Актуальные проблемы финансовых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой является рассмотрение актуальных проблем финансовых правоотношений и выяснение способов их регулирования. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие основные задачи:
Дать понятие финансовых правоотношений и их виды.
Выявить особенности бюджетных финансовых правоотношений.

Содержание

ГЛАВА I. Понятие правового регулирования в сфере финансовых отношений 5
1.1 Понятие и особенности финансовых правоотношений 5
1.2. Особенности регулирования бюджетных финансовых отношений 11
1.3. Правовое регулирование налоговых правоотношений 16
1.4. Правовое регулирование валютных правоотношений 23
Глава II. Современные проблемы в финансовых правоотношениях 26
2.1 Проблемы в сфере финансовых правоотношений 26
2.2. Решение проблем в сфере современных финансовых правоотношений 28
Заключение 32
Список используемой литературы 34
Приложения 35

Работа содержит 1 файл

Акт проблема в фин правоотношениях Курсовая Абросимова(1)2.docx

— 135.80 Кб (Скачать)

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют  и особенности. Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов я доходов, то есть в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее - финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности. Такой объект правоотношений налицо, например, при возникновении их между государством и предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований; при оказании финансовой помощи органом государственного управления подведомственным организациям, между Центральным банком РФ и Правительством РФ при использовании банковского кредита для покрытия бюджетного дефицита; между государством или и органами местного самоуправления и гражданами в связи с уплатой налогов и так далее.

Урегулированные нормами финансового  и предпринимательского права отношения  процедурного характера, связанные  с использованием определенных форм и порядка деятельности, также  обеспечивают движение финансовых ресурсов.

Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие, общественно необходимые потребности. При этом государственные органы наделены властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений - предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами1. Такого рода предписания могут быть адресованы также другим государственным органам согласно подчиненности и подконтрольности. Однако государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений. Аналогично взаимодействуют с участниками финансовых правоотношений и органы местного самоуправления. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.

Для финансового правоотношения должны быть налицо все рассмотренные специфические  черты в комплексе, характеризующие  финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения. Воля государства, его предписания по образованию, распределению и использованию  финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в финансовых планах (квартальных, годовых) или нормативах, лимитах и т.п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана характерно для финансовых правоотношений. Договор им, как правило, не свойствен. Властно-имущественными являются и финансовые правоотношения с участием, как одной из обязательных сторон, органов местного самоуправления.

Возникновение, изменение и прекращение  финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических  фактов. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.

Действия - это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными - не соответствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характеры такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими, же участниками на основе новых планов1. На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений. Это, например, извещение налогоплательщика налоговым органом о необходимости уплаты определенной суммы налога, распоряжение министерства о передвижении средств по статьям смет подведомственных учреждений в рамках сводной сметы этого министерства, о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные  с применением мер ответственности (начисление пеней на невнесенную  сумму налогового платежа в государственный  или местный бюджет, прекращение  финансирования при использовании  средств не по целевому назначению и др.).

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий2.

Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация  по разным основаниям: по кругу участников, по способам государственной защиты, по длительности и другому.

Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация  на виды в зависимости от структуры  финансовой системы РФ. При такой классификации выделяются финансовые правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы: бюджетные, налоговые, по поводу организации финансов государственных предприятий, организации страхового дела и так далее. Такие виды финансовых правоотношений соответствуют систематизации норм финансового права по этому же признаку.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового  права, выделяемых в зависимости  от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут  быть материальными и процессуальными.

В материальных финансовых правоотношениях  реализуются права и обязанности  субъектов по получению, распределению  и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы  выражены в конкретном размере или  определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается  в возможности или необходимости  получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов  финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и  используются государственные и  муниципальные денежные фонды1. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности.

Между процессуальными и материальными  финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов.

Вместе с тем правильно избранная  процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав и обязанностей в области  финансов, поскольку не только содержание, но и формы существенны. Поэтому  одним из важных факторов повышения  уровня финансовой деятельности государства  и органов местного самоуправления является совершенствование процессуальной стороны этой деятельности.

Финансовые правоотношения возникают  только по поводу денежных средств (финансовых ресурсов) вне зависимости от их формы выражения. Поэтому финансовые правоотношения всегда являются имущественными денежными отношениями. По материальному содержанию финансовые правоотношения бывают следующих видов:

1) бюджетные;

2) налоговые;

3) в области страхования;

4) кредита (государственного и  банковского), расчетов, регулируемых финансовым правом;

5) финансовые правоотношения, связанные  с регулированием денежного обращения  и валютного законодательства.

Где виды финансовых правоотношений? Где переход к следующему подразделу?

1.2. Особенности регулирования бюджетных финансовых отношений

Бюджетное право, является важнейшей подотраслью финансового и предпринимательского права, с которой так или иначе связаны все составные части финансового права - его подотрасли, разделы, институты. Роль бюджетного права в системе финансового права обусловлена той ролью, которую играют в реальной жизни общественные отношения, урегулированные нормами данной подотрасли финансового права, то есть определяются сущностью предмета правового регулирования. Предметом бюджетного права и являются общественные отношения, которые возникают при создании, распределении и использовании важнейшего централизованного денежного фонда государства. Таким централизованным фондом является бюджет государства1.

В юридической и экономической  литературе понятие «бюджет» рассматривается  в разных аспектах. Как экономическая категория он определяется, как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств или муниципального фонда денежных средств. Как правовая категория бюджет - это основной финансовый план государства или муниципального самоуправления, роспись его доходов и расходов. В БК содержится легальное определение бюджета. Он определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенная для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления2.

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Российская Федерация является государством с республиканской формой правления, под бюджетом государства понимают бюджет Российской Федерации и местные бюджеты. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, её обороноспособность и др. потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития РФ на конкретный год. В соответствии с нормами Конституции РФ бюджет находится в ведении РФ. Бюджету РФ придаётся высшая юридическая сила, он утверждается в форме республиканского закона. Средства бюджета должны использоваться с соблюдением норм действующего законодательства, утвердившего его. На уровне образований местного самоуправления создаются местные бюджеты. Вы вроде на юриста учитесь, а что сокращать такие понятия как «Российская Федерация» нельзя, не знаете.

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования  бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав программно- методическими решениями, органами местного самоуправления в области бюджета, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления и утверждения отчётов об их исполнении, а также при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля. Указанные отношения регламентируются нормами финансового и предпринимательского права, которые и образуют в совокупности бюджетное право и правоотношения.

Таким образом, бюджетные правоотношения возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы программно-методического решения и государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований; регулирование государственного и муниципального долга, а также составление и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней и контроль за исполнением.

К особенностям бюджетных правоотношений можно отнести то, что возникают  они в связи с образованием, распределением и использованием государственного и муниципального денежного фонда  на соответствующей территории. А  также: права и обязанности субъектов  правоотношений обусловлены формированием  и использованием бюджета как  основного финансового плана  государства.

Информация о работе Актуальные проблемы финансовых правоотношений