Банк России: функции, и его положение в банковской системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около трехсот лет назад (один из первых центральных банков — Шведский Риксбанк образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банка для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г., записала, что “в странах, где не существует центрального банка, его следует создать”.

Содержание

Введение________________________________________________________________________________________________ 3
Раздел 1. Банк России, его правовое положение и функции._____________________ 4
Правовой статус___________________________________________________________________________ 4
Организационная структура_________________________________________________________ 5
Функции Банка России_________________________________________________________________ 6
Раздел 2. Банк России и его взаимоотношения с кредитными организациями_______________________________________________________________________________________ 21
Лицензирование деятельности кредитных организаций_________________ 25
Обязательные нормативы деятельности кредитных организаций____ 27
Заключение____________________________________________________________________________________________ 33
Список литературы____

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 68.41 Кб (Скачать)

Прибыль Банка  России после направления ее на увеличение ресурсов Банка перечисляется в  доход федерального бюджета. Банк России и его учреждения oсвобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других аналогичных платежей.

Центральный банк владеет такими ресурсами, которыми не в состоянии обладать ни один коммерческий банк. Это объясняется тем, что он:

  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • выступает для коммерческих банков кредитором последней инстанции. Они получают от него кредиты в тех случаях, когда исчерпали или не имеют возможности пополнить свои ресурсы из других источников;
  • от имени Правительства управляет государственным долгом, т. е. размещает, погашает и проводит другие операции с государственными ценными бумагами, эмитированными Правительством;
  • наряду с коммерческими банками производит кассовое обслуживании бюджета, ведет счета внебюджетных фондов, обслуживает представительны и исполнительные органы власти, выдает краткосрочные ссуды Правительств и местным властям;
  • является “банком банков”, так как ведет счета коммерческих банков, связанные с межбанковскими операциями и хранением резервов.

Ресурсы Центрального банка представлены в Приложении 5. Как видно из таблицы, основной источник ресурсов — деньги в обращении и средства коммерческих банков. Выпуск денег в обращение, т.е. создание ресурсов путем их эмиссии, осуществляется в процессе кредитования федерального Правительства и коммерческих банков. Кредиты коммерческим банкам выдаются под их обязательства, а также в порядке учета коммерческих векселей. Правительство получает кредит в Центральном банке, представляя свои обязательства. Эмиссия также производится для закупки золота и иностранной валюты.

Центральный банк РФ создает свои ресурсы двумя  методами. Первый, когда деньги из забалансовых хранилищ учреждений ЦБ РФ приходуются на баланс, т. е. перемещаются в их оборотные кассы. Отсюда наличные деньги уходят в обращение. Выдача денег из оборотных касс производится в пределах остатков на корреспондентских счетах коммерческих банков или счетах других клиентов Центрального банка. Эти остатки при необходимости образуются за счет кредитов, выдаваемых системой Центрального банка. При этом методе речь идет о налично-денежной, т.е. банкнотной, эмиссии. О втором методе речь идет тогда, когда Центральный банк увеличивает свои кредитные вложения путем выдачи ссуд, повышающих остатки на счетах, т. е. на депозитах. При этом следует говорить о депозитной эмиссии.

Депозитная эмиссия  предшествует банкнотной, ибо учреждение Центрального банка не может выдать деньги из оборотной кассы коммерческому  банку или другому своему клиенту, если у них на счетах нет соответствующего депозита в форме безналичных  денег.

Таким образом, эмитируемые Центральным банком деньги — создаваемые им ресурсы  — в обоих случаях носят  кредитный характер, их же обеспечением служат обязательства коммерческих банков и Правительства, а также золото и иностранная валюта.

Опираясь на коммерческие банки и другие структуры  финансового рынка, не вмешиваясь в  их оперативную деятельность, Центральный  банк выполняет свои многообразные  функции.

Важнейшей функцией Центрального банка, как отмечалось ранее, является разработка и осуществление  совместно с Правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение  устойчивости рубля. Деньги выступают  как эквивалент товарно-материальных ценностей и сами должны иметь материальные формы. Такими формами могут быть металлические монеты, бумажные купюры, записи на банковских счетах или записи на магнитных носителях, когда денежные остатки и переводы отражаются в компьютерах. Чтобы деньги выполнили свою роль как средства платежа и обращения, необходимо их реальное присутствие в одной из перечисленных форм.

Следовательно, денежное обращение представляет собой  обращение наличных денег и денег  в их безналичной форме. Небезынтересно отметить, что до перехода России к  рыночным отношениям в понятие “денежное  обращение” включалось только обращение  наличных денег, в то время как  во всех других странах денежное обращение  рассматривается в единстве движения денег в виде банкнот и по банковским счетам.

Для управления денежным обращением ЦБ РФ публикует  и использует в процессе денежного  регулирования различные показатели — денежные агрегаты, принятые в  международной практике. Например, агрегат МО показывает сумму наличных денег; агрегат М1 включает агрегат МО и остатки денег, находящихся на счетах в банках. Агрегат М2 отличается от агрегата М1 на сумму срочных вкладов в системе Сбербанка. Для исчисления агрегата МЗ к агрегату М2 добавляются депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Анализ различных  показателей, характеризующих денежную массу, позволяет ЦБ РФ принимать  оптимальные решения в процессе регулирования денежного обращения. Для определения скорости возврата денег сумму их поступлений за год в кассы системы ЦБ РФ относят  к среднегодовому показателю агрегата МО.

