям.

     Все операции и средства бюджета отражаются в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Осуществлять какие-либо операции с бюджетными средствами, минуя систему балансовых счетов казначейства, запрещено.

     Особенностью  исполнения бюджета по расходам является то, что эта часть полностью  зависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных  средств на едином бюджетном счете. При этом обязательно соблюдаются  две последовательные процедуры  — санкционирование и финансирование. Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы  обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены  утвержденным законом о бюджете  и обеспечены поступлениями в  бюджет доходов. Порядок и правила  санкционирования расходов устанавливаются  Федеральным казначейством.

 

1.5. Бюджетные  обязательства и лицевые счета

     На  основе росписи для каждого бюджетного учреждения определяется объем бюджетных  ассигнований. Получив уведомление  о нем, учреждение составляет смету  своих расходов. Смета утверждается вышестоящим распорядителем средств  и представляется в казначейство. Для всех бюджетополучателей устанавливаются  лимиты бюджетных обязательств —  предельный объем расходов, который  может быть профинансирован из государственного бюджета. Бюджетные учреждения самостоятельно не осуществляют платежи, все платежные  документы направляются казначейству, которое проверяет целевой характер расходов и лишь затем производит платеж.

     После того, как бюджетное учреждение получило уведомление о выделенном ему  лимите бюджетных обязательств, оно  вправе принимать такие обязательства: делать закупки, начислять денежные выплаты согласно утвержденной смете  своих доходов и расходов. Орган  Федерального казначейства проверяет  все платежные документы на предмет  правильности их оформления, целевого характера платежей, соответствия расходов утвержденной смете и лимитам  бюджетных обязательств.

     Таким образом осуществляется текущий  контроль за использованием бюджетных  средств. В этом заключается особенность  казначейской системы исполнения бюджета: все операции по платежным документам осуществляются в пределах остатка  средств по статье экономической  классификации, и при этом контролируется целевое назначение платежей. Банки, напротив, осуществляют операции в  пределах остатка средств на лицевом  счете и назначение платежа не контролируют. Органы казначейства несут  ответственность за полноту и  своевременность перечисления бюджетных  средств их получателям.

     Переход к финансированию бюджетных учреждений через лицевые счета, открытие их в органах казначейства, был значительным этапом реформирования российской бюджетной  системы. Он в обязательном порядке  предполагал закрытие всех бюджетных  счетов распорядителей в банковских учреждениях. С того момента, как  для распорядителя открыт лицевой  счет, в роли банка перед ним  выступают казначейские органы.

     Лицевые счета бюджетных учреждений открываются  в соответствующем территориальном  органе Федерального казначейства. На них отражается объем средств, которым  данное учреждение располагает при  осуществлении расходов. Различные  формы контроля за эффективным и  целевым использованием ресурсов бюджета  применяются уже на этапе его  исполнения. Если при этом выявляются нарушения, Министерство финансов вправе осуществить блокировку расходов. Это  сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями или отказ в подтверждении  принятых обязательств, применяемый  при невыполнении тех условий, на которые бюджетополучателю были выделены ассигнования в соответствии с законом о бюджете.

     С переходом на казначейскую систему  функции Центрального банка ограничиваются, однако он сохраняет за собой ряд  важных полномочий, к числу которых  относится кассовое исполнение бюджета. Под кассовым исполнением государственного бюджета понимается совокупность операций, связанных с получением денежных средств в бюджет и их выдачей, а также учетом наличия средств, которые производятся в ходе исполнения бюджета. Все связанные с этим платежи и расчеты осуществляются Центральным банком, его учреждениями с санкции казначейства. 
 
 
 
 

2. ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК

     Валютный  рынок - это сфера экономических отношений, проявляющихся при осуществлении операции по купли-продажи иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала.

     Валютный  рынок представляет собой официальный  финансовый центр, где сосредоточена  купля-продажа валют и ценных бумаг в валюте на основе спроса и предложения на них. С функциональной точки зрения валютные рынки обеспечивают своевременное осуществление международных  расчетов, страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли  их участниками в виде разницы  курсов валют. С институциональной  точки зрения валютные рынки представляют собой совокупность уполномоченных банков, инвестиционных компаний, бирж, брокерских контор, иностранных банков, осуществляющих валютные операции. С  организационно- технической точки  зрения валютный рынок представляет собой совокупность коммуникационных систем, связывающих между собой  банки разных стран, осуществляющих международные расчеты и другие валютные операции.

     Классификация валютных рынков.

     Валютные  рынки можно классифицировать по целому ряду признаков: по сфере распространения, по отношению к валютным ограничениям, по видам валютных ресурсов, по степени  организованности.

     По  сфере распространения, т.е. по широте охвата, можно выделить международный и внутренний валютные рынки. В свою очередь, как международный, так и внутренний рынки состоят из ряда региональных рынков, которые образуются финансовыми центрами в отдельных регионах мира или данной страны.

     Международный валютный рынок охватывает валютные рынки всех стран мира. Под международным валютным рынком понимается цепь тесно связанных между собой системой кабельных и спутниковых коммуникаций мировых региональных валютных рынков. Между ними существует перелив средств в зависимости от текущей информации и прогнозов ведущих участников рынка относительно возможного положения отдельных валют.

Информация о работе Бюджетный процесс и его этапы