Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:29, реферат

Описание работы

Финансовая система страны является одной из основных характеристик государства. Наравне с политическим строем, географическим расположением и наполненностью различными ресурсами финансовая система определяет темп развития страны, благосостояние общества и место государства на макроэкономической карте мира. Различная структура финансовой системы способна влиять не только на экономические показатели, но и поощрять или подавлять развитие различных наук, отраслей производства, различных социальных институтов. Финансовые системы разных стран накладывают свой отпечаток и на ведение домашнего хозяйства через различную систему сбережения накопленных средств, их страхования и т.д. Все страны мира имеют свою уникальную, исторически сложившуюся финансовую систему и идеальной экономической модели государства на сегодняшний день не существует.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

В последние десятилетия  происходит обратный процесс размещения зарубежными банками своих филиалов и представительств в Великобритании. Среди них банки Японии, США, Швейцарии и других стран. В общей сложности более 100 крупнейших банков представлены в Великобритании, что вновь подчеркивает ведущую финансовую роль этой страны в мире.

С середины 80-х годов  прошлого века наблюдается четко  выраженная тенденция к размыванию границ универсальной финансовой системы и Великобритании, усилившаяся из-за биржевого кризиса 1987 г. Это выражается, во-первых, в слияниях и поглощениях депозитных и торговых банков и, во-вторых, в образовании банками разных групп синдикатов и консорциумов для проведения совместных операций. Наконец, депозитные и торговые банки открыли у себя отделы цепных бумаг для осуществления операций с ними.

В настоящее время  в банковской системе Великобритании наблюдается высокая степень  концентрации: почти 75% всех сделок приходится на банки «большой четверки».

Банк Англии до конца 70-х годов XX в. не играл существенной роли в регулировании и контроле за деятельностью кредитных институтов. Однако в последние десятилетия  его контролирующие функции усилились.

Английская банковская система похожа на банковскую систему США. В частности, большое сходство прослеживается между торговыми банками США и розничными банками Великобритании, а также инвестиционными банками США и оптовыми банками Великобритании. Различие заключается в том, что законодательное регулирование банковской системы в Великобритании началось позднее, чем в США, хотя английская банковская система имеет более длительную историю.

 

 

3. Универсальные финансовые системы

 

Подобный тип финансовой системы весьма характерен для стран континентальной Европы. Его особенности в данной работе будут рассмотрены на примере французской моделей.

 

3.1. Финансовая система Франции

 

Основы современной  французской финансовой системы  были заложены в 1800 г. с момента основания Банка Франции, наделенного с  1838 г. исключительным правом эмиссии банкнот. К этому моменту уже существовал ряд частных коммерческих банков. Эти банки занимались в основном финансированием растущей торговли и за короткий срок многократно увеличили свой капитал. Для финансирования крупных промышленных проектов в середине XIX в. основали первые крупные банки, организованные в форме акционерных обществ и принимавшие первоначально вклады от мелких вкладчиков. Прототипом такого европейского акционерного банка был основанный в 1852 г. банк Societe Generalc du Credit Mobilier.

До кризиса конца 80-х  годов XIX в. большинство крупных акционерных банков функционировали как универсальные банки. Но одновременно возникли два новых типа банков: банки, которые в основном ограничивались сделками на денежных рынках, однако занимались также размещением ценных бумаг и операциями на биржах; коммерческие банки, которые действовали на рынках капитала, финансируя крупные предприятия.

Банковское законодательство сформировалось во Франции достаточно поздно — лишь 13 июня 1941 г., когда ввели понятия банковской сделки и определили требования к вновь образующимся банкам. Банки в соответствии с законом могли возникать в форме товариществ, акционерных обществ и частных банков. От банков отделили финансовые институты (Etablissements Financiers), которым было разрешено осуществлять банковские сделки лишь определенного рода. Речь шла о таких институтах, как дисконтные дома, инвестиционные компании, лизинговые, факторинговые общества и др.

Законом от 2 декабря 1945 г. была проведена классификация банков на депозитные (Banques de Depot), банки участия (Banquуs d'Affaires) и банки средне- и  долгосрочного финансирования (Banqгes de Credit a long et moyen terine). Вместе с этим возникла специализированная банковская система. Для сектора народных банков и кооперативных, аграрных и сберегательных касс разработали отдельное законодательство. Одновременно была проведена национализация Банка Франции, а также четырех крупнейших банков (Credit Lyonnais, Societe Generale. Banque Nationale pour le Commerce et l'lndustrie, Comptoir National d'Escompte de Paris). Законами от 23 декабря 1966 г. и 1 сентября 1967 г. строгое разделение между депозитными банками и банками участия было отменено и начался процесс возврата к универсальной банковской системе, завершившийся в июле 1984 г., когда действовавшая ранее классификация банков была отменена, а все институты, осуществляющие банковские сделки, получили общее название кредитных (Etablissements de Credit).

