Антимонопольное регулирование в отдельных областях природопользования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:59, курсовая работа

Описание работы

Главной целью работы является выявление проблем антимонопольного регулирования имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений в области использования природных ресурсов. Для достижения данной цели, необходимо решить ряд задач, а именно:
Во-первых, определение общей экономической обстановки в области использования природных ресурсов,
Во-вторых, определение действующего антимонопольного законодательства в области использования природных ресурсов,
В-третьих, обобщение и анализ судебной практики по делам о нарушении антимонопольного законодательства в области использования природных ресурсов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………Стр.3

История и правовые основы антимонопольного контроля в России…………….......................................................................................................Стр.5
§1.Становление антимонопольного законодательства в России…… Стр.5
§2. Виды антимонопольного контроля в России…………………….Стр.13
Антимонопольное регулирование в отдельных областях природопользования………………………………………………………...Стр.25
§1. Антимонопольное регулирование в области использования водных объектов и рыбохозяйства……………………………………………….......Стр.25
§2. Антимонопольное регулирование в области использования лесного хозяйства и животного мира………………………………………………...Стр.40
§3. Антимонопольное регулирование в области использования недр………………………………………………………………………….Стр. 47
Заключение …………………………………………………………Стр. 53
Список используемой литературы…………………………………Стр. 55

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 97.54 Кб (Скачать)

 

       

       Оглавление 

            Введение………………………………………………………………………Стр.3 

     
  1. История и  правовые основы антимонопольного контроля в России…………….......................................................................................................Стр.5

     §1.Становление  антимонопольного законодательства в  России…… Стр.5

     §2.  Виды антимонопольного контроля в России…………………….Стр.13

  1. Антимонопольное регулирование в отдельных областях природопользования………………………………………………………...Стр.25

     §1.  Антимонопольное регулирование  в области использования водных                                              объектов и рыбохозяйства……………………………………………….......Стр.25

     §2. Антимонопольное регулирование  в области использования лесного  хозяйства и животного мира………………………………………………...Стр.40

     §3. Антимонопольное регулирование  в области использования недр………………………………………………………………………….Стр. 47 

     Заключение …………………………………………………………Стр. 53

     Список  используемой литературы…………………………………Стр. 55

 

       

       Введение 

       Природные ресурсы России являются частью ее национального богатства. И, в отличие  от других стран, очень существенная часть – природа и труд предыдущих поколений богато одарили Россию. В России живет менее 3% населения  планеты, а сосредоточено на ее территории 35% мировых ресурсов и более 50% стратегического  сырья. При их суммарной оценке каждый гражданин России оказывается в 35 раз богаче американца и в 10 -15 раз  – любого европейца. Природные ресурсы  – это средства к существованию, без которых человек не может  жить и которые он находит в  природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде.

            В ходе исторического процесса, с развитием рынков природных ресурсов и появлением на них хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возникала необходимость государственного регулирования их деятельности, в частности, по недопущению монополизма, недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положением.  Антимонопольному законодательству России более 20 лет, последнее десятилетие антимонопольной политике уделяется все большее внимание.

       Актуальность  темы очевидна: во-первых, Президент РФ в послании Федеральному Собранию РФ 22 декабря 2011 года уделил особое внимание развитию конкуренции в Российской Федерации; во-вторых, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработанной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г.  утвержденной  распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р в целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет создавать условия для свободы предпринимательства и конкуренции, развития механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества, что позволит обеспечить устойчивое повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

       Главной целью работы является выявление  проблем антимонопольного регулирования  имущественных и связанных с  ними неимущественных общественных отношений в области использования  природных ресурсов.  Для достижения данной цели, необходимо решить ряд  задач, а именно:

       Во-первых, определение общей экономической  обстановки в области использования  природных ресурсов,

       Во-вторых, определение действующего антимонопольного законодательства в области использования  природных ресурсов,

       В-третьих, обобщение и анализ судебной практики по делам о нарушении антимонопольного законодательства в области использования  природных ресурсов.

       При подготовке материала, для его всестороннего  исследования, мною будут использованы метод сравнительного правоведения, метод исторического правоведения, метод анализа и синтеза, формально-юридический  метод.

       Исследованием проблем правового антимонопольного регулирования и пресечения недобросовестной конкуренции занимались К.Ю. Тотьев, С.А. Паращук, С.В. Запольский,  Б.Г. Бадмаев, И.А. Цинделиани, К.А. Писенко, А.Н. Варламова и др. Необходимо отметить недостаточность правового исследования в данной области.

