Аудиторский (независимый) финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 21:01, доклад

Описание работы

В странах с рыночной экономикой важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятий, организаций, учреждений, которая необходима собственникам, руководящему персоналу для определения стратегии развития и способов повышения эффективности их деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательства в различных сферах. В достоверной информации заинтересованы практически все субъекты хозяйствования в рамках их деловых взаимоотношений со своими контрагентами. В развитых государствах осуществляется независимый контр

Работа содержит 1 файл

Аудиторский контроль.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

 

 

Аудиторский (независимый) финансовый контроль

 

В странах с рыночной экономикой важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятий, организаций, учреждений, которая необходима собственникам, руководящему персоналу для определения стратегии развития и способов повышения эффективности их деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательства в различных сферах. В достоверной информации заинтересованы практически все субъекты хозяйствования в рамках их деловых взаимоотношений со своими контрагентами. В развитых государствах осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за предоставляемой государственными органами и публикуемой в печати финансовой отчетностью. Такой контроль принято называть аудитом.

Правовой основой  независимого финансового контроля в Республике Беларусь является Закон  Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. (в  ред. Закона от 18 декабря 2002г.) «Об аудиторской  деятельности». В соответствии с  вышеуказанным законодательным актом аудиторская деятельность (аудит)- это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Хотелось бы обратить внимание, что аудиторскую  деятельность следует рассматривать как высококвалифицированную и разнонаправленную деятельность, о чем свидетельствует установленная вышеуказанным законодательным актом возможность оказывать аудиторскими организациями и аудиторами ряда сопутствующих аудиту услуг, а именно:

  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • определение состава и оценка стоимости предприятия при заключении договора предприятия либо совершении иных сделок, связанных с установлением, изменением или прекращением вещных прав, а также по оценке стоимости иного имущества;
  • оценка предприятий как имущественных комплексов;
  • документальное подтверждение факта формирования уставного фонда;
  • постановка, восстановление, ведение бухгалтерского учета;
  • составление деклараций о доходах и имуществе; анализ финансовой и хозяйственной деятельности;
  • консультирование по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения;
  • управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
  • информационное обслуживание организаций и (или) индивидуальных предпринимателей;
  • автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  • оценка предпринимательских рисков;
  • разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  • обучение специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью, в порядке, установленном законодательством.

В зависимости  от субъекта, осуществляющего проверку, аудит может быть внешним и внутренним. Внешний аудит – проверка бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов аудируемых лиц, а при необходимости и  (или) проверка деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторской организацией или аудитором – индивидуальным предпринимателем, не связанным имущественными интересами с аудируемыми лицами. Под внутренним аудитом понимается организованная в интересах собственников и регламентированная внутренними документами субъекта хозяйствования система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета, а также финансовых документов на предмет соответствия законодательству. Внутренний аудит осуществляется контрольно-ревизионными службами предприятия или специалистами соответствующих функциональных отделов и управлений, непосредственно подчиненных руководству субъекта хозяйствования. Внутренний аудит не может заменить внешний в тех случаях, когда законодательством предусмотрено обязательное проведение аудиторской проверки.

В зависимости  от порядка назначения аудит может  быть инициативным и обязательным.

Инициативный  аудит – это аудит, который  проводится по решению субъекта предпринимательской  деятельности или по требованию его  учредителей (акционеров, участников, собственников). Обязательный аудит – это внешний аудит организации или индивидуального предпринимателя, обязательность проведения которого установлена законодательными актами.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 февраля 2004г. №67 «О совершенствовании государственного регулирования аудиторской деятельности» обязательная ежегодная аудиторская проверка проводится в отношении:

-организаций,  являющихся открытыми акционерными  обществами;

-банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бирж, коммерческих организаций с иностранными инвестициями, страховых организаций, а также страховых брокеров;

-иных организаций и  индивидуальных предпринимателей, у которых объём выручки от  реализации товаров (выполнения  работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год составляет более 600 тысяч евро.

В случае проведения контролирующими  органами налоговых проверок или  проверок (ревизий) финансово-хозяйственной  деятельности вышеуказанных организаций  и предпринимателей они освобождаются от обязательного аудита в части, проверенной данными органами.

Обязательный аудит не проводится в отношении колхозов и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Юридические лица с долей  государственной собственности, у  которых в отчетном периоде ведомственной контрольно-ревизионной службой проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности, освобождаются от обязательных ежегодных аудиторских проверок в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2000г. №293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь».

Вышеуказанные виды аудита находят своё отражение в законодательстве. Однако наука (в первую очередь финансово-экономическая) более расширенно подходит к видовым  характеристикам аудиторской деятельности.