В современной кредитно-финансовой системе Франции после издания в 1984 г. Закона о кредитных институтах можно выделить пять категорий институтов и отдельно Банк Франции, общая структура которых представлена на рисунке 5.

 

Рисунок 5 - Финансовая система Франции8

 

Банк Франции является местом хранения золотовалютных резервов страны. Он выполняет также функцию  банка государства. Прямое кредитование банком государства осуществляется в размерах, определяемых договоренностью  между управляющим банка и министром экономики и финансов. Косвенное кредитование банком государства скрывается под рубрикой «учетного портфеля», в составе которого видное место занимают казначейские векселя. Банк Франции также покупает государственные ценные бумаги и предоставляет под них ссуды. Свободные денежные средства казначейства находятся на его текущем счете в этом банке. Важной стороной деятельности банка являются осуществление валютного контроля и регулирование кредита путем маневрирования процентными ставками и нормами обязательных резервов.

Коммерческие банки, начало которым положили депозитные. Возникшие позже банки участия в настоящее время приспособлены к универсальной финансовой системе. Так, многие из них вынуждены были слиться с депозитными банками, поскольку не имели развитой филиальной сети. Банки средне и долгосрочного кредитования были большей частью дочерними обществами крупных банков и остались незатронутыми законодательной реформой.

Коммерческие банки  осуществляют все банковские операции: депозитные вклады, кратко-, средне- и долгосрочное кредитование, платежные операции, прежде всего очень популярный во Франции оборот чеков, эмиссию ценных бумаг, срочные сделки (на национальной бирже MATIF и иностранных биржах) и др. Ипотечные кредиты физическим лицам, лизинговое, венчурное финансирование чаше всего они осуществляют через свои дочерние структуры. Наиболее крупными коммерческими банками Франции являются сейчас Credit National, Societe Generale, Credit Foncier de France, на которые приходится свыше 40% всех операций банков.

Общества финансирования. Эта группа институтов отличается от банков главным образом тем, что им не разрешено принимать вклады частных лиц, т. е. все кредитные операции они должны осуществлять либо за счет своих средств, либо средств, полученных на денежных рынках или взятых в кредит у дружественных банков и банков, с которыми существуют кооперативные связи. Эти институты ориентированы на финансирование отдельных промышленных секторов, например пивоварен, мукомолен и т. и. Кроме того, они занимаются управлением портфелями пенных бумаг торговых и промышленных предприятий.

Кооперативные банки. Изначально эти банки создавались для  сбережений и кредитных операций для ограниченного круга лиц, прежде всего из сельского хозяйства и мелкорозничной торговли. Однако в последние десятилетия клиентура этих банков существенно расширилась, так что они стали конкурировать с коммерческими банками. Тем не менее, основные свои операции эти банки ведут с прежней клиентурой. Кроме того, представители сельского хозяйства и торговли доминируют в руководящих органах кооперативных банков.

Сберегательные кассы. Сберегательные кассы функционируют  как «неприбыльные организации». Они были созданы по инициативе коммунальных учреждений для их кредитного обслуживания. Имеется также группа сберегательных касс при почтовых учреждениях, которые предоставляют сберегательные книжки, планы и сертификаты со средним сроком обращения.

Специализированные банковские учреждения. Деятельность этих учреждений регулируется специальным законодательством, и они находятся под жестким контролем государства. Здесь особо следует выделить банк «Национальный кредит» (Credit National), ориентированный на предоставление долгосрочных кредитов промышленным, торговым предприятиям, а также государственным организациям. Кроме того, можно выделить Общество регионального развития (Societe de Developpement Regional), основанное в 1955 г. для содействия политике национального развития, осуществляемого через отдельные регионы. Через эти институты государство осуществляет свою финансовую политику.

В целом банковская система  Франции представляет собой классическую универсальную финансовую систему, в которой можно финансовые институты  можно по форме собственности, а  по типам проведения различных банковских операций они практически равны .