       В основе исследования также лежит  анализ действующего росийского антимонопольного законодательства, нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, а также правовых актов Федеральной антимонопольной службы.

       Эмпирическую  базу исследования составляет отечественная  судебная практика, а также решения, вынесенные федеральным антимонопольным  органом и его территориальными управлениям. 
 
 

       ГЛАВА 1. История и правовые основы антимонопольного контроля в России

       § 1.  Становление  антимонопольного законодательства в России

       Появление антимонопольного законодательства в  России обусловлено развитием в  стране рыночных отношений. Первые,  принятые русским правительством, меры антимонопольного характера,  датированные серединой XVII века, были направленных против рыночных спекулятивных монополистических действий, проявлявшихся в скупке товаров в целях монополизации продаж данного вида товаров по завышенным ценам. До XIX века антимонопольная политика государства заключалась в противодействии спекуляциям, завышения цен на отдельные виды товаров и устанавливала гражданскую и уголовную ответственность за совершенные противоправные действия.

       Экономическая действительность эпохи, последовавшей  за промышленной революцией, характеризующейся  бурным ростом промышленности, торговли, финансовой деятельности, интенсивной  концентрацией капитала, широкой  монополизацией многих рынков, обусловленной  во многих случаях, с одной стороны, необходимостью преодоления экономических  кризисов и развития объемов производства, но с другой стороны, нередко просто стремлением к получению сверхприбылей  с использованием своего монопольного положения, ставила перед государственным  управлением новые вызовы и новые  задачи. Действующие в то время уголовно-правовые запреты монопольных соглашений были уже трудно применимы во всех случаях обнаружения синдикатов, картелей и трестов, формально подпадавших под уголовные запреты. Фактически любое соглашение предпринимателей о поддержании или завышении, или занижении цен, или о регулирования объема выпуска товаров на рынок оказывалось вне закона. Картельные и синдикатные соглашения конца XIX – начала  XX века, регламентировавшие объем производства товара и вопросы ценообразования, были направлены на преодоление экономических кризисов, на предотвращение разорения, которое могло последовать из-за чрезмерного падения цен на товары в результате острой конкуренции и перепроизводства товаров, в том числе даже ниже себестоимости. Подобные соглашения не только приносили пользу самим участникам соглашений, от них выигрывало и общество, получавшее преимущества от стабильной деятельности предприятий, но добившись стабильности и монополизировав рынки, предприниматели стали злоупотреблять своей монопольной властью и совершать такие действия, как установление чрезмерных монопольных цен, создание искусственного дефицита с целью стимулирования роста цен и более выгодной продажи товара, искусственной минимизации цен в целях демпинга для разорения конкурентов. Выход был найден в создании гибкой системы подхода к картельным соглашениям и монопольным объединениям. Он заключался в создании или наделении специального административного ведомства экономического направления полномочиями по контролю за крупными хозяйствующими субъектами, за картельными соглашениями. В 1895 году эту идею в России сформулировал академик И.И. Янжул в своей книге «Промысловые синдикаты или предпринимательские союзы для регулирования производства преимущественно в Соединенных Штатах Северной Америки». Правительственный российский законопроект о синдикатах и трестах, предусматривавший создание такой гибкой системы, появился в 1914 г. В нем были определены понятия картеля и синдиката, механизм проведения антимонопольного контроля, а так же санкции за нарушение антимонопольного законодательства. В 1916 г. Специальный административный механизм антимонопольного контроля – характерный элемент всех современных национальных систем антимонопольного регулирования был установлен в России «изданным на основании статьи 87 Основных Государственных Законов Законом от 8 сентября 1916 г. «Об уголовной ответственности торговцев и промышленников за повышение цен на предметы продовольствия или необходимой потребности».1 С падением законной власти и приходом к власти большевистского правительства в 1917 г., с последовавшей за этим отменой, за некоторыми исключениями, существовавшего на тот период российского законодательства завершается первый творческий этап развития отечественной научной мысли в области антимонопольного и в целом конкурентного права.

