Шпаргалка по "финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:21, шпаргалка

Описание работы

Данная работа содержит ответы на вопросы по "финансам"

Работа содержит 1 файл

шпоры .doc

— 387.00 Кб (Скачать)

 

1.Признаки  и предпосылки возникновения  финансов

Термин "финансы" появился в 13-15 веках и употреблялся как понятие, связанное с системой денежных отношений между государством и населением по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Данный термин отражал:

  • денежные отношения между 2-мя субъектами;
  • субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений;
  • в процессе этих отношений формируется бюджет;
  • государственно-принудительный характер поступивших в бюджет налоговых сбор и других платежей.

По своему материальному  содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности, представляющие финансовые ресурсы государства.

Важный специфический признак финансов - финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

Предпосылки возникновения  финансов:

  1. в центральной Европе в результате первых буржуазных революций власть монархов была значительно урезана, произошло отторжение главы государства от казны. В результате возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться.
  2. формирование и распоряжение бюджетом стало носить системный характер доходов и расходов, с определенным составом, структурой и законодательным закреплением;
  3. налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались, главным образом, за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

2. Особенности  формирования и становления финансовой  науки

С развитием  финансов развиваются и знания о  них, т.е. финансовая наука. Общие вопросы о финансовой науке имеются в работах таких мыслителей Др.мира как Ксенофон, Аристотель. В Ср.века вопросы финансовой науки рассматривались Ф.Аквинским. Теория  Финансов возникла в 16 в. Карафа основным источником государственной казны предложил сделать домены (владение) – гос. имущество в виде земли, лесов, вещных прав на пользование частным имуществом на основе капитала правительства. В 19в. финансовая наука признается самостоятельной наукой. Во второй пол. 20в. финансовая теория уже однозначно признается частью общей экономической теории и существует как самостоятельная наука.

Можно выделить 2 крупные стадии, характерные для становления и развития науки о финансах:

  • классическая теория финансов: началась во времена Римской империи и закончилась в середине 20 века. Для нее характерны 3 стадии:
    1. ненаучное состояние (времена Древнего Рима и Греции);
    1. переход к научной обработке (конец Средневековья – вторая половина 18 века);
    2. научный рациональный период (середина 18 века – середина 20 века).
  • неоклассическая теория финансов (середина 20 века и по сей день).

Суть первой теории заключается в доминанте  финансов государства, второй – в доминанте финансов частного сектора (крупный бизнес, рынок капитала).

 

3. Функции  финансов

Финансы выполняют 4 функции:

  • распределительная: посредством финансов распределяется денежный доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, а на микроуровне – прибыль и выручка.
  • контрольная: заключается в способности финансов отслеживать весь ход распределительного процесса, а также расходования по целевому назначению денежных средств, поступающих из фонда;
  • регулирующая: заключается во вмешательстве государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, кредит, субсидии);
  • стабилизирующая: обеспечение граждан и всех хозяйствующих субъектов стабильными экономическими и социальными условиями.

4. Финансы  и расширенное воспроизводство

Расширенное воспроизводство – это непрерывное циклическое движение и расширение общественного богатства, воспроизводства рабочей силы, производственных отношений.

Расширенное производство представляет собой несколько стадий:

  • производство;
  • распределение;
  • обмен;
  • потребление.

Расширенное производство функционирует с помощью следующих  инструментов:

    • товарно-денежных отношений;
    • финансовых отношений;
    • кредитных и прочих.

Наиболее важную роль в процессе расширенного производства играют государственные финансы и финансы предприятий.

Государственные финансы – один из блоков финансовой системы государства, основным назначением которого является мобилизация финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и использование их на цели финансирования общегосударственных нужд.

Источники образования:

    • обязательные налоги и сборы;
    • государственные пошлины;
    • доходы от реализации государственных предприятий;
    • доходы за счет ведения предприятиями хозяйственной деятельности.

Финансы предприятия – центральное звено финансовой системы, предназначенное для повышения уровня благосостояния предприятия и рационального использования денежных фондов с целью получения максимальной прибыли.

Роль финансов предприятия в расширенном воспроизводстве  велика в связи с тем, что финансовые ресурсы предприятия в условиях рыночной экономики участвуют в процессе образования ВНП, и в связи с тем, что предприятие как хозяйствующий субъект уплачивает налоги в бюджет.

 

5. Общее понятие о финансовых ресурсах

Распределение и перераспределение с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов.

Финансовые  ресурсы (ФР) – это совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении у государства, предприятий, организаций и отдельных ФЛ.

ФР государства в форме налогов и специальных отчислений сосредоточены в гос. бюджете, целевых бюджетных и внебюджетных фондах. Они предназначены для финансирования расходов по выполнению функций государства, его финансовых обязательств, специализированных программ и социальной защиты населения. Это централизованные ФР.