Скорость обращения  наличных денег исчисляется как  отношение их совокупного оборота  по приходу и расходу также  к среднегодовому показателю агрегата МО. Для определения скорости обращения всей массы денег, т. е. в их наличной и безналичной формах, возможно использование данных о валовом национальном продукте. Показатель скорости здесь вычисляется как отношение стоимости этого продукта к среднегодовым данным об агрегатах М1 и М2. На скорость обращения денег влияют такие факторы, как уровень цен и инфляция, процентные ставки и состояние платежей, соотношения между наличной и безналичной массой денег, общее состояние экономики и политическая обстановка.

Денежное обращение  регулируется Центральным банком в  процессе осуществления кредитной  политики, выражаемой в кредитной  экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия ЦБ РФ увеличивает  ресурсы коммерческих банков, которые  в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой  ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем  самым по насыщению экономики  деньгами.

Инструментами кредитной экспансии или рестрикции являются учетная ставка Центрального банка и некоторые неэкономические  меры. Официальная учетная ставка — это проценты по ссудам, используемым Центральным банком при кредитовании коммерческих банков.

Определение размера  учетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает  показателем изменений в области  кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит  от уровня ожидаемой инфляции и в  то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.

Банк может  устанавливать одну или несколько  процентных ставок по различным видам  операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки ЦБ РФ представляют собой минимальные ставки, по которым  Банк России осуществляет свои операции. ЦБ РФ использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Коммерческие  банки получают в ЦБ РФ ссуды в  порядке рефинансирования и переучета  векселей. Банк России регулирует общий  объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной  политики, используя при этом в  качестве инструмента учетную ставку.

Повышение официальных  ставок сокращает возможности коммерческих банков получить ресурсы для кредитования. Это воздействует на сокращение денежной массы. Снижение официальной учетной  ставки действует в обратном направлении.

Процентные ставки ЦБ РФ необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений  со своими клиентами и с другими  банками. Однако уровень официальной  учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных  операций.

Ниже рассматривается  более подробно суть основных функций  Банка России.

Операции  на открытом рынке. При осуществлении этих операций Центральный банк не только реализует направление своей кредитно-денежной политики, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, т. е. способности своевременно выполнять свои обязательства перед клиентами — как юридическими, так и физическими лицами.

Под операциями на открытом рынке имеется в виду купля-продажа Центральным банком государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерства финансов. ЦБ РФ выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга. Операции с ценными бумагами проводят более 50 официальных дилеров, в роли которых выступают коммерческие банки.

Если Центральный  банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские  счета, и таким образом увеличиваются  кредитные возможности банков. Они  начинают выдавать ссуды, которые в  форме безналичных реальных денег  входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если Центральный  банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских  счетов оплачивают такую покупку, тем  самым сокращают свои кредитные  возможности, связанные с эмиссией денег.

До образования  коммерческих банков регулирование  денежного обращения проводилось  в порядке централизованного  планирования лимитов кредитования и различного вида кассовых планов. Они являлись директивами для  филиалов государственных банков.

Ежегодно возрастающий дефицит бюджета покрывался депозитной эмиссией, при которой Правительство  получало ничем не обеспеченные деньги. Это послужило одной из основных причин высокой инфляции.

В России до 1992 г. рынок ценных бумаг был ограничен  государственными займами, распространяемыми  среди населения и на бюджет существенно  не влияющими. В то же время опыт стран с развитой экономикой свидетельствует, что наличие широкого рынка государственных  ценных бумаг позволяет:

  • осуществить временное заимствование у коммерческих структур, коммерческих банков и у населения для Правительства через Центральный банк РФ временно свободных денег;
  • сократить инфляционное финансирование дефицита государственного бюджета;
  • использовать государственные ценные бумаги для проведения Центральным банком кредитной политики и на основе ее регулировать общую массу денег в обращении;
  • повысить надежность коммерческих банков, формирующих свои активы путем приобретения гарантированных государством ценных бумаг.

В начале 1992 г. ЦБ РФ совместно с Министерством  финансов начали подготовку по созданию инфраструктуры современного рынка  ценных бумаг. При этом ставилась  двуединая задача: обеспечить неинфляционное финансирование дефицита бюджета и создать условия для регулирования денежного обращения экономическими методами.

На рынке ценных бумаг в 1993 г. начали обращаться государственные  краткосрочные облигации (ГКО) и  казначейские обязательства (КО), а также другие ценные государственные бумаги.

Центральный банк и коммерческие банки стали активными  участниками фондового рынка.

Рефинансирование  банков. Под рефинансированием банков понимается предоставление ЦБ РФ кредита коммерческим банкам. Рефинансирование осуществляется путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардного кредита и переучетного кредита.

Кредитные аукционы. До 1994 г. ЦБ РФ предоставлял коммерческим банкам кредиты в порядке централизованного распределения. С помощью этих кредитов ссудный фонд страны предоставлялся предприятиям, отраслям или регионам без учета экономической целесообразности и возможностей возврата. Такое кредитование не требовало от коммерческих банков привлечения депозитов. Банки играли пассивную роль финансовых посредников. Кредиты предоставлялись заемщикам по ставке, значительно ниже учетной ставки ЦБ РФ. Разница покрывалась из бюджета с учетом того, что размер маржи составлял 3 % независимо от кредитоспособности заемщика.

Аукционы проводятся в форме удовлетворения аукционных заявок коммерческих банков с частотой и в сроки, определяемые ЦБ РФ, исходя из задач кредитно-денежной политики. ЦБ РФ объявляет в средствах массовой информации о дате проведения очередного аукциона за 7 календарных дней.

Информация о работе Банк России: функции, и его положение в банковской системе