Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:21, шпаргалка

Описание работы

финансы и их функции
Финансы как экономическая категория — результат развития денежных отношений в определенных социально-экономических условиях.
Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

Работа содержит 1 файл

финансы и их функции.docx

— 27.73 Кб (Скачать)
  1. финансы и их функции

    Финансы как экономическая категория  — результат развития денежных отношений  в определенных социально-экономических  условиях.

    Для возникновения  финансов как сферы экономических  отношений необходимо возникновение  и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса  условий (или предпосылок), таких, как:

    образование и признание права собственности  физических лиц на товары, услуги, землю, природные ресурсы и т. д.;

    сложившаяся система правовых норм в части  имущественных отношений;

    укрепление  государства как выразителя интересов  всего общества, приобретение государством статуса собственника;

    появление социально различных групп населения.

    Все эти  условия возникают при одной  общей предпосылке: достаточно высокий  уровень производства, повышение  его эффективности, рост доходов  населения и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

    Формирование, распределение и использование  денежных доходов — основное условие  для возникновения финансов.

    Финансовые  интересы — это интересы собственников  денежных доходов.

    Для появления  финансов необходим также высокий  уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших  размерах, формирование и использование  основных функций денег. Финансы - это  движение денежных доходов. Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные  отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект  экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя  и используя денежный доход, собственником  которого он является, каждый участник экономических отношений может  реализовать свои интересы.

  1. фин. система, звенья фин. системы.

      Финансовая система – это совокупность всех организаций, участвующих в денежных операциях. Также в более широком смысле под этим термином можно понимать и финансовые связи между субъектами денежных отношений.

     Финансовая  система РФ

         Финансовая система РФ, как и  в любом государстве, включает  в себя все государственные  институты и организации, обеспечивающие  оборот денежных средств внутри  страны. При этом финансовая система  России состоит из государственной  финансовой системы, связанной  с оборотом денежных средств в бюджете РФ, и банковской системы, обеспечивающей расчёты денежными средствами между экономическими субъектами различных организационно-правовых форм собственности, а также их кредитование.

    Звенья  системы финансов

         Структурно финансовая система  России состоит из нескольких  звеньев, каждое из которых  осуществляет конкретную задачу. Первое звено финансовой системы  - это общегосударственные финансы.  Второе звено - финансы территориальных  субъектов РФ. Третье - финансы предприятий  и организаций (в том числе  паевых фондов). И четвёртое, последнее  звено - финансы граждан - то, с  чем каждый из нас сталкивается  ежедневно, то, что знакомо и  понятно нам достаточно хорошо.

    Характеристика  звеньев финансовой системы

    Звенья  финансовой системы - это группировка  отдельных финансовых категорий  с общими признаками. Каждое звено  финансовой системы выполняет свои функции, но вместе они образуют финансовую систему страны. Все элементы и  звенья финансов находятся во взаимосвязи, которая может быть одно- и двусторонней. Односторонними являются такие связи, в процессе которых существуют финансовые отношения только по получению средств  или по их предоставлению. Двусторонние финансовые связи появляются тогда, когда существуют финансовые отношения, как по получению, так и по предоставлению денежных средств.

    Несмотря  на особенности отдельных звеньев  финансовой системы, их социально-экономическое  содержание едино: они служат орудием  эксплуатации трудящихся, интересам  крупного монополистического капитала. Вопреки формальной автономии ряда звеньев они находятся в зависимости  от государственного бюджета, получая  от него субсидии, дотации, кредиты (http://www.creditu.ru/index.php Кредитное общество «Щит» Раздел - «Звенья финансовой системы»).

    Государственный бюджет.

    Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты  и местные бюджеты.

    Федеральный бюджет - важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это  финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные  с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.

    Бюджет  субъекта РФ - это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты  крупных городов (например, таких, как  Москва и Санкт-Петербург).

    Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и  районов с включением бюджетов районного  центра.

    Внебюджетные  фонды

    В современном экономическом  словаре даются следующие  определения внебюджетных фондов:

    1) денежные  средства государства, не включаемые  в государственный бюджет и  используемые по определенному  целевому назначению (например, государственный  пенсионный фонд, государственный  фонд социального страхования,  фонд обязательного медицинского  страхования);

    2) средства  организаций, учреждений, муниципальных  органов, не входящие в доходные  и расходные статьи бюджетов, финансируемые из других, внебюджетных  источников.

    Внебюджетные  фонды - это средства федерального правительства  и местных властей, связанные  с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

    Создание  государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования социальных рисков, которые  неизбежны в условиях рыночной экономики.

    Государственный кредит.

    Государственный кредит отражает кредитные отношения  по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

    Кредитором  выступают физические и юридические  лица, заемщиком -государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

    Следует учесть, что на всех уровнях управления финансами присутствует кредит. Государственный  кредит - это кредитные отношения  между государством, юридическими и  физическими лицами, при которых  государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим  лицам государственных ценных бумаг. Таким образом, формируется государственный  долг.

    При государственном  кредите государство выступает  не только заемщиком, но и кредитором. Правительство может предоставлять  кредиты резидентам (в основном виде краткосрочной бюджетной ссуды). Предприятиям агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностям) предоставляются  товарный и льготный кредиты. Государственный  кредит может выступать также  в форме гарантированных обязательств федерального правительства под  кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами.

    Фонд  страхования.

    Страхование представляет собой формирование и  использование ФДС, связанное с  наступлением страхового случая. Из средств страховых фондов пострадавшим выплачивается страховая сумма определённого размера.

    На рынке  действуют специализированные страховые  организации, реализующие страховой  продукт в форме обязательного  и добровольного страхования.

    Обязательное  страхование выражает гражданско-правовые отношения, связанные с образованием и использованием ресурсов страхового фонда в силу закона. В РФ виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются действующим законодательством.

    Добровольное  страхование отличается от обязательного  страхования тем, что гражданско-правовые отношения возникают в силу волеизъявления сторон - страховой компании и физического  или юридического лица, которые закрепляются в заключаемом между ними письменном договоре страхования.

    Выделяют  пять основных видов  страхования:

    1 Личное  страхование - вид страхования,  объектом которого выступают  жизнь, здоровье и трудоспособность  человека;

    2 Имущественное  страхование - вид страхования,  объектом которого выступает  имущество в различных видах;

    3 Социальное  страхование - вид страхования,  объектом которого выступает  доход граждан;

    4 Страхование  рисков - вид страхования, сущность  которого заключается в уменьшении  риска осуществления предпринимательских  сделок;

    5 Страхование  ответственности - вид страхования,  объектом которого является ответственность  страхователя перед третьими  лицами.

  1. бюджетная система. Гос. бюджет. Доходная и росходная часть бюджета.

    Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных  служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной  казны, равно как указываются  источники и размеры ожидаемых  поступлений в государственную  казну.

    Деятельность  государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а  также составлению и утверждению  отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

    В бюджетную  систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

    Федеральный бюджет

    бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

    бюджеты муниципальных образований (местные  бюджеты)

    Согласно  статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным  казначейством.

    Если запланированные  доходы бюджета превышают расходы  бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

    Доходы  и расходы

    Доходы  государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

    Доходы  формируются за счет:

    налогов, взимаемых как центральными, так  и местными органами власти;

    неналоговых доходов, складывающихся из доходов  от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной  собственности;

    доходов целевых бюджетных фондов.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"