       После революции 1917 года произошел процесс  национализации предприятий, запрет частной  собственности и становление  командно-административного типа экономики, при котором антимонопольное законодательство не требовалось. Но это не означало полное отсутствие в условиях СССР конкуренции. Существует положение о существовании в советской экономике специфической «конкуренции» между государственными предприятиями, а точнее, между их руководителями за «низкий план», «высокую цену», за фонды и лимиты, прикрепление к выгодным поставщикам. Сходство с конкуренцией имело и широко практиковавшееся тогда «социалистическое соревнование».2 Некоторыми специалистами, учитывая особенности монополий, сложившихся при государственной собственности, существующих вопреки рынку и подавляющих развитие рыночных отношений, способность антимонопольного законодательства (уже после его появления) противостоять им оценивалась невысоко.3

       Появление первых нормативных актов, касающихся конкуренции и монополии относится к пятому периоду развития экономики СССР (с1988г.).4 Первые нормы, касающиеся конкуренции, относились только к внешнеэкономической деятельности предприятий. В конце 1990 г. Конституция РСФСР была дополнена нормой, обязывающей государство не допускать монополизма в экономике. Постановлением Совета министров РСФСР от 10 сентября 1990 года № 344 был создан Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Главными задачами Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике  и поддержке новых экономических структур являлись: создание наиболее благоприятных условий для развития всех видов предпринимательства в различных сферах экономики, в первую очередь в области производства товаров народного потребления,  переработки сельхозпродуктов, сервиса,  торговли,  деятельности   коммерческих банков, рекламы,   информатики,  научно-технического  прогресса  с целью усиления деловой активности в Республике; контроль за соблюдением антимонопольного законодательства; участие в формировании экономических,  организационных и правовых условий,  обеспечивающих развитие конкуренции на рынке товаров и услуг и пресечение  злоупотреблений  монопольным  положением  со стороны участников хозяйственного оборота; взаимодействие с союзными органами управления по  защите  интересов участников хозяйственного оборота, действующих на территории Республики, в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР; методическое руководство созданием всех  видов новых экономических структур, основанных на разнообразных формах собственности, а также малых предприятий и оказание практической помощи в их деятельности. 22 марта 1991 г. на сессии Верховного Совета РСФСР был принят Закон РСФСР № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее - Закон О конкуренции на товарных рынка).5 Именно с этого момента можно говорить о «создании нового правового режима, регулирующего деятельность как существовавших предприятий — монополистов, так и возможную монополистическую деятельность зарождающихся хозяйствующих субъектов».6 В целях обеспечения развития рыночных отношений и конкуренции в Российской Федерации,  во исполнение Законов Российской  Федерации  "О конкуренции  и  ограничении монополистической деятельности на товарных ранках" и "О защите прав потребителей" Указом Президента РФ от 22 августа 1992 года было утверждено Положение о Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, который являлся центральным  органом исполнительной власти Российской Федерации в проведении государственной политики по развитию конкуренции,  ограничению монополистической деятельности,  пресечению недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей. Задачами Комитета являлись содействие формированию  рыночных  отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного  законодательства и законодательства о защите прав потребителей. В дальнейшем, Закон О конкуренции на товарных рынках подвергался неоднократным изменениям. Изменения, внесенные в 1995 и 2002 г. г. были настолько существенными, что можно говорить о принятии его в новой редакции.

       Следующим этапом в становлении российского антимонопольного законодательства считается формирование его конституционных основ.7 В качестве положений, относящихся к экономической системе общества,8 в том числе, рассматриваются установление гарантий единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ), а также установление запрета экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ). Напрямую к антимонопольному регулированию относятся и ч.3 с. 17 Конституции РФ, содержащая положение о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, установившая, что ограничения конституционных прав и свобод человека могут вводиться только федеральным законом, а также ст. 71 Конституции РФ, в соответствии с которой установление правовых основ единого рынка относится к ведению Российской Федерации.

       Положение о недопущении использования  гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке было включено и в первую часть Гражданского кодекса РФ (ч.2 п.1 ст. 10 ПС РФ), принятую в 1994 г., что представляется оправданным, учитывая иные его положения, закрепленные, например, ст. 1, п. 1 ст. 9, п. 1 ст. 22, п. 2 ст. 49, ст. 421 ПС РФ. Принятие Федерального закона от 23.06.1999г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (далее - Закон О конкуренции на рынке финансовых услуг) завершило, становление антимонопольного законодательства.9 Эффективное рыночное хозяйство — это не только свобода частной инициативы, но и строгий правовой порядок, единые, стабильные и неукоснительно соблюдаемые всеми правила экономической деятельности. Задача государства — установить эти правила и обеспечить их выполнение. В целях ведения эффективного рыночного хозяйства, развития экономики страны, реализации  Послания  Президента РФ Федеральному Собранию 1997 году в части приведения структуры Правительства Российской Федерации и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 года № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены  Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи. На их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов. 10 9 марта 2004 года Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе (далее – ФАС). Положение о ФАС было утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года №331, по которому ФАС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну). 

Информация о работе Антимонопольное регулирование в отдельных областях природопользования