Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы".

Работа содержит 1 файл

финансы шпоры 2.doc

— 303.50 Кб (Скачать)


1,Финансы как экономическая категория. Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства.

   Важнейшим инструментом экон-ой пол-ки и регулирования рыночных отношений выступают фин-сы. Фи­н-ые отношения сущ-ют объективно, но имеют конкретные формы проявлений, соответствующие характеру производственных отно­шений в обществе. Сущ. опред-ые основные экон-ие категории: товар; ст-ть;цена; кредит; фин.

Фин-сы - это сов-сть ден-ых отношений, организованных гос-ом, в процессе кот-ых осущ-ся формирование и использование общегосударственных фондов ден-ых средств. Фин. используются для решения: экон-их,  соц-ых и пол-их задач.

Сущность фин-ов, закономерности их развития и роль определяют­ся экон-им строем общества, а также природой и функциями го­с-ва. Областью возникновения и функционирования фин-ов явл. 2-я стадия воспроизводственного процесса - распре­деление ст-ти, на которой происходит распределение ст-ти об­щественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствова­ния, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Значит, важным признаком фин-ов как экон-ой кате­гории явл-ся распределительный характер фин-ых отношений.

Фин-ые ресурсы - это специфическая форма движе­ния ден-ых средств. Фин-ые ресурсы используются в фондовой, либо нефондовой фор­мах. В условиях рыночной экономики хозяйствующий субъект сам-но выбирает форму, гос-во использует фондовую форму, что явл. целесообразным для интересов общества в целом, так как это: 1-позволяет теснее увязать удовлетворение любой потребности с экон-ми возможностями общества; 2-обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; 3-дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производ­ство.

Сущность фин-ов проявляется в их функциях. Функции фин-ов - это специфический способ выражения присущих фин-ам свойств.

Воспроизводственная. Сущность ф-ции закл-ся в формировании ден-ых фондов и получении наличных ден-ых средств. Посредством выполнения этой функции фин-сы обслуживают постоянный кругооборот средств в воспроизводственном процессе. Уровни формирования ден-ых фондов: международный; фед-ый; рег-ый; местный; уровень отрасли; уровень хозяйствующего субъекта; уровень отдельно взятого гражданина.

Распределительная проявляется в том, что фин-сы активно участвуют в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и нац-го дохода м/у участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, сферой материального производства и социально-культурной сферой. Распределительный процесс охватывает все сферы общественной жизни: в материальном производстве; в сферах обращения; в сферах потребления. Виды фин-го распределения (его многоступенчатость): международное; фед-ое; рег-ое; межрег-ое; местное; межмун-ое; межотраслевое; внутриотраслевое; межхоз-ое; внутрихоз-ое; межсубъектное; внутрисубъектное.

Контрольная ф-ция проявляется в контроле со стороны общества за производством, распределением и обращением экон-го продукта. Ч/з контрольную ф-цию можно узнать, как складываются про­порции в распределении ден-ых средств, насколько своевременно фи­н-ые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяй­ствования, экономно и эффективно ли они используются.

Стимулирующая ф-ция – способствование эффективному экономическому росту (штрафы, льготы и т.д.).

В современных условиях фин-сы выполняют также такие ф-ции, как: 1.фин-ое регулирование 2. управление денежным потоком и фин-ми отношениями  3.защитная.

Неэффективное использование фин-ых ресурсов может привести к снижению эффективности работы экон-их субъ-ов, затормозить движение их к намеченным социально-экономическим показателям и, след-но, затормозить общее становление экон-го благосостояния гос-ва.

Фин-ое регулирование бывает: международным; фед-ым; рег-ым; мун-ым; ведомственным или отраслевым; внутрихозяйственным; внутрисубъектным.

В мировых фин-ых отношений эта ф-ция проявляется в регулировании международной фин-ой системы.

Внутри отдельного гос-ва фин-ое регулирование осущ-ся путем воздействия гос-ва на социально-экономическое развитие территорий, отраслей народного хозяйства и отдельных хозяйствующих субъектов через: налоги; тарифы; гос-ый кредит; субсидии; трансферты.

На уровне хозяйствующего субъекта также сущ-ют определенные рычаги фин-ого воздействия: цены;  доходы; инвестиции;  дивиденды; амортизационные отчисления.

