Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:54, шпаргалка

Описание работы

Валютная система – это форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством (национальная система) или межгосударственным соглашением (мировая и региональная системы).
Валютная система представляет собой совокупность двух основных элементов – валютного механизма и валютных отношений.

Работа содержит 1 файл

ШПОРА.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

ВАЛЮТНАЯ  СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ЭЛЕМЕНТЫ

Валютная система  – это форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством (национальная система) или межгосударственным соглашением (мировая и региональная системы).

Валютная система представляет собой совокупность двух основных элементов – валютного механизма и валютных отношений.

Под валютным механизмом понимаются правовые нормы и институты, представляющие их на национальном и  международном уровнях.

Валютные отношения  представляют собой разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте.

Различают национальную, мировую и региональную валютные системы.

Национальная  валютная система сформировалась в  рамках национальной денежной системы, которая регламентировала порядок денежных расчетов данной страны с другими государствами. Постепенно она обособилась от денежной системы.

Основные элементы национальной валютной системы:

– национальная валюта;

– национальное регулирование международной валютной ликвидности;

– режим курса национальной валюты;

– национальное регулирование валютных ограничений и условий конвертируемости национальной валюты;

– режим национальных рынков валюты и золота;

– национальные органы, осуществляющие валютное регулирование.

Национальная  валютная система базируется на национальной валюте. Национальная валюта – денежная единица страны.

По мере интернационализации  хозяйственных связей на основе национальных валютных систем формируются механизмы  межгосударственного регулирования международных и валютных отношений – мировая (МВС) и региональная валютные системы.

Исторически существовало четыре системы МВС. Первая была создана  в 1867 г. Парижским соглашением, вторая МВС явилась результатом соглашения 30 стран на Генуэзской международной экономической конферен ции 1922 г., третья МВС была оформлена в результате Бреттон-Вудских соглашений 1944 г. Ныне действует четвертая МВС, основы которой были заложены в 1976 г.

Основные элементы мировой и региональной валютных систем:

– международные платежные средства, выполняющие роль мировых денег;

– условия и режимы обратимости валют;

– механизм и режим валютных курсов;

– формы международных расчетов;

– кредитные орудия обращения и порядок их использования в международных расчетах;

– международные ликвидные активы и порядок их регулирования;

– режим международных валютных и золотых рынков и межгосударственные институты, регулирующие валютные отношения.

Основной элемент  любой валютной системы – международные  платежные средства, выполняющие  в рамках данной системы роль мировых денег. В условиях господства неразменных кредитных отношений роль мировых денег берут на себя резервные валюты – полностью конвертируемые валюты стран, в которых практически отсутствуют валютные ограничения по всем видам операций для всех держателей валюты.

Помимо полностью  конвертируемой валюты, различают частично конвертируемые (в странах, где сохраняются  ограничения по отдельным видам  операций и для отдельных держателей валюты) и неконвертируемые (в странах, где действуют практически все виды ограничений, и прежде всего запрет на покупку-продажу иностранной валюты, ее хранение, вывоз и ввоз) валюты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ

Денежно-кредитная  политика традиционно рассматривается  как важнейшее направление экономической политики государства. Денежно-кредитная политика, являясь частью общегосударственной экономической политики, должна быть «вписана» в общую цель развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия. В общем виде цель государственного регулирования экономики – достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста.

Если цель развития национальной экономики заключается  в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России.

Процентная политика Банка России используется для воздействия  на рыночные процентные ставки в целях  укрепления национальной валюты.

Политику резервных  требований Банк России использует как  метод регулирования общей ликвидности  банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Операции на открытом рынке – это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Под рефинансированием  коммерческих банков понимается кредитование Банком России кредитных организаций, в том числе учет и переучет векселей. В настоящее время Банк России предоставляет банкам, заключившим Генеральный кредитный договор, следующие виды обеспеченных кредитов: внутридневные кредиты; кредиты «овернайт»; ломбардные кредиты. Составной частью проводимой Банком России политики рефинансирования являются его депозитные операции с кредитными организациями.

Валютное регулирование  подразумевает разработку и реализацию Банком России политики валютного курса.

При реализации избранной валютной политики Банк России использует широкий арсенал методов, которые условно можно подразделить на рыночные и административные.

К рыночным методам  можно отнести проведение Банком России мероприятий по покупке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынке (валютные интервенции) для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Административные  методы основаны на принуждении участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и предложения иностранной валюты на рынке.

Прямые количественные ограничения могут применяться  Банком России в исключительных случаях  в целях проведения единой государственной  денежно-кредитной политики после  консультаций Правительством РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бюджетная система  РФ представляет собой совокупность бюджетов разных уровней, основанную на социально-экономических взаимоотношениях и бюджетном законодательстве.

Структура бюджетной  системы РФ состоит из трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Построение бюджетной системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ.

Бюджетная система  построена на основе следующих принципов.

1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т. п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней выражается в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению, определять источники финансирования дефицита бюджета, в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами, в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит – это превышение доходов бюджета над расходами. Если при составлении бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, то до утверждения бюджета профицит бюджета сокращается в следующей последовательности:

– уменьшение доходов от продажи государственной и муниципальной собственности;

– сокращение доходов от реализации государственных запасов и резервов;

– направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; передача части доходов бюджетам других уровней.

Если эти меры осуществлять нецелесообразно, то следует сократить налоговые доходы бюджета.

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета означает надежность всех показателей бюджета, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997 г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета означает необходимость их отражения в бюджете в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности, т. е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46.  ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах.

Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам обязательств и требований банков.

Для обеспечения  самоокупаемости и получения  прибыли банк должен добиваться согласования цены привлечения ресурсов и доходности их размещения. Привлечение дорогостоящих ресурсов предполагает наличие у банка высокодоходных направлений их размещения, поскольку в противном случае у него возникнут убытки от основной деятельности. Жесткая зависимость активов банка от характера его пассивов должна учитываться при определении экономических нормативов деятельности банков и при регулировании их операций.

В пределах имеющихся  у банков ресурсов он свободен в  проведении своих активных операций. Административные ограничения могут  иметь разовый, чрезвычайный характер. Работать в пределах реально привлеченных ресурсов, обеспечивая при этом поддержание своей ликвидности, коммерческий банк может, только обладая высокой степенью экономической свободы в сочетании с полной экономической ответственностью за результаты своей деятельности.

Вторым важнейшим  принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую  ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов. Действующее банковское законодательство всем коммерческим банкам предоставило экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Экономическая ответственность коммерческого банка не ограничивается текущими доходами, а распространяется и на его капитал. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.

Третий принцип  заключается в том, что взаимоотношения  коммерческого банка со своими клиентами  строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на «общегосударственные интересы» несовместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности и платежеспособности.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"