ФР субъектов хозяйствования сосредоточены, в основном, в децентрализованных фондах накопления и потребления и используются на текущие затраты и затраты по обновлению и расширению – децентрализованные  ФР.

При рассмотрении вопросов о сущности ФР необходимо рассмотреть соотношение между совокупным общественным продуктом и ФР.

СОП = C + V + M

C – средства труда и потребления;

V – затраты на труд;

M – доход.

Соотношение между  СОП и ФР государства обусловлены:

  1. в СОП учитывается вся сумма материальных затрат, а в сумме ФР только та их часть, которая представлена амортизационными отчислениями;
  2. в стоимости СОП отражается весь фонд оплаты труда, а в сумме ФР только та часть, которая распределяется и направляется в бюджет и другие денежные фонды в виде налогов;
  3. стоимость прибавочного продукта (дохода) включается в стоимость ФР полностью.

6. Порядок  создания и источники формирования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

Основные источники  формирования централизованных финансовых ресурсов:

1.Прибыль: представляет собой основной финансовый результат деятельности любого хозяйствующего субъекта. Конечным результатом производственной и хозяйственной деятельности является балансовая прибыль.

2.Гос бюджет – это система денежных отношений возникающих в процессе распределения национального дохода и совокупного общественного продукта, отражаемых в централизованных государственных фондах, это основной финансовый план государства, в котором происходит увязка всех доходов и расходов государства.

3.Налоги представляют собой обязательные безвозмездные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащие им по праву собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

4.Ссудный капитал рассматривается как созданный человеком ресурсы, используемые для приобретения товаров которые непосредственно не удовлетворяют потребности человека. Он основан на частной собственности и представляет собой денежный капитал, передаваемый в ссуду его собственником на время на условиях возвратности и платы в виде процента.

5.Страхование - система экономических отношений, включающая образование за счет вносов организаций населения специального фонда денежных средств, и использование его для возмещения страховых случаев, оговоренных договором страхования.

6.Денежные  доходы и сбережения.

Основными источниками  формирования децентрализованых финансовых ресурсов являются:

  1. Прибыль
  2. Бюджет
  3. Ссудный капитал
  4. Денежные доходы и сбережения населения
  5. Страхование
  6. Амортизационный фонд - фонд средств, предназначенный для простого и расширенного воспроизводства основных фондов и не материальных активов, он имеет двойственную экономическую природу, одновременно обслуживает процесс возмещения износа основных фондов и процесс расширенного воспроизводства.

7. Общее понятие  о финансовой системе,  экономические основы ее построения

Финансовая  система - совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение своих политических и экономических функций.

Финансовая система  состоит из 2-х сфер:

  1. Государственные финансы
  2. Финансы частных предприятий, корпораций, монополий

Гос. финансовая система включает 4 звена:

1)Гос. бюджет является ведущим звеном государственных финансов. До 40% нац. дохода перераспределяется через гос. бюджет. В нем сосредоточены крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом значении общегосударственные расходы. Основные доходы бюджета - налоги (70-90%). За гос. бюджетом закреплены основные налоги (подоходный налог с ФЛ, НДС, акцизы, таможенные пошлины).

Из гос. бюджета  проводятся и основные расходы: на военные цели, содержание гос. аппарата, социальные расходы и прочее.

2)Местные финансы. В современных условиях увеличивается роль местных органов власти, растут масштабы местного хозяйства, следовательно, роль местных финансов также увеличивается. Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов, в основном поимущественных, систему местного кредита специальных фондов. Центральное место занимают местные бюджеты, которые не входят в состав гос бюджета и имеют определенную самостоятельность. Значительная часть этих бюджетов направляется на развитие экономической и социальной сферы.

3)Специальные внебюджетные формы. Они имеют определенную самостоятельность, отделены от бюджета и управляются центральными либо местными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансовые учреждения. Первоначальной задачей этих фондов являлось финансирование отдельных целевых мероприятий, в последствии они приобретают значение резервов, к которому правительство прибегает в случае финансовых затруднений. 4)Финансы гос. предприятий. Это звено, посредством которого государство участвует в первичном распределении НД, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях.

Второй сферой выступают финансы частных предприятий, корпораций монополий, которые обеспечивают процесс производства и получения  прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала различных денежных фондов предприятий. Эти денежные фонды носят обособленный децентрализованный характер. В тоже время государство имеет непосредственное взаимоотношение с финансами частных предприятий. Частные предприятия составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого ВВП и НД, поэтому государство использует различные методы для стимулирования деятельности этих предприятий.

Информация о работе Шпаргалка по "финансам"