Ф-ция управления денежным потоком и фин-ми отношениями выражается через функционирование фин-го менеджмента.

Фин-ый менеджмент - это система рационального управления ден-ми потоками, движением фин-ых ресурсов и источников их формирования с целью обеспечения фин-ой устойчивости экон-го субъекта.

 

2. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.

Мировое   разделение   труда   приводит   к неравномерному распределению высокотехнологичных производств, к концентрации финансового капитала в наиболее богатых странах путем следующих механизмов:

-финансового;

- банковского;

- ценового.

   Более бедные страны занимаются практически исключительно добычей сырья и производством сельскохозяйственной продукции.

  Однако содержание воспроизводственного процесса при этом не изменяется - оно сохраняется устойчивым практически в любых ситуациях.

  Процесс воспроизводства состоит из нескольких обязательных стадий, без любой из которых он не может существовать:

- стадии производства;

- стадии обмена;

- стадии распределения;

- стадии потребления.

  Каждая стадия обслуживается определенными экономическими категориями. Участие данных экономических категорий в воспроизводственном процессе может быть:

- прямым; -опосредованным.

  Если исходить из общественного назначения финансов, то наиболее значительна их роль на стадии распределения. На этой стадии воспроизводственного процесса активнее проявляются все общественные интересы, а стало быть, и все общественные противоречия.

  Именно на стадии распределения созданный общественный продукт делится сначала на долю потребления и долю накопления, а затем распределяется далее среди членов современного общества. 

  Из совокупного общественного продукта, идущего на потребление, в первую очередь выделяется доля, предназначенная для возмещения предметов и орудий труда, использованных в предшествующем цикле воспроизводства. Оставшаяся часть распределяется между владельцем средств производства и его рабочими. Данные пропорции складываются на протяжении многих столетий и останутся неизменными еще долгое время.

  Стадии обмена и потребления возможны только после осуществления стадии распределения. Каждый участник делит свою часть дохода на два основных фонда:

- фонд потребления;

- фонд накопления.

  В распределительный процесс вмешивается и государство, изымая из доходов свою долю, используя такие методы, как:

- налоги;

- займы; -

- страховые платежи.

  Основным рычагом общественного воздействия на государственные органы являются выборы органов и лиц власти:

- законодательных органов;

- президента;

- различных должностных лиц.

  Через общественные организации каждое общество четко определяет границы и сферы деятельности государства. Государство же пытается расширить сферу своего действия. Чем шире функции государства, тем на большую сумму доходов общества оно претендует. Государство берет на себя часть расходов на определенные области, которые не могут обеспечивать сами себя. К таким областям относятся прежде всего следующие:

- просвещение;

- здравоохранение;

- социальное обеспечение,

  Естественно, это не может не отразиться на цене рабочей силы, а следовательно, на уровне оплаты труда. Соответственно, чем выше доля общественных фондов, тем ниже доля личных фондов потребления населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Фин-ая система страны, ее сферы и звенья.

Фин-ая система - это сов-сть блоков, зве¬ньев и подзвеньев фин-ых отношений.            Сферы фин-ой системы РФ: гос-ые фин-сы;  фин-сы юр-их и физ-их лиц. Каждое звено фин-ой системы выполняет свои ф-ции, все вместе они образуют единую фин-ую систему страны.

Гос-ые фин-сы отражают экон-ие отно¬шения по формированию и использованию централизованных фондов ден-ых средств, предназначенных для обеспечения выполнения гос-ом его ф-ций. Гос-ые фин-¬сы включают гос-ый бюджет и гос-ые внебюджетные фонды. По месту в фин-ой системе гос-ый бюджет пред-ет собой основной фин-ый план страны на текущий фин-ый год, имеющий силу закона. Гос-ые внебюдж-ые фонды - форма аккуму¬лирования и перераспред-ия ден-ых средств для удовлет¬ворения соц-ых потребностей и допол-ого финансиро¬вания территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на фед-ом и территориальном уровнях и имеют целевое назна¬чение. Внебюдж-ые фонды включают: Пенсионный фонд, Фонд соц-го страх-ия и Фонд обяз-го мед-го страх-ия.

