Шпаргалка по "Финансовому контролю и аудиту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:21, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Финансовому контролю и аудиту".

Работа содержит 1 файл

Шпаргалка по Финансовому контролю и аудиту.doc

— 509.00 Кб (Скачать)

CoolReferat.com

1. Система финансового контроля и аудита в Российской Федерации

Система финансового контроля в  Российской Федерации в основном отвечает требованиям систем, действующих в демократических странах с рыночной экономикой. Система финансового контроля подразделяется на государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независимый контроль). Государственный финансовый контроль состоит из общегосударственного и ведомственного. Общегосударственный контроль охватывает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Этот контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в ее субъектах. На уровне местного самоуправления проводится муниципальный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый контроль в России осуществляют: Счетная палата Российской Федерации, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина России, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов РФ, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

К  основным    задачам   финансового контроля относятся: контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики; контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями.

Общегосударственный контроль подразделяется на денежно-кредитный, валютный, страховой, налоговый, таможенный.

Денежно-кредитный  и валютный контроль в основном осуществляет Центральный банк РФ.

Ведомственный государственный контроль проводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, концернов, органов управления исполнительной власти). Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля, которые и проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Для проведения ведомственного контроля могут привлекаться ревизоры КРУ МФ РФ и его подразделений.

Общественный  контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих  органы исполнительной власти предоставлять  информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим).

В организации  общественного контроля большую  роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами Госкомстата РФ, государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами (федеральной и субъектов РФ), для которых гласность — важнейший принцип деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской  деятельности» аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудитор (от лат. auditor — слушатель, ученик, последователь) — лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.

Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др. Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела, в то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).

В России создана  соответствующая правовая база аудиторской деятельности, определилась система его нормативного регулирования, проводится работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, осуществляемой по установленным государством правилам. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации возложено на Министерство финансов РФ

2. Виды и  методы контроля.

Контроль –  неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря  которой управляющая система  получает реальную информацию о действительном состоянии управляемой системы.

По организационным  формам контроль подразделяется на:

           -    государственный – осуществляется гос. органами контроля. Он подразделяется на общегосударственный (в него входит налоговый, таможенный, валютный контроль), бюджетно – финансовый (денежно – кредитный и административный контроль), парламентский;

  • ведомственный – внутренний контроль отдельных гос. ведомств за деятельностью подведомственных организаций;
  • вневедомственный – осуществляется уполномоченными органами в отношении различных предприятий и организаций;
  • аудиторский – независимая проверка финансовой отчетности хозяйствующего субъекта;
  • внутрихозяйственный – организуется хозяйствующим субъектом;
  • общественный – реализуется через общественные институты.

 

3.Понятие, цели и задачи  аудиторской деятельности

Федеральный закон  «Об аудиторской деятельности»  № 307 – ФЗ от 30.12.2008 г. определяет аудиторскую  деятельность как деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих  аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Основной целью  аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской  или финансовой отчетности экономических  субъектов и соответствия совершенных  ими финансовых и хозяйственных  операций нормативным актам, действующим в РФ. Следовательно, назначение аудита – это проверка финансовых отчетов с целью:

·        подтверждения достоверных отчетов  или консультации их недостоверности;

·        проверки полноты, достоверности и  точности отражения в учете и

отчетности  затрат, доходов и финансовых результатов  деятельности предприятия

за проверяемый  период;

·        контроль за соблюдением законодательных  и нормативных документов,

регулирующих  правила ведения учета и составления  отчетности, методологической

оценки активов, обязательств и собственного капитала;

·        выявление резервов лучшего использования  собственных основных и

оборотных средств, финансовых резервов и заемных источников.

В ходе аудиторской  проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется:

·        все ли активы и пассивы отражены в отчете;

·        все ли документы используются в  отчете и насколько фактическая

методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.

Отчет о прибылях и убытках аудитор проверяет  для установления правильности расчета  баланса и налогооблагаемой прибыли.

Для достижения основной цели и представления заключения аудитор изучает

следующие вопросы:

1.     общая приемлемость отчетности (соответствует  ли отчетность в целом

всем требованиям, предъявляемым к ней);

2.     обоснованность (существуют ли основания  для включения в отчетность

указанных там  сумм);

3.     законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в

частности все  ли активы и пассивы, принадлежащие  компании);

4.     оценка (все ли категории правильно  оценены и безошибочно считаны);

5.     классификация (есть ли основание  относить сумму на тот счет, на котором она записана);

6.     разграничение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты

составления баланса  или непосредственно после нее  к тому периоду, в котором были проведены);

7.     аккуратность (соответствует ли  сумма отдельных операций данным,

приведенным в  книгах и журналах, соответствуют  ли итоговые суммы данным, приведенным  в главной книге);

8.     раскрытие (все ли категории  занесены в финансовую отчетность  и

правильно ли отражены в отчетах и приложениях книг).

