Бюджетное устройство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Бюджетное устройство Российской Федерации – это основа государственного управления страны. Знание его основ, а также понимание главных законодательных актов Российской Федерации – Бюджетного кодекса и законов о межбюджетных отношениях, структуры и принципов бюджетной системы необходимо студентам всех экономических специальностей.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

     Местные органы власти заинтересованы в собственных  источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

     Постоянно увеличивающиеся расходы местных  бюджетов при недостаточном росте  объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

     В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления: от налога на добавленную стоимость; акцизов; налога на прибыль; налога на доходы физических лиц.

     Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:13

  • содержание органов местного самоуправления;
  • формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
  • организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов;
  • содержание мест захоронения;
  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • охрана окружающей  природной среды;
  • реализация целевых программ,  принимаемых органами местного самоуправления;
  • содержание муниципальных архивов;   
  • проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

     Главным направлением использования средств  местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением  человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов.

     Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном БК РФ.

     Главная цель их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

     Государственными  внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

     - Пенсионный фонд Российской Федерации; 

     - Фонд социального страхования  Российской Федерации; 

     - Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

     Пенсионный  фонд РФ был образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Главными задачами Пенсионного фонда РФ являются:

  • выплаты в соответствии с действующим на территории РФ законодательством государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности;
  • предоставление пособий по уходу за ребенком, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;
  • организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.

     Фонд  социального страхования функционирует в РФ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации». Этот фонд является самостоятельным и строго целевым.

     Главными  задачами Фонда социального страхования  РФ являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий и выплат;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для государственного социального страхования.

     Фонд  обязательного медицинского страхования функционирует в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Обязательное  медицинское страхование обеспечивает всем гражданам России получение медицинской и лекарственной помощи за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования.

     Основными задачами Фонда обязательного медицинского страхования являются:

  • обеспечение предусмотренных законодательством мероприятий по всеобщности обязательного медицинского страхования граждан;
  • поддержка финансовой устойчивости системы обязательного медицинского обслуживания;
  • участие в разработке и осуществлении государственной политики в области охраны здоровья населения и др.

     В функции фондов включается контроль за своевременным и полным поступлением взносов, а также за рациональным их использованием.

     Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. Они предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

2.2. Межбюджетные отношения: современная ситуация и проблемы

     Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

     Межбюджетные  отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

     В основу процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной  системы заложен принцип равенства  бюджета субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных  бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплат федеральных и региональных налогов.

     Для обеспечения расходов территориальных  бюджетов РФ они должны иметь соответствующие  доходы. Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.

     Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.

     К собственным доходам бюджетов относятся:14

  • налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
  • неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.

     К собственным доходам бюджетов относятся  трансферты. В трансферты входят:

  • субвенция – фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджета;
  • дотация –  единовременная выплата без целевого назначения, выдается в случаях, когда закрепленных и регулируемых доходов недостаточно для покрытия текущих расходов;
  • субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджетам другого уровня физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
  • бюджетный кредит -  форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возратной и возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

     Потребность в трансфертах в условиях России связана с необходимостью выравнивания региональных бюджетов, учитывая существующую дифференциацию в уровнях социально-экономического развития регионов и соответственно значительные различия в уровнях бюджетного потенциала регионов.

     Повышается  уровень бюджетной дисциплины, существенно  снизилось число нарушений органами государственной власти субъектов  Российской Федерации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджеты субъектов Российской Федерации, в основном, сбалансированы.

     Задачи  стимулирования субъектов Российской Федерации к осуществлению приоритетных, с точки зрения Российской Федерации, расходов, решаются путем предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение полномочий, переданных Российской Федерацией для исполнения субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации. Федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществлять контроль за ходом реализации полномочий в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

     В целях предупреждения возможных  негативных последствий в исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации в случае существенных изменений доходной базы предполагается сохранить дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

3. Основные направления  совершенствования  бюджетного устройства Российской Федерации

     Оптимальное функционирование бюджетного механизма  возможно при наличии двух основополагающих условий: правильном построении межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и чётком, справедливом балансе его доходов и расходов.  

     В целях усиления мотивации регионов к увеличению своего налогового потенциала и повышение уровня их самостоятельности в использовании инвестиционных средств необходимо осуществить:15

     1. Совершенствование методики распределения  дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, из Фонда регионального развития и порядок предоставления инвестиционной поддержки регионов.

     С одной стороны регионы, получающие наиболее значительные объёмы федеральных  инвестиций, но пока числящиеся как дотационные, должны осознать перспективу сокращения этих дотаций. Следовательно, в их интересах повысить вклад таких инвестиций  в прирост своего экономического и, в частности, налогового потенциала. Для данной категории регионов при распределении дотаций можно было бы установить понижающие коэффициенты.

     2. Создание системы стимулов, побуждающую органы государственной власти субъектов Российской Федерации развивать экономику регионов и муниципалитетов. В связи с этим необходимо установить систему показателей качества жизни населения, ведь повышение качества жизни граждан в сочетании с сокращением расходов на управленческую деятельность за счет более эффективного распределения полномочий между органами государственной власти и выступает одной из главных целей происходящих в стране реформ.

Информация о работе Бюджетное устройство РФ