Фин-сы юр. лиц – сов-сть экон-их отношений по формированию и использованию ден-ых фондов орг-ций, предпринимателей, физ. лиц, предназначен¬ных для обеспечения процесса воспроизводства. Фин-сы юр. лиц делятся на 2 группы: фин-сы коммерческих и фин-сы некоммерческих орг-ций.

Фин-сы физ. лиц – фин-ые отношения, где субъ-ми управления вы¬ступают физ. лица. Частные фин-сы формируются за счет след-их источников: з/п; доходы от пред-ой дея-ти;доходы от операций с личным им-ом; доходы от владения ц.б. и ден-ых накопле¬ний в фин-во-кредитной сфере; доходы в виде льгот и выплат со стороны гос-ва.

Звенья фин-ой системы:

1.Гос-ый бюджет - основной фин-ый план для образования и расходования гос-го фонда ден-ых средств. Через гос-ый бюджет происходит реальное распред-ие и перераспред-ие совокупного об¬щественного продукта и нац-го дохода, формируется цен¬трализованный общегос-ый фонд ден-ых средств. Особенности гос-го бюджета: 1)имеет ярко выраженный балансовый хар-ер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета, а пре¬вышение доходов - профицит; 2)формирование и использование бюджета базируется на соче¬тании централизованных начал с инициативой местных органов.

2.Внебюджетные фонды - средства фед-го прави¬тельства и местных властей, связанные с финансированием рас¬ходов, не включаемых в бюджет. В настоящей время сущ-ют: Пенсионный фонд РФ; Фонд обязательного соц-го страх-ия; Фонд обяз-го мед-го страх-ия. Формирование внебюд-ых фондов осущ-тся за счет обяз-ых целевых отчислений, которые для обычного налого¬плательщика ничем не отличаются от налогов. Внебюд-ые фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует контроль над использованием средств и доступа к ним в полном объеме.

3.Фонды страх-ия обеспечивают возмещение возмож¬ных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а так¬же способствует их предупреждению. В России действуют универсальные и спе¬циализированные страх-ые компании. Они предоставляют различные виды услуг по страх-ию личных и имущ-ых рисков граж¬дан и юр. лиц.

4.Фондовый рынок занимает особое место среди звеньев финансово-кредитной системы. Его можно выделить в особое зве¬но, так как фондовый рынок пред-ет собой особый вид фин-ых отношений, возникающих в результате купли-прода¬жи специфических фин-ых активов – ц.б. Задача фондового рынка - обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с более высоким уровнем доходности.

5.Фин-сы пред-ий - замкнутые ден-ые отношения, связанные с формированием и перераспред-ем фин-ых ресурсов м/у подразделениями и сферами деят-ти одно¬го юр. лица а также взаимоотношения с бюджетами разных уровней, инвестиционная и эмиссионная деят-сть юр. лиц. Фин-сы пред-ий различных форм собственности, явля¬ясь основой единой фин-ой системы страны, обслуживают процесс создания и распред-ия общественного продукта и нац-го дохода.

Необходимость выделения отдельных звеньев фин-ов вызвана различиями в формах и методах образования фондов для нужд гос-ва и их использования. Сегодня в России выделяют 4 звена фин-ов: 1.гос-ые фин-сы; 2.гос-ый кредит; 3.фин-сы гос-ых пред-ий; 4.специальные фонды.

Гос-ые фин-сы формируются за счет: налогов; госпошлин; сборов; штрафов; различных займов; лотерей; доходов, полученных от гос-ых предприятий.

Гос-ый кредит включает в себя: внутренние займы; межгос-ые заимствования; казначейские обязательства; гос-ую вексельную систему.

Фин-сы гос.предприятий также имеют ряд специфических особенностей: цена; кредит; оборотные средства.

Специальные фонды используются для фин-го обеспечения гос-ых пред-ий. Их обособление вызвано задачами: политическими; социальными; экон-ми.

Звенья фин-ов должны отвечать тем же трем признакам, что и фин-сы. Однако обычно они имеют также свои собственные, специфические признаки. Но никакая другая экон-ая категория не имеет всех трех признаков вместе, кроме фин-ов и их звеньев.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"