Задача аудитора состоит:

·        в оценке уровня бухгалтерского учета, квалификации учетных кадров,

качество обработки  информации (особенно первичной документации), правильность и законность совершения бухгалтерских записей;

·        в оказании помощи предприятиям путем  рекомендаций по устранению

недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно  повлияли на финансовые результаты, сказались  на достоверности показателей отчетности;

·        в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в

данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой

организации на те будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат.

 

4. Принципы  аудита.

Основные принципы аудита можно разделить на 2 группы:

1)Основные принципы, регулирующие аудит (этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора и клиента);

2)Основные принципы  проведения аудита (правила, определяющие  этапы и элементы аудиторской  проверки).

Принципы, регулирующие аудит определены в стандарте аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности». Данный стандарт определяет, что при выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которого он является, а также следующими этическими принципами: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение.

Принципы проведения аудита:

  1. Определение объема аудита. Согласно стандарту №1 термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита.
  2. Планирование аудита. В соответствии со стандартом №3 «Планирование аудита» аудиторы обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно. Планирование аудита проводится по предварительному знакомству с организацией, оценки масштаба предстоящих работ и применяемого внутреннего контроля. В ходе планирования аудитору необходимо определить процедуры, которые следует использовать в процессе проверки, а также установить следует ли привлекать к работе других аудиторов или экспертов.
  3. Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля – оценивается эффективность ведения бухгалтерского учета и контроля.
  4. Аудиторские доказательства – данные или информация, собранные аудитором. Согласно стандарту №5 «Аудиторские доказательства» в ходе проверки аудитору необходимо собрать доказательства того, что финансовые отчеты составлены в соответствии с действующим законодательством и являются достоверными.
  5. Аудиторская документация – рабочие документы и материалы аудитора. Федеральный стандарт №2 «Документирование аудита» определяет, что важнейшие аудиторские доказательства должны быть документированы.
  6. Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленный в соответствии со стандартом №6 «Аудиторское заключение по БФО» и содержащий выраженное мнение о достоверности БФО организации и порядка ведения бухгалтерского учета по законодательству РФ.

 

5. Правовые  и организационные основы аудиторской  деятельности.  В настоящее время система нормативного регулирования аудита находится в стадии становления и формируется пятиуровневой системой нормативного регулирования аудита.

1-й уровень:  Федеральные законы, кодексы, указы  (устанавливает Федеральное Собрание, Правительство, Гос. Дума, Президент)

2-й уровень:  Постановления, приказы Президента  РФ, Правительства РФ, МинФина и Департамента организации аудиторской деятельности.

3-й уровень:  федеральные стандарты аудиторской  деятельности, стандарты аудиторской  деятельности (Правительство РФ. МинФин, Департамент организации аудиторской  деятельности).

4-й уровень: внутренние стандарты – издаются аудиторскими объединениями (по отраслям). Они не могут быть ниже требований федеральным стандартам и не могут им противоречить.

5-й уровень:  внутрифирменные стандарты –  разрабатываются аудиторскими организациями  (индивидуальным аудитором). Они содержат сведения по применению стандарта об аудиторской деятельности, не противоречат ни внутренним, ни федеральным стандартам. Внутрифирменные стандарты можно условно разделить на:

  • стандарты в области этики поведения аудитора;
  • стандарты по внутрифирменному документообороту;
  • стандарты в области методологии проведения проверок;
  • по направлению.

 

 

 

6. Обязательный  аудит.

Критерии предприятий, подлежащих обязательной аудиторской  проверки:

  1. организационно – правовая форма экономического субъекта; ОАО;
  2. вид деятельности экономического субъекта: банки и кредитные учреждения; страховые организации; общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи; инвестиционные институты; благотворительные и иные фонды, источниками которых являются добровольные отчисления граждан или юридических лиц; внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются обязательные отчисления юр. и физ. лиц;
  3. финансовые показатели деятельности экономического субъекта:
  • если объем выручки от реализации продукции за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей;
  • если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей.

Для муниципальных  унитарных предприятий законом  субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому контролю и аудиту"