В.А.Хмельницкий все виды аудита рассматривает как первоначальные и согласованные. Первоначальный аудит проводится аудитором или аудиторской организацией впервые для данного субъекта предпринимательской деятельности. Это значительно увеличивает риск, трудоёмкость проверки,т.к. аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности субъекта, системе его внутреннего контроля и т.д. Согласованный аудит осуществляется аудитором или аудиторской фирмой повторно или регулярно у одного и того же субъекта предпринимательской деятельности. Результаты длительного сотрудничества с клиентом дают возможность проверяющим ориентироваться в специфике деятельности контролируемого субъекта хозяйствования, его положительных и отрицательных сторонах в организации бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля.

Г.М. Пупко выделяет управленческий и общественный аудит. Управленческий (или производственный) аудит используется для проверок качества управленческой деятельности, прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия и перспектив его развития. Общественный аудит (проверка) предназначен для сбора и публикации обширной информации для широкой общественности. Такие проверки могут осуществляться по заданиям различных общественных организаций и фондов (охране окружающей среды, определению минимальной потребительской корзины и т.д.)

А.Д.Шеремет, В.П. Суйц по характеру  проверки выделяют подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности); системно-ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля); аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском).

В соответствии с действующим  законодательством аудитором является физическое лицо, имеющее высшее экономическое образование и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора (для его получения необходимо сдать квалификационный экзамен на право осуществления аудиторской деятельности).

Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в  качестве аудитора – индивидуального  предпринимателя, а также в качестве работника аудиторской организации, состоящего в её штате или привлекаемого к проведению аудита на основании договоров гражданско-правового характера. В штате аудиторской организации должно состоять не менее 3 аудиторов. Не менее 50% работников аудиторской организации должны составлять граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин,- не менее 75%.

Право на осуществление аудиторской деятельности имеют аудиторские организации и аудиторы – индивидуальные предприниматели, имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление такой деятельности. Порядок выдачи и продления срока действия лицензии установлен законодательством (Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2003г. №1346).

Чтобы осуществлять внешний  аудит банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, дополнительно необходимо наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе, выданной Национальным банком Республики Беларусь, а для проведения внешнего аудита страховых (перестраховочных) организаций – дополнительно лицензии на осуществление аудиторской деятельности в страховании, выданной Министерством финансов РБ.

Аудиторским организациям и  аудиторам – индивидуальным предпринимателям запрещается занятие другими  видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской деятельности, оказание сопутствующих аудиторских услуг, преподавательской и научной деятельности.

Для осуществления аудита аудиторские организации или  аудитор – индивидуальный предприниматель  и аудируемые лица заключают между  собой договор оказания аудиторских услуг, в котором определяются: предмет договора; сроки выполнения аудиторских услуг; стоимость оказываемых аудиторских услуг; права и обязанности сторон; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором; иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В данном случае мы наблюдаем наличие, наряду с правовыми нормами императивного характера, регулирующими аудиторскую деятельность, диспозитивных норм, которые опосредуют самостоятельность вступления аудируемых лиц в договорные отношения об оказании аудиторских услуг, а также самостоятельность в определении условий самого договора. Однако использование самого договора как основного частноправового средства регулирования отношений по поводу осуществления аудиторской проверки во многом предопределено публично-правовыми средствами (например, правилами аудиторской деятельности).

При проведении аудиторской проверки аудиторские  организации и аудиторы – индивидуальные предприниматели должны соблюдать  правила аудиторской деятельности (разрабатываются и утверждаются Министерством финансов Республики Беларусь), которые представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в том числе к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих аудиту услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации.

По результатам  аудиторской проверки составляется аудиторское заключение, под которым понимается официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленный по результатам аудита и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных операций законодательству. Аудиторское заключение может составляться также и по результатам оказания сопутствующих услуг.

Аудиторские организации, аудиторы и лица, привлекаемые ими  к проведению аудита, в соответствии с законодательством обязаны хранить тайну о хозяйственных операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Находящиеся в распоряжении аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания аудиторских услуг, представляются только по решению суда уполномоченным данным решением лицам и (или) государственным органам в случаях, предусмотренных законодательством.

Аудиторские организации и аудиторы – индивидуальные предприниматели несут установленную законодательством ответственность за составление заведомо ложного аудиторского заключения, под которым понимается аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или не соответствующее результатам проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Аудиторская проверка не освобождает аудируемое лицо от ответственности за нарушение порядка  осуществления хозяйственной деятельности, несоответствие представляемой бухгалтерской (финансовой) отчетности требованиям законодательства.

При Министерстве финансов Республики Беларусь образован Методологический совет по аудиторской деятельности, который действуя на общественных началах как совещательный орган при Министерстве финансов Республики Беларусь, является научно-консультативным органом по методологическим вопросам аудиторской деятельности.

Информация о работе Аудиторский (независимый) финансовый контроль