 

Заключение

 

Из приведенного выше анализа финансовых систем экономически развитых стран становится понятно  основное их разделение на сегментированные и универсальные по широте полномочий, которыми наделены финансовые институты страны. В основном, в сегментированной финансовой системе жестко отделяют банковские финансовые организации принимающие вклады и выдающие кредиты от инвестиционных компаний, работающих на различных торговых площадках: товарные, фондовые и валютные рынки. Основная суть данного разделения заключается в запрете использования средств вкладов депозитных и сберегательных банках в рискованных биржевых операциях. Потенциальная возможность таких рисков является большой угрозой для стран, использующих универсальную финансовую систему. Так при ослаблении государственного контроля или пробеле в законодательстве существует потенциальная опасность, что значительная часть денежных ресурсов, хранящихся в банках, будет использована для биржевых операций, подверженных значительному риску. В существующей, на данный момент мировой, экономической модели следует отдавать предпочтение жестко сегментированной финансовой системе, как наиболее стабильной и безопасной для развития страны.

В европейских странах, где правительства имеют значительный контроль над финансовой системой, до сих пор удавалось избежать негативных событий. В США, где финансовые корпорации активно лоббируют свои интересы, отклонение от жесткого разделения банковских функций послужило одной из причин для начала финансового кризиса.

Отчасти произошло повторение событий прошлого века. «Черный четверг» 24 октября 1929 г., когда резко обрушились курсы акций на Нью-йоркской фондовой бирже, вверг многие банки в кризис. Главной причиной послужили распространенные тогда кредиты на покупку ценных бумаг (составляли свыше 35% всего кредитного портфеля банков), погашение которых после обвала рынка стало проблематичным. Одним из следствий кризиса в экономике было массовое изъятие вкладов и последующие банкротства. Президент Рузвельт даже внес в 1933 г. законодательную инициативу о закрытии всех банков, но согласие Конгресса США на нее получено не было. Затем последовала великая депрессия, после которой законодательно были разделены функции банков и инвестиционных компаний. Однако “в конце ХХ века Ален Гринспен, бывший руководитель Федеральной резервной системы США, разрешил американским банкам играть на бирже, что было строжайше запрещено со времен Великой депрессии в 30-х годов”9, что практически сместило характер финансовой структуры США в сторону универсальной. Банки США сразу же воспользовались открывшимися возможностями и стали не только привлекать заемные финансовые средства для торговли на биржах, но и выпускать различные производные финансовые инструменты на основе выданных кредитов. Последующая за этим неправильная оценка рисков финансовых вложений потянула к краху всю систему банков плотно связанную между собой взаимными долговыми обязательствами и обязательствами перед своими вкладчиками, спешившими спасти свои сбережения.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика/ Долан Э. Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ.ред. В. Лукашевича.- М.: Туран, 1996.
  2. Казимагомедов А.А. Деньги, кредит, банки. Курс лекций: учебное пособие для вузов – М.: Экзамен, 2008.
  3. Деньги. Кредит. Банки Учебник для вузов. Под ред. Жукова Е.Ф. – М.: ЮНИТИ, 2001.
  4. Финансы.  Под ред. Ковалева В.В. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби, Проспект, 2006.
  5.  Красавина Л.Н., Международные финансовые отношения. Учебник – М.: Финансы и статистика, 2008.
  6. Щербакова В. Н., Щербакова Г. Н. Банковские системы развитых стран – М.: ЭКЗАМЕН XXI, 2002.
  7. Википедия Свободная энциклопедия - http://ru.wikipedia.org
  8. Информационный портал Банки.ру - http://www.banki.ru/

 

  

1 По данным классификации Всемирного банка - http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/DATASTATISTICS/0,,contentMDK:20420458~menuPK:64133156~pagePK:64133150~piPK:64133175~theSitePK:239419,00.html#High_income ,[20]

2 На основании данных кн.: Деньги. Кредит. Банки Учебник для вузов. Под ред. Жукова Е.Ф. – М.: ЮНИТИ, 2001. – [3, с. 665]

3 Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика/ Долан Э. Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ.ред. В. Лукашевича.- М.: Туран, 1996 – [1, с. 192]

4

5

6 Цит. по кн.: Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007, [8]

7 Финансы.  Под ред. Ковалева В.В. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби, Проспект, 2006 – [4, с. 571]

8 Финансы.  Под ред. Ковалева В.В. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби, Проспект, 2006 – [4, с. 576]

9 Цит. по информационно аналитической статье Первого канала, 05.10.2008 - http://www.1tv.ru/news/world/129484 , [18]




Информация о работе Бюджетная система